Мотивация и предпосылки политического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация и предпосылки политического



Участия личности

 

Неразрывной составной частью изучаемой проблемы является политическое участие личности. Оно представляет собой действие или совокупность действий по оказанию влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Формы участия могут быть самые различные. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, а также от состояния и политической системы, и самого человека. Однако в реальной жизни большинство граждан не имеет ни средств, ни возможностей для постоянного участия в политике.

Причем ряд мыслителей полагает необходимым привлечение к политическому участию практически всего населения (В.И.Ленин, Л.Гудмен, Т.Хейден, Ф.Фоно и др.). Другая часть полагает, что ожидать от граждан интереса к делам государства значит предполагать у них едва ли не патологическую потребность в политических знаниях и действиях (например, Липманн в отношении американцев).

Действительно, подход к оценке политического участия должен быть дифференцированным. С одной стороны, политическое участие может создать условия для более полного раскрытия всех человеческих потенций для его творческого самовыражения. Это и политическое самоопределение людей, и реализация желания многих участвовать в управлении государством и обществом, это и формирование политических деятелей нового поколения.

В то же время политическое участие – это не всегда благо, и нельзя отождествлять его с демократией. Террористические акции против неугодных политических деятелей, должностных лиц государства, депутатов, представителей делового мира (примеров предостаточно, в т.ч. и по Республике Дагестан) – это, несомненно, тоже участие в политической жизни, но от демократии очень далекое.

Каковы же мотивы и предпосылки политического участия? Чем руководствуется личность в своей политической деятельности? Последнее тем более важно, что сама мотивация в конкретном случае может оказаться, с точки зрения общественных интересов, настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и полноценному развитию личности. Следует также отметить, что вопрос о мотивации политического участия (или неучастия) является очень сложным и в российской политической науке изучен недостаточно.

Нет единства взглядов на данный вопрос и в зарубежной политологии. Так, американский ученый Г. Лассуэлл выдвинул так называемую компенсационную теорию, суть которой заключается в утверждении, что стремление человека к власти есть отражение низкой самооценки. При помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности.

Существует и противоположное мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.

Как видим, в обоих случаях проблема мотивации политического участия суживается и сводится лишь к личным, психологическим качествам участников политической жизни. В реальной же действительности вопрос о мотивах политического участия может быть рассмотрен в более широком социальном аспекте.

Среди мотивов политического участия важное место занимает стремление бескорыстно служить людям и делу. В сегодняшней реальной действительности нашей страны этот мотив считается проблематичным и вызывает скептическое отношение. Но тем не менее, исключать его нельзя. Более того, именно вот такое самоотверженное и бескорыстное служение Отечеству вызывает зависть, восхищение, уважение людей, даже и врагов. И именно благодаря их наличию, их примеру в людях еще сохраняется надежда и вера в позитивные изменения в будущем, в т.ч. и в политической сфере в целом.

Более распространенной является сугубо прагматическая мотивация; учитывая возрастающее влияние внутренней и внешней политики на свою жизнь, люди, естественно, хотят контролировать это влияние, оказывая на политику свое воздействие.

Выделяется и такой мотив: стремление человека участвовать в политике, чтобы стать частью группы, испытать чувство “мы”, коллектива. Это избавляет от одиночества, дает ощущение силы и возможность влиять на ход политических процессов.

Наконец, отмечаются и чисто корыстные мотивы политического участия. Например, занятие определенных постов в государственных и политических структурах России, при всеобщей бедности, разрухе, экономическом кризисе занятие этих постов обещает и чисто материальные выгоды.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые.

Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо удовлетворить потребности в еде, одежде, создать современные жилищно-бытовые условия, повысить уровень образования и культуры.

В зарубежной политологии существует несколько точек зрения на взаимосвязь благосостояния общества, его политической системы и политического участия граждан. Одни из них (например, американский политолог С.М.Липсет) утверждают, что объективно чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные социальные группы не принадлежат ни к крайне бедным, ни к богатым, поэтому резкая поляризация исчезает, образуется средний класс, который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.

Кроме того, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

Противоположной точки зрения придерживаются Алексис до Токвиль и Джон Миль, утверждавшие, что в богатом обществе меньше проявляется интерес к политике, так как политическая власть не оказывает сколь-нибудь заметное влияние на жизнь людей, их материальное благополучие.

