Межэтнических отношений в Дагестане.   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межэтнических отношений в Дагестане.  



Без сомнения, огромное воздействие на жизнь общества оказывает религия. Следует признать, что проблема наций и религий оказалась наименее разработанный в нашей науке, поскольку вопросы взаимоотношения разных конфессий и национальных отношений анализировались в рамках идеологизированного мышления. 

Такие вопросы, как религия в жизни наций, взаимосвязь национального и религиозного в культуре, религия и межнациональные конфликты и многие другие сегодня требуют ответа. Прежние стереотипы не позволяют оценить и объяснить, что происходит сегодня в нашем обществе. Желание видеть сегодняшние реалии в рамках старого мышления приводит зачастую к тому, что нерешенные проблемы становятся причиной соединения религиозных настроений с националистическими, что, как известно, может стать причинами межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Говоря о проблемах национальных отношений в Дагестане нельзя не говорить и религиозном вообще, в частности, исламском факторе. В реальной политике в республике учитывают этот фактор. Конечно, религия отнюдь не единственный стабилизирующий фактор, сближающий дагестанские народы и даже видимо, не решающий.

Одни ученые усматривают позитивную роль религии, а другие негативную. По Марксу и Энгельсу, религия является отражением такого общества, где господствует несправедливые формы организации социальной жизни. Подобную негативную точку зрения на роль религии в обществе высказал основоположник психоанализа З.Фрейд. Он считал, что в религии содержится разрушительная для общества сила, а сама религия является ничем иным как «коллективным неврозом».[107] 

Немецкий социолог М.Вебер напротив полагал, что именно религиозные принципы являются определяющими в политической и экономической деятельности общества.[108] Жозеф де Местр утверждал, что «все вообразимые учреждения покоятся на религиозной идее, ибо она непреходяща».[109] Истоки религии видел в американской цивилизации Алексис де Токвиль.[110]

В XX веке религия рассматривалась уже как часть надстройки гражданского общества. Так, например, американский социолог Т. Парсонс считал, что религия призвана поддержать в обществе социальный порядок.[111]

Ему вторит современный немецкий философ Петер Козловски, который пишет: «Вне религии практически нет никаких фактических гарантий поддержания и сохранения социального этноса».[112]  

В любой социальной системе в самых различных исторических условиях религия всегда выполняет в обществе определенные функции.

Религия как форма общественного сознания формирует систему человеческих норм и ценностей. Именно в религии общество ищет ответы на вопросы: что такое добро и зло, в чем смысл жизни? Религия тесно связана с моралью общества, развитием культурных ценностей, определяет особый тип духовно-материальной организации, менталитет народа, влияет на экономический уклад общества, религиозное сознание неотделимо от правосознания и морального сознания.[113] Таким образом, рассматривая феномен религии, можно выделить следующие элементы: вероучение; религиозная психология; культ и обрядность; организация.

Религиозный фактор может сыграть как положительную роль, так и отрицательную. Зависит это, во-первых, от сложившейся социально-экономической и политической ситуации в обществе; во-вторых, от расстановки сил в стране; в-третьих, от степени готовности властных структур к демократическим преобразованиям; в–четвертых, от умения определить цели и направления в использовании положения того или иного вероучения во благо мира, согласия, созидания и дружбы между народами или же во имя противостояния одного народа другому, одной религии – другой.

 По мнению профессора Авшалумовой Л.Х., для достижения первой, благородной цели надо исходить из того, что объединяет верующих всех религий, из тех высоких морально-нравственных принципов, заключенных во всех трех религиях, имеющих место в Дагестане: исламе, христианстве, иудаизме».[114] А объединяет их очень многое, притом в самом главном. Прежде всего, это, то, что все названные конфессии являются монотеистическими, признающими только единого Бога.

Дагестан, как известно, уникален не только тем, что на этой сравнительно небольшой территории проживают многие народы, говорящие на тридцати трех языках и наречиях, с древних времен существовали различные религии: ислам, иудаизм, и что очень важно подчеркнуть, что здесь никогда не было войны между народами на религиозной почве.

