Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция представлений о государстве
Государство всегда находилось в центре внимания общественно-политической мысли. Об этом говорят и названия произведений, написанных мыслителями всех времен: «Государство» Платона, «Государь» Н.Макиавелли, «О границах деятельности государства» Вильгельма фон Гумбольдта, «Государство и революция» В.И.Ленина и т.д. Большой интерес к исследованию государства как политического института вызвал к жизни различные трактовки его сущности, происхождения и функции. Эта тема считалась наиболее трудной для исследования. Французский экономист Фредерик Бастиа (1801-1850) пообещал премию в миллион луидоров (французская золотая монета) за удовлетворительное и четкое определение государства. Еще до своего избрания 28-й президент США, профессор конституционного права Вильсон в 1899г. признался, что он «безуспешно пытался найти определение государства». В данном параграфе мы попытаемся дать некоторое обобщение политическим исследованиям о государстве. Категория «государство» в обыденном понимании используется в сочетании с такими понятиями как «страна», «родина», «общество», «нация». Вместе с тем существует и научный подход к исследованию природы государства, который объединяет различные трактовки и толкования. В развитии теоретических представлений о государстве соседствовали и противоборствовали этатистское направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель общественного развития, и антиэтатистское. Первое отличается положительным отношением к государству, признанием его общественной пользы, второе – государственным негативизмом, рассмотрением государства как социального и нравственного зла. Вплоть до XVIII века преобладала первая тенденция, связывающая государство с усилением государственного могущества. Даже забота о благе подданных, необходимость справедливости и гуманности обосновывались заботой о стойкости государственной власти. Так, французские энциклопедисты, известные своим свободомыслием, заботились не об ограничении власти государя, не о ее направлении на терпимость, развитие просвещения, повышение народного благосостояния, насаждение добродетели и достижение народного счастья, а об усилении могущества правителя, который может воздействовать на людей по своему желанию, используя для этой цели всемогущий закон. Даже Руссо наделяет государство, отождествляемое им с обществом, верховной, неделимой, неотчуждаемой, непогрешимой и абсолютной властью. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами, и вместе с тем идея обязанностей государства перед гражданами и ответственности перед ними, так же, как и идея контроля общества за государством, не получила широкого признания в мире.
Теоретические суждения о правах граждан по отношению к государству, свободе личности от государственного регулирования были высказаны и развиты только в XVIIIв. Эти идеи приобрели форму ограничения государственной власти. При этом политические мыслители по-разному очерчивали общественные сферы, которые должны быть свободны от государственного вмешательства. Это были требования, как утверждал Мишель Анри, свободы веры, а точнее неверия (В.Пенн), свободы распоряжения собственностью и личностью (Монтескье), участия в создании государства (Руссо, Кондорсе), свободной торговли и промышленной деятельности (А.Смит), права на сопротивление власти – легальное, ненасильственное (И.Кант) и революционное, мятежное (Фихте)[74] Взгляд на государство как на социальное и нравственное благо, как, безусловно, необходимый элемент всякого общества отчетливо проявился в политической концепции Гегеля. Он считал государство нравственным целым, осуществлением свободы, «шествием бога в мире». Лассаль считал государство средством утверждения свободы и культуры, «вековечной связью, огнем всей цивилизации», силой, помогающей каждому в его саморазвитии. Наряду с этатистской традицией, существовало воззрение на государство как на деспотическую, угнетающую, ограничивающую свободу и содействующую рабству силу. Своими корнями этот взгляд уходит в христианское вероучение. Св. Августин (354-430) требует подчинения государства высшей власти царя небесного. Земной град, или дьявольское общество должно быть преодолено во имя града божьего, царства небесного, в котором «пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая». Эта идея органически присуща раннему социализму, откуда и была заимствована К.Марксом. Т.Мор в «Утопии» утверждал, что «все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это заговор богатых…, чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно». Уильям Годвин в «Рассуждении о политической справедливости» также считает, что «правительство есть зло, узурпация права на личное мнение, на индивидуальное человеческое сознание».
Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон (1760-1825) критически оценивает государственное устройство, в котором «менее обеспеченные ежедневно лишают себя части необходимых средств для того, чтобы увеличить излишек крупных собственников; ибо величайшие преступники, воры высшего порядка, грабящие у граждан триста или четыреста миллионов в год, облечены властью наказывать мелкие проступки против общества; ибо невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудолюбивые люди подчинены им и используются лишь в качестве орудий».[75] Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми. «Человек может оказывать полезное воздействие только на вещи. Воздействие человека на человека всегда вредно для человеческого рода». Дальнейшее развитие эта линия получила у Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорским, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. В принципе мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Как свидетельствует исторический опыт, государство не может одинаковым образом удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно, и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения. Однако нам представляется, что в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которая, по Марксу, находится на службе определенного класса. При этом была недооценена самостоятельность государства, его ориентация на выполнение общих дел, о чем сам Маркс говорит лишь мельком, называя эту задачу – «служение общему благу» – фикцией, прикрытием классовой сущности государства. Была явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства, используемые государством – убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и пр. Последовательно антигосударственная позиция сформулирована анархистами. Их расхождение с Марксом по этому поводу определялось тем, что они считали необходимым ликвидацию государства сразу же после социалистической революции. В отличие от них, Маркс, а за ним и Ленин, признавали необходимость государства диктатуры пролетариата на переходный период к коммунизму. Выдающийся идеолог анархизма М.А. Бакунин в одной из основных работ «Государственность и анархия» так определял свое отношение к государству: никакое государство, как бы демократичны ни были его формы, хотя бы самая красная политическая республика, народная в смысле лжи, известной под названием народного правительства, не в силах дать народу того, что ему надо, т.е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства, опеки, насилия сверху...»
