Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Режимы протекания политического процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. В различных источниках указывается, как правило, четыре режима протекания политического процесса. Первый — это режим конституирования, который является одним из важнейших в развитии политического процесса. Он совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, а также новая система общественных отношений. Происходит полный пересмотр Конституции. Второй – это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями. Третий режим протекания политических процессов — это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микро факторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан.
И, наконец, четвертой разновидностью режима протекания политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. Как говорил П. Б. Струве, – это «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и пр.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность. Продолжительность каждой из этих стадий политического процесса зависит от объективных и субъективных факторов, целого ряда условий и обстоятельств, как внутреннего порядка, так и международного. Несомненно, в числе важнейших из них является: – характер исторического периода в развитии страны; – степень развития политической культуры общества; – глубина существующих социальных противоречий; – политическая зрелость социальных субъектов; – влияние внешних политических сил. Одним из важных компонентов политического процесса является политическая технология. Понятие "технология" Под политической технологией понимается система последовательных, целенаправленных действий, ориентированных на достижение заданного политического результата. Политические технологии, как правило, вырабатываются и осуществляются работниками государственных, партийных и общественных организаций. Структура технологии состоит из двух компонентов: процедуры и операции. Процедура – выбор действий, с помощью которого предполагается решить определенную задачу. Операция - непосредственное политическое действие, направленное на решение поставленной цели или задачи.
Выделяют стадии политической технологии. К стадиям процедуры относятся: формулировка цели, принятие решения, анализ результатов. К стадиям операции - диагностика политической ситуации, организация политического действия, координация и регулирование процесса исполнения и т.д. Технологию политического процесса можно показать на примере избирательных кампаний. В ходе выборов составляется технологическая карта каждого избирательного участка, куда входит: – составление списков избирателей с указанием их возраста, места проживания; – определение социально-классовой, национальной и демографической ситуации; – определение динамики социальных и политических структур; – изучение социально-психологической характеристики избирателей и т.д. Технология выборов включает отбор и подготовку кандидатов в депутаты, формирование их имиджа, выработка предвыборной платформы, изготовление лозунгов, плакатов, проведение встреч, «круглых столов». Словом, вся избирательная кампания расчленяется по частям, отрабатывается каждое звено, то есть тщательно готовится. В структуре политической технологии выделяют и политический маркетинг. Это – область изучения спроса на ту или иную политическую продукцию, тот или иной политический товар. Правомерность политического маркетинга в США, например, открыто отождествляется с продажей товара, притом политического. Эффективность политической деятельности немыслима без четкого определения потребности или спроса на те или иные политические действия. Иначе говоря, достоверные знания об объективно обусловленных, логически продиктованных политических действиях становятся важнейшим условием эффективности политики. Сущность политического маркетинга избирательной кампании заключается в том, что кандидат и его программа представляют собой "товар", который в ходе выборов конкурирует с такими же товарами. Поэтому в ряде стран под политическим маркетингом понимают "технологию избирательных кампаний": выгодно преподнести своего кандидата, нейтрализовать соперников и приложить максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели проголосовали за рекламируемого кандидата или, говоря рыночным языком, "купили" именно данный "товар." Среди компонентов политического процесса особое место занимает формирование политического сознания и политической культуры. Людей нужно всесторонне готовить к участию в политическом процессе, а не полагаться на автоматизм их действий. Отлаженный механизм подготовки масс предполагает издание журналов, газет, учебных пособий, проведение занятий с имитацией конкретных политических ситуаций, создание политклубов и т.д. Как видно, политический процесс - многогранное явление, отражающее политическую деятельность в динамике и целостности. Как справедливо отмечает политолог Ю.В.Шпак, по своему содержанию политический процесс - это "совокупность видов деятельности людей, гарантированных законом и включенных в динамику политических отношений и охватывающих все стадии развития и функционирования политической системы" [158]. Литература Атаманчук Г. Политический процесс и государственная политика. - //Свободная мысль. - 1991. - №18. Предвечный Г.П. Политология. Ростов на Дону. 1991. Салмин А. Политический процесс и демократия. - //Социально-политические науки. - 1991. - №6.
Шпак Ю.В. Курс лекций политологии. Ч.111. Воронеж. 1992. Чудинов И. Политическая жизнь. Раздел. "Человек и общество", - //Социально-политический журнал. – 1994. - №11-12. Павлов Ю.М. Мировой политический процесс. //Вестник Московского университета. – Серия 12. Политические науки. – 1995. - №3. Цыганков П.А. Мировой политический процесс: содержание и особенности. - //Социально-политический журна. - 1995. - №4.
Контрольные вопросы 1. Определите понятие «политическая деятельность». 2. Какова структура политической деятельности? 3. Назовите основные формы политической деятельности. 4. Определите основные направления, методы и способы политической деятельности. 5. Дайте характеристику понятиям «политическая активность», «политическое отчуждение». 6. Назовите основные признаки политической активности. 7. Что такое «политический процесс»? 8. Определите стадии политического процесса. 9. Что понимать под технологией политического процесса? 10. Определите содержание политического маркетинга.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.250 (0.008 с.) |