Даже тогда, когда в Дагестане получил широкое распространение ислам, и он стал доминирующей, самой влиятельной религией в нашем крае, все остальные религии продолжали мирно существовать. Причиной является то, что здесь была большая веротерпимость. Она существует и сегодня. Все религии, функционирующие в Дагестане: ислам, христианство, иудаизм поддерживают между собой нормальные отношения – отношения мира, согласия и сотрудничества.

Опыт совместного мирного проживания в Дагестане многочисленных народов, сохраняющих свои культурные особенности, религии, обычаи просто уникален. Этот опыт оказался особенно востребованным в нашем обществе в период ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающегося социальными потрясениями, духовным кризисом и утратой привычных ценностных ориентиров. К этому опыту мы обращаемся и в процессе строительства новых государственно конфессиональных отношений, соответствующих современному демократическому обществу.

Религия и религиозные организации в Дагестане, как и в стране в целом, играют в последние годы заметную роль в общественно-политической и духовной сферах жизни общества. Рост влияния религии на общество в первую очередь связан с демократическими преобразованиями последних десятилетий и разрушением прежней идеологической системы в нашем государстве.

Современная религиозная обстановка подтвердила, что сегодня в Дагестане ни одна политическая партия или национальное движение не имеет под собой идеологической платформы, как ислам. «Ведь ислам не только верование, но и образ жизни, стиль поведения; это и мораль, и право, и свод обязательных для каждого верующего концепций верховной власти, механизм регулирования человека с человеком, семейных отношений».[115]

В начале 90-х гг., после принятия ряда новых законов, касающихся свободы совести, в России начался бурный рост активности многих конфессий. Первый законодательным актом в этой области стал Закон СССР 1990г. «О свободе совести и религиозных организациях». 25 октября 1990г. В РСФСР был принят Закон «О свободе вероисповеданий». Конституция Российской Федерации 1993 года в статье 28 провозгласила принцип свободы вероисповедания.[116] Правовое положение церкви в России в настоящее время регулируется федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях», принятым Федеральным Собранием 19 сентября 1997г. Изменения в государственном и политическом строе страны существенным образом затронули сферу государственно-конфессиональных отношений, правовые основы деятельности религиозных организаций в Дагестане. Принятие 5 мая 1991 года Верховным Советом Республики Дагестан Закона «О свободе совести и религиозных организаций»[117] сыграло решающую роль в освобождении религии от государственного диктата.

Этот закон предоставил дагестанцам политические, юридические, материальные гарантии осуществления подлинной свободы совести и вероисповедания, а религиозные организации освободили от любых неправомерных ограничений в их деятельности.

В статье 30 Конституции Республики Дагестан отмечается: «Каждому гарантируется свобода совести – право свободно исповедовать, любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона».[118] А третья статья Закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» гласит: «Республика Дагестан – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом…».[119]

Правительство, все государственные структуры нашей республики оказывают религиозным организациям необходимое содействие в решении многих проблем. Формирование нормальных взаимоотношений государства и религиозных организаций, основанных на уважении к закону – одно из главных направлений деятельности Комитета правительства РД по делам религий. Подтверждением, того, что руководство республики оказывает религиозным организациям, функционирующим в Дагестане, помощь и поддержку, содействующим в решении многих вопросов, является рост количества, религиозных организаций, открытая всесторонняя религиозная пропаганда, свободное распространение религиозной литературы, расширение системы религиозного образования, активизация паломничества к святым местам и т.д.

В религиозной сфере произошли действительно принципиальные изменения. В отношении государства к религии и религиозным объединениям они нашли отражение в законодательстве страны, республики. Взаимоотношение государства и религиозных организаций на территории РД строятся на основе федерального и республиканского законодательства в области свободы совести.

Еще более существенные перемены произошли в общественном сознании людей: возросли авторитет религии, доверие к религиозным объединениям, надежды на них в деле духовного оздоровления общества.

Дагестанцы имеют возможность наблюдать возрождение в республике всех религиозных институтов, хорошо знакомы количественными и качественными сторонами этого процесса.

