Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое отчуждение и права человекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Говоря о политическом участии нельзя забывать и о неразрывно связанном с ним процессе политической апатии и политического отчуждения, характеризующих другую сторону процесса взаимоотношений власти и подданных, структур политической системы общества и конкретной личности.[134] Любое общество (и особенно современное) — это сложный и многообразный организм со сложнейшими и многоплановыми связями между составляющими ее элементами, находящимися в диалектической взаимосвязи и в непрерывном изменении и развитии. Вполне понятно поэтому, что все население не может быть участником политической деятельности. Наряду с политически активной частью в обществе достаточно большое количество людей аполитичных, безразличных к политике, ее носителям и субъектам. На протяжении всей жизни (или периодически) определенная часть населения проявляет полнейшую апатию к политике. Наблюдая политические процессы последнего десятилетия в нашей стране, приходится с сожалением констатировать постепенную, но неуклонную утрату политического интереса, политическое отчуждение огромных масс населения России. Следует подчеркнуть, что процесс отчуждения в политике — явление одновременно и объективно-закономерное и субъективно направляемое. Объективно не может все население страны быть активным участником политической деятельности, т.е. субъектом политики в силу разных условий, разного интереса, различных характеристик людей – поло-возрастных, геополитических, социально-экономических, политических и духовных. К примеру, Президент страны не может встречаться, вступать в переговоры, переписываться со всеми желающими жителями страны. Объективно его возможности в этом плане узко ограничены, поэтому отчуждение его от народа, ограничение доступа к нему закономерно, а значит и правомерно. Вместе с тем определенная часть политической элиты, особенно в высших эшелонах государственной и политической власти, проводят целенаправленную и сознательную политику по предельно возможному отстранению (устранению, отчуждению, недопущению) широких слоев населения от принятия важнейших государственных и политических решений. Это дает им возможность уйти от ответственности, от выполнения данных ранее обещаний, позволяют им прикрывать завесой секретности и государственной важности суетных интересов данной группы населения страны.
После легитимного формирования всех ветвей власти последняя получает относительную самостоятельность и практическую независимость от избирателей и остальной части населения (чаще всего на 4-5 лет). Именно этим объясняется и огромный бюрократический аппарат, постепенно и неуклонно растущий, выступающий буфером между политической элитой и остальной частью населения. Именно здесь создаются многочисленные инструкции и подзаконные акты, фактически узаконивающие отчуждение граждан от возможности реально влиять на принятие судьбоносных для страны решений. Причем авторы этих актов неизвестны и никогда не несут никакой ответственности, но их решения становятся неразрешимой преградой на пути реализации законных (конституционных) актов и положений. Сошлемся опять на пример с Президентом России, так как это высшее должностное лицо государства, гарант его Конституции, прав и свобод граждан, от решений которого зависят судьбы миллионов граждан страны. Сегодня прямого и свободного доступа к Президенту не имеют ни Председатель Правительства, ни руководители Федерального Собрания. Он может принять, а может и нет. Тем более практически ограничен доступ других членов политической и государственной элиты, простых, рядовых граждан. Поэтому одной из важнейших задач политической социализации должна стать попытка преодолеть политическое отчуждение на основе неуклонного соблюдения Конституции и законов страны. А это возможно лишь на путях четкого и неуклонного соблюдения конституционных прав и свобод граждан. Под правами человека принято понимать возможность человека налагать определенные ограничения на государство, социальные гарантии, нормы гражданских и политических свобод, закрепленные в законах. К настоящему времени в мире принято около 50 международных актов по правам человека.[135] Наиболее существенное значение для преодоления политического отчуждения личности имеют реализация на практике гражданских, политических, социальных, культурных и т.д. прав. Гражданские (личные) права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека (не путать с правами гражданина!). Эти права производны от естественного права на жизнь и свободу и призваны гарантировать индивидуальную автономность и свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливость, независимый и публичный суд, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в т.ч. право покидать любое государство и др.
Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. Это: право на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, свобода печати, радио, телевидения, свобода совести и др. К гражданским и политическим непосредственно примыкают и экономические права. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силой. Важнейшими из них являются права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой. Социальные, культурные и экологические права определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду. К социальным относят: права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья, образование и т.д. Культурные права – права на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые др. Экологические права – это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Реализация названных прав, чаще всего закрепленных Международными конвенциями и национальными конституциями – вот гарантия преодоления политического отчуждения и активного позитивного участия личности в политической жизни страны, что в конечном счете может обеспечить ей стабильное и прогрессивное развитие в будущем.
Литература
Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти. //Вопросы философии. - 1998. - №7. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. //Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №1. Всеобщая декларация прав человека. //Социс. - 1990. - №2; //Известия. 1989. 9 декабря. Гусев А.Д. О правах человека и гражданина. //Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №3. Комарова Э.И. Личность как объект и субъект социального развития. //Социально-политические науки. - 1992. - №4-5. Лобковиц Н. Что такое «личность?» //Вопросы философии. - 1998. - №2. Морозова Л.А. Права человека в условиях становления гражданского общества. //Государство и право. - 1997. - № 10. Морозов В.В., Скрабов А.П. Противоречивость социализации и воспитании молодежи. //Социально-политический журнал. - 1998. - № 1. Миголатьев А.А. Проблемы отчуждения: грани и следствия. //Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №1.
Свинцов В.К. К проблеме отчуждения. //Общественные науки и современность. - 1993. - №6. Суворов А. Отчуждение, человечество, личность. //Свободная мысль. - 1993. - №16. Фред И. Гринстайн. Личность и политика. //Социально-политические науки. - 1991. - №10 Контрольные вопросы
1. Чем обусловлено значение политической социализации в жизни общества? 2. Какую роль играют СМИ в политической социализации личности в современных условиях? 3. Как Вы понимаете понятие «агенты социализации»? 4. Что такое прямая социализация? Что такое косвенная социализация? 5. Назовите причины активности и пассивности политического поведения личности. 6. Какие виды общественно-политической деятельности Вы считаете важными на современном этапе? 7. Что такое политическое отчуждение? Какие пути его преодоления Вы знаете? 8. Какие предпосылки политического участия личности Вы знаете?
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.46 (0.009 с.) |