Политический режим: понятие, признаки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический режим: понятие, признаки



Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и государственного устройства.

Согласно известной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Исходя из другой, понятие «политический режим» шире, ибо включает методы и приемы осуществления политической власти не только государством, но и политическими партиями и движениями, общественными объединениями, организациями и т.п.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим», «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

 Современная история знает три формы политического режима: демократическую, авторитарную и тоталитарную.

Демократический политический режим – это форма народовластия, характеризующаяся свободным волеизъявлением народа, верховенством закона, провозглашением принципа социальной справедливости и равенства всех перед законом. В практической жизни подлинное, «чистое» народовластие выступает, скорее всего, теоретической моделью, образцом, по шкале которого соизмеряется реальная действительность. Идеал демократии в той или иной степени содержится в трудах многих мыслителей, мечтавших о лучшем будущем. При знакомстве с исторической традицией демократии в теоретических разработках особое внимание следует обратить на идеи Д. Локка, явившегося основоположником либерализма, Ж.-Ж. Руссо, стоявшего у истоков современной демократической мысли, Ш. Монтескье, обосновавшего идею разделения властей, Т. Джефферсона - автора Декларации независимости США.

Важное значение для теоретического осмысления проблем народовластия имеет марксистская концепция демократии, согласно которой, демократия представляет собой форму государственно-политического устройства, форму власти, определяемую, в конечном счете, господствующими в обществе производственными отношениями. Она носит классовый характер, а в эксплуататорском обществе неизбежно является ограниченной, формальной, особой формой диктатуры господствующего класса.

Среди наиболее важных процедур, характеризующих демократические режимы, следуют выделить следующие:

·    выборы – честные, соревновательные, свободные, регулярные;

·    голосование – прямое, равное, тайное;

·    референдумы, в проведении которых особенно важное значение имеют корректная постановка вопросов, а в итоге – механизм обязательной реализации результатов;

·  делегирование полномочий;

·  изучение и учет общественного мнения;

·  общенародное обсуждение важнейших общественных вопросов;

·  демократические права и свободы граждан;

·  свобода средств массовой информации;

·  политический плюрализм.

Авторитарный политический режим обусловлен чрезмерным централизмом власти в руках правящей элиты, запретом оппозиции, культивированием в массах раболепного отношения к власти. Для авторитарного режима характерно полное или частичное отсутствие политических свобод граждан, ограничение деятельности политических партий и общественных организаций, подавление оппозиции; роспуск или подчинение властям представительных учреждений, фактическое отсутствие разделения властей, применение политических репрессий. Авторитарный режим всячески поощряет пассивность масс, осознанно не вовлекает их в политические процессы.

Следует выделить ряд черт, присущих авторитарному режиму:

·  высокая концентрация власти (исполнительной, законодательной) в руках лидера (главы государства, верхушки правящей элиты, партии, хунты), отказ от принципа разделения власти или формальное его признание;

·  сочетание прямого насилия, политических репрессий с социально-политическим и идеологическим манипулированием;

·  широкое использование социальной демагогии, лавирования, допущение ограниченного и формального политического плюрализма при запрещении легальной оппозиции;

·  огосударствление правящей партии;

·   беспрекословное подчинение граждан властной воле через различные виды принуждения, подавление политической инициативы и не согласующихся мнений.

·   господство одной идеологии, отсутствие конкуренции в области идеологии.

При анализе сущности авторитарного режима следует обратить внимание на то, что он всегда жестко контролирует политическую жизнь, обеспечивая монополию определенной группы на власть, не допускает никакой политической конкуренции. В то же время такой режим, как правило, не осуществляет прямого контроля над другими сферами жизни, непосредственно не связанными с политикой. Политический прагматизм – характерное свойство авторитарной системы власти. По оценкам политологов, авторитарные режимы представляют собой достаточно устойчивую форму осуществления власти.

Тоталитарный политический режим - крайняя форма авторитаризма, для которой характерны полный, всеобъемлющий (тотальный) контроль государства над обществом, запрещения всех демократических организаций, милитаризация всей общественной жизни, репрессивные меры в отношении оппозиции и инакомыслящих. Тоталитарный режим держится на иллюзии масс, что он выражает их политическую волю. В общественном сознании тоталитарное государство безраздельно господствует официальная доктрина, возведенная в ранг государственной идеологии и насаждаемая средствами массовой информации, системой образования, литературой и искусством.