На 1 января 2004 года в республике действовали 1723 религиозных объединений и организаций, из которых 1679 – мусульманские, в том числе 20 организаций шиитские, остальные суннитские, 1091 центральных мечетей, 40 христианские объединения, из них русских православных церквей 12, 8 общин евангельских христиан баптистов, 6 общин свидетелей Иеговы, 5 общин адвентистов 7-го дня, 1 армянская община, 1 община евангельских христиан, 1 община старообрядцев, 1 римско-католический приход, 4 иудейские организации. В ГУ Минюста РФ по РД зарегистрировано 625 религиозных организаций.[120]

В республике за последние 15 лет сложилась система религиозного образования, включающая в себя начальные, средние и высшие учебные заведения. Так, из 17 российских исламских вузов, имеющих лицензию, 8 находятся в нашей республике. Всего у нас действуют вузов – 16 и их филиалов - 5, средних медресе 141, примечетских начальных школ – 324. всего в исламских учебных заведениях обучаются 15500 человек. Общая численность культа всех конфессий в республике составляет 2784 человек, в том числе имамов и муэдзинов, работающих в мусульманских религиозных общинах около 2500 человек, христианских – 272 человека, иудейских 12 человек.[121]

Конституция РФ устанавливает принципы светского характера государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом. В то же время, очевидно то, что религиозные организации не отделимы от общества. Они взаимодействуют не только с гражданами, входящими в данные религиозные организации, но и общественными объединениями предприятиями и учреждениями, в том числе и государственными по широкому кругу вопросов, затрагивающих интересы всех граждан: например, в вопросах духовно-нравственного воспитания граждан, в том числе детей и молодежи, укрепления семьи, благотворительной деятельности и поддержке социально незащищенных слоев населения, сохранения и развития ценностей национальной культуры и т.д.

Для современной религиозной ситуации в республике характерны следующие общие тенденции: постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы: религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и обществе, свободно пропагандируют свое вероучение; поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики; фактически исчерпан резерв для быстрого дальнейшего роста уровня религиозности дагестанцев, какой происходил в начале и середине 90-х годов, темпы роста религиозных общин большинства конфессий, за исключением, протестантских (пятидесятники, Свидетели Иеговы), стабилизировались. «Спецификой религиозной ситуации в РД является резкий рост политизации ислама, использование его авторитета и моральной силы в политических целях, в том числе и религиозно-политическими экстремистами».[122]

Политизация ислама стала оборотной стороной религиозной либерализации, сопровождаемой противоречивыми между тарикатистами (суфиями) и так называемыми «ваххабатами» (салафитами). Официально духовенство Дагестана выступило с критикой миссионерской деятельности последователей ваххабитского течения в исламе. И в Чеченской Республике и в Республике Дагестан сторонниками ваххабизма были выдвинуты претензии к верховной власти. Они стали бороться за установление шариатской формы правления и непризнания светских законов, придуманных, по их мнению, волей человека. В силу возникшей опасности вопрос проникновения зарубежного ислама в его крайне опасной экстремистской форме в российские мусульманские регионы стал приобретать особую значимость и актуальность.

По мнению социолога З.Абдулагатова, позиция духовенства и властных структур в большей степени склоняется к определенной роли внешнего влияния: мусульманского образования за рубежом, миссионерская деятельность, зарубежных неправительственных организаций, экономические интересы транснациональных компаний, геополитические интересы отдельных государств и т.д. Однако есть точка зрения, что наши беды связанные с экстремизмом, обусловлены главным образом внутренними противоречиями. До сих пор государство в лице лидеров различного уровня не признала публично важность решения социально-экономических проблем для борьбы с религиозным экстремизмом.[123] 

В Дагестане, например, в конце 90-х годов более 25% трудоспособного населения были безработные. Это при 9,5% в среднем по стране. Среднемесячная зарплата в 2002 году в РД оставалась самой низкой среди республик Южного федерального округа. Разрыв в уровне среднемесячной зарплаты Дагестана и России в 2002г. составил – 2,4 раза (в 2001 – 2,8 раза). По данным Генпрокуратуры РФ 50% всех преступлений в стране совершается безработными. По проведенному в РФ экспертному опросу на первом месте среди семи мер противодействия экстремистскому ваххабизму оказалось «улучшение материальных условий жизни людей – 72,3%.[124]

Таким образом, сегодня государству недостаточно создавать религиозным объединениям республики все необходимые законодательные и иные условия для отправления религиозных культов, свободного религиозного обучения.