С позициями марксистов и анархистов расходилась точка зрения социал-демократов, выступавших против слома старой государственной машины, считая возможным постепенный ее захват и последующее использование в целях рабочего класса, всего общества. История продемонстрировала правоту именно этих взглядов, доказав преимущества эволюционного пути реформирования общества и государства, выявив значительный потенциал государства в решении общих проблем. Исследования государства в политической науке основываются на различных подходах. Одним из широко распространенных является нормативный подход, интерпретирующий государство как совокупность норм, регулирующих поведение граждан, (социальные и политические отношения). Для институционального подхода характерно толкование государства как воплощения власти, как его института, имеющего сложную природу и существующего в форме иерархической структуры. Сторонники этого подхода полагают, что государство как централизованная структура возникло лишь на исходе средневековья, в ХУI в. Весьма основательные корни имеет социологический подход к исследованию государства. Еще Аристотель истолковал государство как социально дифференцированное общество. Его теоретические выводы базируются на беспрецедентном анализе 158 современных ему полисов-государств. Им была сформулирована идея идеального государства (политии), опирающегося на средний класс, наиболее умеренный в своих требованиях. Им также дана характеристика закономерностей развития государства, перехода из одной формы в другую, сделан анализ различных типов государственных переворотов. Особой разновидностью социологического подхода к государству является точка зрения марксизма, увязавшего государство с другими сферами общества – социально-классовой структурой, с экономическими процессами. Сильная сторона этого подхода – историзм, постановка государства в исторический контекст, рассмотрение его развития как цепи последовательно сменяющих друг друга исторических форм. С конца прошлого века стало утверждаться социологическое понимание государства как определенным образом организованного населения, как единства совместных действий. Дальнейшее развитие социологический подход получил в американской политической социологии, ориентированной, прежде всего, на изучение динамики государства, процессов его функционирования в более широком социальном и политическом контексте. Внимание американских исследователей сфокусировалось главным образом на социальной среде политических институтов – группах давления, электоральном поведении и т.п. В отличие от них, западно-европейские политологи (М.Вебер, Р.Михельс и их западногерманские последователи) сконцентрировались на теоретическом осмыслении олигархических и бюрократических тенденций в развитии политических институтов, и в том числе государства.
Происхождение государства В политической науке существуют различные точки зрения относительно происхождения государства. Теократические теории связывают происхождение государства с божьим установлением, а современный католицизм соединяет последнее с идеей временного, преходящего характера конкретных ее форм и действий. Патриархальная теория ( основатель - английский мыслитель ХУШ в. Роберт Фильмер) связывает возникновение государства с результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. Договорная концепция, развитая Гоббсом, Локком и Руссо, выводит государство из соглашения между правителем и подданным, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. В ХIХ в. распространилась «теория завоевания», наиболее ярким и известным представителем которой был выдающийся краковский социолог и юрист Л. Гумплович, который считает, что государство возникает вследствие завоевания одних народов другими. Особый характер имеет социально-экономическая концепция происхождения государства. Наиболее ранняя ее разновидность – взгляды Платона, усмотревшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, деления общества на классы как силы, обеспечивающей политическое господство экономически господствующему классу. Согласно психологической теории, возникновение государства связывается с гениальной идеей, озарившей вдруг разум какого-то одного человека. Логическим следствием этой теории является тезис об отмирании государства в связи со становлением бесклассового общества. Впрочем, эта идея высказывалась и до Маркса. Так, Сен-Симон считал, что на позитивной, индустриальной стадии развития общества должно произойти преобразование государства из средства управления людьми в средство управления вещами. Суждение об отмирании государства, независимо от способа обоснования классовым фактором (Маркс) или развитием науки и индустрии (Сен-Симон), является гипотезой, связанной с неким, достаточно отдаленным будущим. История ХХ века не дает оснований для оптимистических надежд на отмирание государства. Наоборот, везде наблюдаются развитие и укрепление позиций государства в обществе, все большая дифференциация и приумножение его функций, Впрочем, может быть, история ХХI века даст развитие иной тенденции… В последние годы рядом с социальной сферой, поддерживаемой и финансируемой государством, возникают и развиваются негосударственные, неформальные сети взаимопомощи, зачатки гражданского общества.
Значительный вклад в объяснение процессов возникновения государства внесла в середине ХХ века новая политическая наука – политическая антропология. Она изучает становление механизмов власти, происхождение государства на огромном эмпирическом материале, связанном с исследованием раннегосударственных образований, с использованием математических моделей. Среди всевозможных, разнообразных суждений политических антропологов, можно выделить некоторые общие позиции. Переходной формой к государству достаточно единодушно признается вождизм, выделение прослойки вождей. Существует определенное научное согласие в характеристике предпосылок возникновения государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические, а также внешние факторы. Экономический фактор создает условие развития социально-экономического неравенства, обуславливает определенные виды хозяйственной деятельности – ирригацию, скотоводство, земледелие и др. Демографический фактор определяет численность и плотность населения, переход от миграционного существования к оседлому образу жизни. Психологический фактор, невзирая на его кажущуюся легковесность, также, оказывает серьезное воздействие на становление государства, и это связано с образом жизни нации. Внешние факторы также воздействуют на формирование государства. Это и внешняя угроза обществу, опасность войны или сама война, «идея врага» как носителя угрозы, способствующая развитию внутренней организации и институциализации политических форм. Внешним фактором становится также опыт политического развития других стран. Так, государственные структуры в колониальных странах формировались во многом по образу государственного устройства метрополий. В то же время, в современной политической науке все более утверждается мысль, что среди факторов, влияющих на возникновение государства, весьма трудно, если вообще возможно, выделить ведущий, определяющий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.012 с.) |