Заметное влияние на формирование политических взглядов и политическое участие личности оказывает социальная среда. Разная социальная среда по-разному оказывает влияние на врастание в мир политики, на формирование различных ее типов.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает такой фактор культуры, как образование. Неграмотный человек чаще всего остается объектом политического манипулирования, стоит вне лично осознанной политики. И, наоборот, чем выше уровень образования человека, тем он политически ориентированнее; у него шире политический кругозор, что в конечном итоге позволяет ему лучше ориентироваться в политических процессах, избежать экстремизма и крайностей, придерживаться демократических ценностей. На это, в частности, указывают С.М.Липсет, В.Кей, И.Алмонд и С.Верба.

Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся доминирование в обществе демократической политической культуры, демократический политический режим, правовая обеспеченность процедур формирования всех структур власти, принятия и реализации политико-управленческих решений, участие членов общества во всех стадиях политического процесса.

Переходная природа нынешних процессов в Российской Федерации породила целый ряд противоречий, в т.ч. и в политической сфере, где они непосредственно затрагивают участие граждан в политико-управленческой деятельности. Выявился и очевидный разрыв между принятием достаточно обоснованных политических и правовых решений и последующим их выполнением. Невыполнение принятых решений объясняется, не в последнюю очередь, как отсутствием соответствующих правовых механизмов, так и низкой политико-правовой культурой, одним из элементов которой является традиционно сильный в нашем обществе правовой нигилизм.

Таким образом, политическая деятельность личности основывается на совокупности определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как общественно-политического деятеля, формированию личности как действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и пассивность.

В демократическом обществе личность может быть участником всех политических процессов на любом уровне, в любой их форме и на любой стадии. В познавательных целях следует, на наш взгляд, различить уровни и формы такого участия.

Прежде всего можно говорить о функциональном уровне политического участия, т.е. в определении структуры политической власти и как она распределяется между политическими институтами, органами государства и должностной иерархией и т.д.

Деятельность личности как субъекта политики осуществляется далее на уровне непосредственного и опосредованного участия. Непосредственное участие граждан или подданных (в монархиях) в решении важных вопросов государственной и общественной жизни называется прямой демократией. Формами такого участия являются, например, выборы, референдумы, сходы и т.п. Вместе с тем, политическое участие может осуществляться и через избранные людьми органы (парламент, местные органы власти, выборные органы общественно-политических организаций и объединений) и депутатов (делегатов, уполномоченных и т.д.) при наличии полноценной отлаженной обратной связи.

В цивилизованном обществе обеспечивается участие граждан в управлении всеми сторонами его жизни — экономической, социально-политической и духовной. Поэтому в зависимости от сферы общественной жизни можно также выделить разные уровни участия: собственно-политическое — вовлеченность в политико-властные отношения (демократия политическая) и несобственно-политическое (демократия социальная и экономическая). Когда говорят о демократии, то, как правило, имеют в виду политическую демократию, т.е. участие личности, социальной общности, организации в политической жизни общества; то, насколько реально народ владеет политической властью, использует ее в своих интересах. Кроме того, без демократической организации и функционирования политической власти демократия невозможна и в других сферах общественной жизни.

Наконец, уровни политического участия можно выделить в зависимости от стадии политического процесса, на которой личность выступает как деятельностный субъект. Как известно, политико-управленческий процесс включает в себя несколько стадий: подготовку и принятие решений, их выполнение и контроль за исполнением.

Как показывает общественно-исторический опыт, чрезвычайно разнообразными являются формы политического участия. Например, пассивное неповиновение властям, бунт, восстание, революция. Это могут быть институциональные, санкционированные законом формы политического участия (избирательные кампании и выборы, в качестве депутата в работе высших и местных органов государственной власти, участие в деятельности политических партий и т.д.) и неинституциональные и даже противоправные (деятельность комитетов национального спасения, несанкционированные митинги, бунт, самовольный захват власти и т.п.).

По форме политическое участие может быть также организованным и неорганизованным, систематическим и периодическим, сориентированным на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти.

С точки зрения мотивации политических действий можно говорить об автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах политического участия (характеризующих вынужденное вхождение граждан в политику под давлением государства или других политических структур).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.37 (0.016 с.)