Практика государственно-конфессиональных отношений оказывается многообразнее теоретических положений и деклараций. В деле обеспечения прав и свобод граждан, наконец, их безопасности государству принадлежит главенствующая роль. Так, Государственный Совет РД, Народное Собрание РД и Правительство РД приняли несколько постановлений, в которых осуждались действия религиозно-политических экстремистов по дестабилизации общественно-политической ситуации в Дагестане и в целом на Северном Кавказе. В них же были предусмотрены конкретные меры по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом, меры по ликвидации последствий вооруженного вторжения международных бандформирований со стороны Чечни в Дагестан в августе-сентябре 1999 года.

16 сентября 1999 года Народное Собрание РД приняло Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Закон запрещает создание и функционирование ваххабитских организаций, групп или объединений, запрещает деятельность религиозных миссий, их филиалов, учебных заведений, физических лиц, проповедующих идеи ваххабизма. Закон предусматривает запрет на изготовление, хранение и распространение любых печатных, видео, фото и иных материалов, содержащих пропаганду ваххабизма и экстремизма. Ставится действенный заслон на всех путях проникновения к нам этих материалов, а имеющиеся изымаются.

В борьбе с распространением экстремизма большой проблемой для республики остается бесконтрольный выезд дагестанской молодежи на учебу в мусульманские учебные заведения за рубеж. Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» указывает, что обучение граждан республики в религиозных учебных заведениях за пределами РД и РФ допускается только по направлению органа управления республиканской религиозной организации (ДУМД).

Этот закон должен стать заслоном на пути религиозных организаций и отдельных лиц, проповедующих экстремизм, призывающих к насильственному изменению существующего строя.. Опыт действия Закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» показал оправданность его принятия и необходимость еще более активных действий всех государственных органов по предотвращению последствий ваххабитской агрессии на нашу республику, активного отпора распространению экстремисткой идеологии.

Этот законодательный акт не единственная форма мусульманской самозащиты от ваххабизма. На это направлены постановления в том числе, постановления Народного Собрания Республики Дагестан «О ходе исполнения законов Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» и «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 25 мая 2000 года, постановление Госсовета Республики Дагестан «О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и мерах по обеспечению противодействия экстремизму» от 19 июля 2000 года и совместное Постановление Госсовета и Совета безопасности РД от 16 октября 2002 года «О ходе выполнения Постановления Госсовета Республики Дагестан от 19 июля 2000 года «О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и мерах по обеспечению противодействия экстремизму».

Вопросы обеспечения свободы совести и борьбы с распространителями экстремизма находятся в центре внимания республиканских органов власти. В рамках МВД РД действует специальное подразделение для борьбы с ваххабизмом. Во всех районных и городских администрациях созданы комиссии, являющиеся консультативными органами. В период августа – сентября 1999 года эффективно работали комиссии администраций городов Махачкалы, Избербаша, Каспийска, Хасавюрта, Лакского, Казбековского, Ботлихского и других районов. При их активном участии были проведены митинги, сходы жителей, собрания в трудовых коллективах, приняты обращения, которые однозначно дали понять, что жители республики решительно осуждают вмешательство международных террористов во внутренние дела республики. Однако при всей активности исламского фактора он не привел к серьезному идеологическому расколу всего дагестанского общества. [125]

В настоящее время главным направлением деятельности комиссий стала идеологическая, воспитательная работа, направленная на претворения в жизнь идей человеколюбия и патриотизма, разъяснения губительного влияния религиозного и иной другой формы экстремизма для жизни общества. С этой целью комиссиями организуются выступления в СМИ представителей духовенства, интеллигенции, ветеранов, проводятся «круглые столы» на местных телевизионных студиях, открыты соответствующие рубрики в местной прессе. Особое внимание уделяется работе по государственной регистрации религиозных организаций, изучается деятельность религиозных учреждений – вузов, медресе, начальных школ и т.д. Ислам со своими идеями единства и братства мусульман мог бы стать и не раз становился важным средством достижения мира и согласия между мусульманскими народами. Но, к сожалению, он часто используется в узконациональных интересах национальными группами и движениями.[126]

Необходимо отметить, что приверженцы традиционного ислама в Дагестане в других Северокавказских регионах и России в целом сурово осудили и осуждают терроризм и экстремизм, в какой бы форме они ни выступали.[127]

