Политические идеи Древней Руси и русского централизованного государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические идеи Древней Руси и русского централизованного государства



Основные исторические формы русской общественно-политической мысли соотносительно с пятью крупными и относительно самостоятельными эпохами русской культуры с XI по XX век. Основные работы, отражающие политические идеи Древней Руси. Первая эпоха – период с XI по Х VII век соответствующей эпохе средневековья в западноевропейской культуре. Вторая эпоха - период конца Х VII – первой четверти XIХ века. Начинается реформаторской деятельностью Петра I и заканчивается восстанием декабристов. Третья – со второй половины XIХ до 1917 года. Четвертая – с 1917 года по 1990 год социалистическое строительство, эпоха проверки на прочность советской государственности. Пятая – с 1991 года по наши дни: это развал Советского Союза, переход к капитализму. «Слово о законе и благодати» (1049 г.) Митрополита Илариона. «Повесть временных лет» - летописный свод, созданный в 1113 году. «Слово о полку Игореве». Лаврентьевская летопись (1377 г.) Новгородская летопись (Х IV век). Ипатьевская летопись (Х V век)

 

 

 


Раздел II. Политика и власть

Глава 4. Социально-этнические общности и национальная политика.

Современный мир сложен, противоречив, взаимосвязан и взаимообусловлен. Он характеризуется наличием многих жгучих проблем, среди них проблемы национальных и межэтнических отношений выдвинулись на одно из первых мест. Под их натиском распались федеративные государства СССР и Югославия. Национальный вопрос остается сложнейшей внутриполитической проблемой в России, в государствах Балтики, в Азербайджане, и в других странах СНГ, в Англии (Ольстер), в Бельгии (фламандско-валенсийский конфликт), в Канаде (англо-канадский и франко-канадский конфликт), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы). Таким образом, национальный вопрос приобрел характер всемирной значимости.

Если учесть, что на земном шаре более 2000 различных народов (от мелких племен до многомиллионных наций), что 90% наций и народностей входят в состав многонациональных государств, что только 327 народов и национальных групп являются многочисленными, то становится понятным, что национальный вопрос является одним из самых сложных.

Социально-этнические общности как объекты

И субъекты политики

Известно, что нации складывались с возникновением и формированием капиталистической формации. Преобладающим принципом этого процесса был лозунг, провозглашённый французской революцией: «Один народ – одна нация». Этот лозунг действовал более ста лет, но к концу XIX века он устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был выдвинут лозунг о праве наций на самоопределение. Впоследствии этот лозунг был подробно разработан В.И.Лениным в связи с проблемой пути освобождения от национального гнета.

Следует, однако, подчеркнуть, что уже тогда, к сожаленью, у большинства людей этот лозунг ассоциировался с отделением. Если нет отделения, то нет и самоопределения. Таким образом, в качестве приоритетной стали считать идею самоопределения. Последнее стали рассматривать целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения равноправия другими путями.

Национальное отделение в условиях сложившегося многонационального государства всегда чревато негативными последствиями, разрывом сложившихся экономических, политических, культурных связей, отрицательно сказывающихся на социальную жизнь, как отделяющегося народа, так и других народов бывшего единого государства. За примерами идти далеко не следует. Начавшиеся во второй половине 80-х годов прошлого столетия процесс дезинтеграции в бывшем союзе, продолжается и в настоящее время в отдельных странах СНГ. Главная его причина – неумение центра решать социально-экономические проблемы отдельных субъектов государства, ограничения прав национальных республик, но самое главное, на наш взгляд, неумение управлять этнополитическими процессами, неправильное определение приоритетов в национальной политике (упор на свободы самоопределения народов, а не человека, личности независимо от национальности).

А каковы последствия такой политики? Распад федеративного государства, межнациональные конфликты и войны, сотни и тысячи невинных жертв, кровь и горе детей и стариков, мужчин и женщин. К сожалению, все это пока продолжается. В то же время следует подчеркнуть, что для второй половины ХХ века было характерно и другая тенденция – интеграция. Этот процесс особенно характерен для Западной Европы и латиноамериканского континента.

Процесс интернационализации здесь присущ всем сферам: политической, экономической, духовной. Это объективный процесс, вызываемый развитием производства, необходимостью его специализации и концентрации, вследствие чего развивается интернационализация рынка и других сфер общественных отношений.

Рассмотрение проблем национальных отношений в нашей учебной и научной литературе в недавнем прошлом сводилось к анализу национальной политики. Из поля зрения выпадал анализ социально-этнических процессов. Лишь в последнее время было проявлено внимание к этносу как таковому.

Социальная структура общества вместе с другими его признаками характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Они представляют собой исторически сложившиеся устойчивые совокупности людей на основе общности происхождения и развития. К общностям социально-этнического типа относятся: племя, народность, нация, этнические и этнографические группы и другие этнические образования людей (национальность, национальная группа), возникшие в результате естественноисторического процесса.

Здесь следует подчеркнуть, что исторически возникновению наций предшествовали, кроме племени и народности, также первобытное человеческое стадо и род. Чтобы раскрыть сущность этих явлений, необходимо вначале рассмотреть содержание таких основных понятий, как «народ» и «этнос», поскольку с этими понятиями связано взаимодействие всех этнических единиц.

Весьма многозначен термин «народ». На обиходном языке народом называют население государства, жителей страны. На языке социальных наук народ – общность, отличающаяся по ряду признаков от других подобных же исторически развивающихся коллективов. В этом смысле мы говорим, например, «русский народ», «грузинский народ» и т.д. Здесь термин «народ» равнозначен термину «нация». Иногда термин «народ» употребляется для обозначения совокупности различных социально-этнических групп: наций, этнических групп, национальных меньшинств. Например, многонациональный народ Российской Федерации, многонациональный дагестанский народ и другие.

В последние годы в социальных науках широко употребляется понятие «этнос». Правда, в западной социальной и политической литературе оно употребляется издавна. Слово «этнос» употребляется для обозначения всей совокупности различных общностей людей. Этнос в самой общей форме можно определить как исторически сложившуюся совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологии, а также осознанием своего единства и отличия от других образований. Этнос – это относительно обособленный народ. Создатель концепции этногенеза (развития этносов) Л.Н.Гумилев определяет этнос как феномен биосферы – естественно сложившийся коллектив, отличающийся от себе подобных оригинальным стереотипом поведения людей. Он считает, что «этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда – нет». Приведем еще одно определение. «Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии.… Ибо этносы, возникнув еще в первобытном обществе, консолидируясь и развиваясь, представлены в мировой истории такими типами, как племя, народность, нация». Существуют и другие определения понятия этноса.

Один из виднейших исследователей этнических проблем профессор Л.Н. Гумилев считает, что «социально-этническая общность как необходимая форма общественного развития проходит ряд стадий: от родоплеменной к народности, от народности к народу, от народа к единому человечеству».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.006 с.)