В числе основных признаков тоталитарного политического режима можно выделить следующие:

· жесткая вертикальная иерархия и централизация власти и управления обществом;

· монополия одной партии;

·  стремление к всеобщему огосударствлению, полный контроль за всеми сторонами жизни граждан;

·  милитаризация общества;

·  наличие харизматического лидера, культ его личности;

·  господство апологетической идеологии, утверждение единомыслия как общественной ценности;

· постоянное использование насилия, массовый террор;

·  ориентация не на настоящее, а на будущее.

Во многих работах, посвященных проблеме тоталитаризма, указывается на монопольное использование властью современных ей СМИ, фактически неограниченное политическое господство правящего слоя, попытки «перестройки» человека на базе произвольных идеологических принципов как на присущие этой системе власти специфические качества.

 

Функции государства

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

Однако функции государства следует трактовать не только как направления его деятельности, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы. На наш взгляд, это представляется правильным, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов. Осуществление конкретных функций может, как стабилизовать условия развития общества, оказывать созидательное воздействие, так и усилить кризисное его состояние. Таким образом, функции государства можно определить как основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов.

Политическая наука выделяет внешние и внутренние функции государства. Если внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, то внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Системы внешних и внутренних функций тесно связаны между собой, взаимодействуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Следует также подчеркнуть, что все эти функции государство осуществляет через соответствующие специальные органы власти и управления: министерства, государственные коллективы, иные федеральные ведомства.

Современное Российское государство выполняет следующие внутренние функции: обеспечение народовластия, экономическая, социальная, экологическая, культурно-воспитатель-ная; функция охраны права и свободы граждан, обеспечение законности и правопорядка, налогообложение.

К внешним функциям следует отнести: функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности.

Что же составляет содержание функции народовластия?

Во-первых, реализация волеизъявления народа в форме законодательства (право творчества).

Во-вторых, обеспечение государственного суверенитета, т.е. осуществление высшей власти в отношении своей территории и воздушного пространства над ней.

В-третьих, официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическое лицо, субъект права. Вместе с тем осуществление функции народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом и зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

В-четвертых, защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения существующего конституционного строя.

Экономическая функция современного государства сводится, как правило, к следующему:

а) выработке экономической политики;

б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечению равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и др.

г) регулирование внешнеэкономических отношений государства.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать реальные возможности для всех граждан в его достижении.

В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и др.

В этой функции наиболее ярко выражено общенациональное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку достойных условий жизни посредством определенного объема социальных благ за счет государства.

К социальной непосредственно примыкает экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Важная функция государства – налогообложение и взимание налогов. Она обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц, состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей.

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав и свобод – главной обязанностью государства. Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов, и, прежде всего органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности. Надзор за исполнением законов, за соблюдением законности на территории России, привлечение виновных в нарушении законов к ответственности возложен на органы прокуратуры.

К культурно-воспитательной функции относятся: организация фундаментальных научных исследований, общее профессиональное образование детей и юношества, организация досуга, культурных мероприятий, политическое информирование взрослого населения, охрана художественных и исторических памятников, содействие созданию художественных произведений и их популяризации и т.п.

Рассматривая внешние функции государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю политику, и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов межгосударственных отношений. Общепризнанные нормы международного права ныне составляют часть российского права, установлен приоритет международного договора перед внутригосударственным законом. Одной из важнейших функций государства является регулирование его отношений с другими государствами, реализуемая, в первую очередь, Министерством иностранных дел.

Одним из главных внешних функций государства является функция обороны, которая ныне базируется на принципе поддержания достойного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войн, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепления доверия между государствами сделали возможным достижение реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Эта функция охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в регулировании межгосударственных и межнациональных конфликтов.

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функцией интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.

Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, и требуют международного регулирования и объединения усилий и ресурсов большого количества государств для их реализации. К числу таких проблем относятся, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, подобных аварии на Чернобыльской АЭС, которая переросла территориальные пределы одного государства. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.027 с.)