Вторжение на территорию Дагестана религиозных экстремистов и чеченских боевиков подняло практически все социальные слои Дагестана. Население нашей республики не только негативно отнеслось к акциям ваххабистов, но и активно подключилось к проводимым подразделениями Российской Армии и органами Министерства внутренних дел мероприятиям по уничтожению вторгнувшихся бандформирований. Только за первую декаду августа 1999 года в народное ополчение записалось несколько тысяч человек. Едва ли не в каждом городе и районном центре создавались штабы по набору и направлению в зону боевых действий добровольцев. Подобное развитие событий явно не входило в планы организаторов т.н. «Дагестанской компании». Понеся большие потери, 24 августа 1999 года бандформирования оставили Ботлихский район РД. По оперативным данным, эта авантюра стоила им более 500 человек убитыми.[128]

В тоже время следует отметить, что ваххабитское движение в нашей республике трансформируется в новое качественное состояние, предоставляющее реальную весьма серьезную угрозу стабильности РФ. Несомненно, с их стороны будут приниматься активные попытки вмешательства в государственные дела, как на местном, так и на республиканском уровне. События, происходившие после 1999 года подтверждают вышесказанное. 

 С учетом изложенного, правоохранительными органами РД принимаются самые активные меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение антиконституционной деятельности религиозных экстремистов.

В последние годы в государственно-конфессиональных отношениях на смену формальному равноправию религий и абсолютизации принципа отделения религиозных организаций от государства приходит развитие полномасштабных и разносторонних связей государства с ведущими конфессиями страны при сохранении светского характера государства и обеспечении законных прав религиозных меньшинств.

Это вполне логично и закономерно. Законодательно провозглашенное равноправие религиозных объединений не исключает возможности более тесных отношений государства с традиционными конфессиями, занимающими огромное место в истории и современной жизни россиян, в том числе и дагестанцев.

Органы государственной власти и муниципального управления Республики Дагестан оказывают существенную финансовую и материальную помощь традиционным конфессиям Дагестана. Так, при помощи руководства республики и местных городских администраций в последние годы построены, восстановлены или отремонтированы многие мечети, церкви, оказана материальная помощь иудейским организациям республики.

Высшие органы государственной власти (Госсовет, Правительство), все государственные структуры республики оказывают религиозным организациям необходимое содействие в решении многих других проблем. Формирование цивилизованных взаимоотношений государства и религиозных организаций, основанных на уважении к закону - одно из главных направлений деятельности Комитета Правительства РД по делам религий, действующего в республике в соответствии с республиканским законом о свободе совести.

Общность целей в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и другими социальными бедами общества объединяет государственные структуры и религиозные объединения, способствует еще большему укреплению государственно-конфессиональных связей.

Важным условием формирования гражданского общества, на наш взгляд, является достижение межнационального и межконфессионального мира и согласия.

Сегодня можно констатировать, что между всеми конфессиями Дагестана существуют нормальные доверительные отношения. Попытки привнести в эти отношения экстремизм, нетерпимость отвергаются подавляющей частью дагестанского общества. Серьезных межконфессиональных противоречий у нас в республике нет. В то же время мы не можем допускать самоуспокоения. Нас не может не беспокоить отмеченные социологами и другими исследователями, как дагестанскими, так и российскими, некоторое снижение толерантности, в том числе и в отношении к инаковерующим, в молодежной среде. В нашей многонациональной республике развитие подобных тенденций совершенно недопустимо. Это осознают все здравомыслящие члены дагестанского общества, и в первую очередь руководители религиозных организаций.

В целях снятия противоречий между конфессиями богословы и религиозные деятели страны пришли к пониманию настоятельной необходимости такой формы сотрудничества, как межрелигиозный диалог. Он возможен только в том случае, когда между его участниками существует взаимопонимание, когда все его участники открыты к подлинному общению. Такая открытость возможна лишь в том случае, когда все участники диалога чувствуют себя равными, когда ни одна из сторон не пытается доказать свое превосходство над другой. Только на таких принципах возможно общение священнослужителей разных конфессий и религий друг с другом для лучшего понимания друг друга, для достижения межконфессионального мира в нашем обществе.

Именно такую форму диалога демонстрируют руководители конфессий нашей республики в последние годы. Духовенство Дагестана осознает свою роль и ответственность в поддержании мира и спокойствия в нашем многонациональном и многоконфессиональном регионе. Религиозные организации ориентируют людей на мирные отношения между различными народами, на укрепление общей для всех Родины – Дагестана, России.[129] Особенно эта работа активизировалась после известных событий 1999 года, когда экстремисты в числе прочего попытались подорвать межрелигиозное согласие в нашей республике и просчитались. Мусульманские, христианские и иудейские священнослужители выступают в СМИ, печатных изданиях, на всевозможных «круглых столах» и конференциях за уважение человеческой личности независимо от национальной и вероисповедной принадлежности за согласие и мир между верующими всех конфессий, за единый Дагестан в составе Российской Федерации. Руководители конфессий встречаются между собой, совместно обсуждают проблемы, демонстрируя наличие дружеского заинтересованного диалога и общности целей. При Комитете Правительства РД по делам религий Постановлением Правительства РД образован и действует Экспертный Совет, членами которого являются и руководители традиционных конфессий республики. На нем в кругу специалистов и самых заинтересованных сторон обсуждаются многие проблемы религиозной жизни республики, в том числе вопросы сохранения межнационального мира и согласия в дагестанском обществе.[130]

Экстремистам не удалось столкнуть дагестанцев по религиозному и национальному признаку, противопоставить духовенство и народ, власть и религиозных деятелей, религию и демократический строй. Сегодня, когда гражданское общество только формируется, важную роль в налаживании конструктивного диалога между государственными институтами и религиозными организациями, безусловно, выполняет власть. От ее политики и конкретных действий зависит стабильность в конфессиональной сфере, особенно в таком многонациональном и поликонфессиональном регионе, как Кавказ. Поэтому нельзя не отметить, что существующая стабильность в данной сфере в Республике Дагестан не в последнюю очередь связана с постоянным вниманием к ней со стороны руководства нашей республики.

В настоящее время возникла необходимость в широкой программе мер по совершенствованию всего законодательства, в том числе и в области государственно конфессиональных отношений.

В современных условиях, например, отсутствует законодательная база деятельности религиозных организаций в социальной сфере – социальном обеспечении, медицинской помощи, благотворительности и т.д. не урегулированы проблемы государственных средств массовой информации, имущества государственных и муниципальных организаций и учреждений.

Договоры о социальном партнерстве между государственными органами и религиозными организациями могут заключаться в следующих сферах и направлениях деятельности:

- совместное использование, охрана и восстановление культовых объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

- повышение уровня социальной защиты и материального обеспечения малоимущих и престарелых граждан РФ;

- создание религиозными объединениями собственных учреждений социального обеспечения, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования;

- представление эфира государственных теле – и радиовещаний для религиозно-просветительских программ;

- участие религиозных объединений в воспитательном процессе в местах лишения свободы, в том числе несовершеннолетних граждан;

- иные формы сотрудничества, разрешенные законодательством и способствующие общественному благу.

У государства и религиозных организаций много направлений сотрудничества. Конкретизация общих целей и форм взаимодействия – вот на что должны быть направлены сегодня наши общие усилия[131].

 

Литература

 

Адзиев Х.Г., Гасанов М.Г., Омаров Ш.С. Политологический словарь. Махачкала. 1999.

Антонович И.И. Общественные движения и проблема власти. // Социально-политические науки. - 1991. - № 4.

Беджанов М.Б. Суверенитет, демократические движения, многопартийность и возрождение казачества. Майкоп. - 1991. С. 71 – 164.

Бердли Дж. (США). Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России. // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5.

Гасанов Н.Н. Общественно-политические организации и движения Дагестана. Махачкала. 1995.

Республика Дагестан: современные проблемы национальных отношений. Махачкала, 1992.

Российское демократическое движение. //Социс. - 1993. - № 6.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое «общественная организация», «общественное движение». Какая разница между этими понятиями?

2. Перечислите общественные организации, работающие в настоящее время в Дагестане.

3. Перечислите функции и принципы формирование и деятельности общественных организаций.

4. Какая существует типология общественных организаций и движений?

5. Какую роль играют общественные организации Дагестана в политической жизни Республики Дагестан?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.07 с.)