Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя политика современной РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «внешняя политика» раскрывает деятельность государства на мировой арене, направленную на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организациями – всемирными и региональными, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств. Для осуществления внешней политики во властных структурах современных государств существуют специальные органы – министерства иностранных дел и соответствующие парламентские комитеты. В случае возникновения спорных ситуаций, например при ратификации международных договоров и т.п., они 'разрешаются конституционными судами или другими органами конституционного или высшего судебного надзора. В Российской Федерации руководство внешней политикой осуществляет Президент. Законодательное обеспечение внешнеполитического курса государства и выполнения его международных обязательств возложено на Федеральное Собрание Российской Федерации. Министерство иностранных дел ведет работу по непосредственной реализации утвержденного Президентом внешнеполитического курса, осуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти и контроль за ней. Внешняя политика призвана защищать государственные интересы страны, способствовать благоприятному развитию ее международных связей и эффективному участию в мировой политике. Она неразрывно связана с внутренней политикой государства. И поэтому, выстраивая схему взаимодействий внутренних факторов и внешней политики, исследователи часто помещают в центр своего анализа национальные интересы, процессы и механизмы их формирования и реализации. Национальный интерес включает в себя систему отношений, сочетающих в себе потребности функционирования и развития нации-народа как единого организма. Его основу составляют потребности общества, необходимые для его развития и функционирования, защита народа от угроз со стороны других государств и природно-климатических факторов, а также поддержание социального мира и порядка внутри страны.
К коренным национальным интересам относятся вопросы целостности и культурной идентичности, безопасности нации-народа, а также контроль и возможность использования важнейших природных ресурсов. Современное понимание национальных интересов России нашло отражение в двух стратегических документах – Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики. Новая Концепция внешней политики утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 июня 2000 г. Необходимость разработки обновленной внешнеполитической платформы прямо связана с принятием в начале 2000 г. в России новой Концепции национальной безопасности. Она является базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федерации. Концепция внешней политики развивает эту проблематику применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности российского государства. Целями внешней политики России провозглашаются: обеспечение надежной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъема экономики, укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и соотечественников. Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие. Строительство демократической многополярной системы международных отношений. В политике западных государств, особенно в последние годы, обозначилось стремление к однополюсной модели мироустройства, основанной на доминировании ограниченного круга наиболее развитых государств во главе с США. Предпринимаются попытки принизить значение суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, внедрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. В Концепции не отвергаются значение военной силы в международных отношениях и положительная роль миротворческих операций, но подчеркивается пагубность попыток принизить роль и международные права суверенного государства и недопустимость решения международных проблем силовыми методами без соответствующих санкций ООН, региональных и субрегиональных организаций.
Сотрудничество с государствами СНГ. Предполагается развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами Содружества, углубление взаимовыгодных интеграционных процессов. «Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств». Отношения со странами Европы. Интересам России отвечало бы создание на континенте стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. В придании дополнительного импульса нуждается разностороннее сотрудничество между Россией и Европейским Союзом. В российском понимании европейская интеграция – это единая Европа на принципах демократии и взаимного уважения, а не создание замкнутых оазисов благополучия. Отношения с США. В Концепции внешней политики подчеркивается, что российско-американское взаимодействие является необходимым условием обеспечения глобальной стратегической стабильности. Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Отношения со странами Азии. В шкале внешнеполитических приоритетов России возрастает значение Азии. В отношении Китая, в частности, ставится задача приведения масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений. Подчеркивается заинтересованность России в развитии регионального сотрудничества в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также в активизации деятельности «шанхайской пятерки» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). В отношении государств Ближнего Востока, Средиземноморья, Африки, Южной и Центральной Америки в Концепции выделены главным образом те направления сотрудничества, которые реально представляют или могут представлять интерес для России в политическом или экономическом аспектах. Реализм новой внешнеполитической концепции России – это признание и осмысление новых реальностей мирового развития, в том числе тенденций глобализации. Следует выделить три измерения понятия «глобализация», важных с точки зрения науки о международных отношениях: а) глобализация – это исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; б) глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все универсализировать; в) глобализация – это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых факторов общепланетарной сцены – глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, которые взаимодействуют на равных не только между собой, но и с самими государствами – традиционными действующими лицами международных отношений.
Тенденции к глобализации международных отношений носят сложный и противоречивый характер. Сегодня просматриваются два варианта развития международных отношений в условиях глобализации. Один из них – использование ее возможностей, в основном, для индустриально развитых стран, представляющих так называемый золотой миллиард человечества, в целях обеспечения их стабильности, устойчивого экономического и социального развития и благополучия. Другой – объединение национальных усилий для решения проблем глобализации, создание механизмов регулирования ее процессов в интересах всех членов мирового сообщества. Цели и задачи внешней политики государств, тенденции развития важнейших регионов и всего мирового сообщества в условиях глобализации международных отношений будут все больше увязываться с перспективами выживания земной цивилизации. Фактор глобализации задает новые критерии оценки реального положения и роли страны в мире, видоизменяет традиционные представления о мощи держав в мировой политике. Зафиксированное в Концепции смещение акцентов в представлении о величии держав вносит важные коррективы в национальные приоритеты, выводит на передний план задачи экономической и социальной модернизации, превращения России в сильную и успешную страну, прежде всего, в экономическом отношении. С учетом этого еще более весомым выглядит положение Концепции о том, что важнейшими компонентами национальной мощи Российской Федерации становятся сегодня интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, баланс научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и разнообразие экономических связей. Россия активно вовлечена во все мировые процессы, включая глобализацию. Для России глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики – помочь минимизировать эти опасности, в частности, содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.
Литература Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи.//США: экономика, политика, идеология. – 1995. – №10.
Беляев Н., Чичканов В. Стратегия внешнеполитической деятельности России. //Международная жизнь. – 1992. - №1. Богатуров А.Д. и др. Внешняя политика России. // США: экономика, политика, идеология. – 1992. – №10. Вахромеев А.В. Геополитическое положение и внешняя политика России. //Социально-политический журнал. – 1998. – №2. Загладин Н. «Новый мировой порядок» и внешняя политика России. //Мировая политика и международные отношения. – 2000. – №1. Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитические процессы субъектов международных отношений. //Мировая политика и международные отношения. – 1999. – №3. Кременюк В.А. Внешняя политика США на рубеже веков. // США: экономика, политика, идеология. – 2000. – №5.
Контрольные вопросы
1. Перечислите субъекты мировой политики. 2. Какие проблемы относятся к глобальным проблемам современности? 3. Какие принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН? 4. Что относится к субъектам внешней политики? 5. Перечислите цели и функции внешней политики.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Содержание
Пояснительная записка.…………………………………………3 Программа курса «Политология»………………………………4 Планы семинарских занятий…………………………………..12 Методика написания рефератов……………………………… 35 Правила составления библиографических описаний………. 37 Методические советы по подготовке и сдаче экзамена……. 39 Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………... 42 Тесты итоговой аттестации студентов……………………….. 44 Ключи к тестам итоговой аттестации…………………………56 Словарь основных понятий политологии…………………... 57 Вопросы, выносимые на экзамен по политологии………... 80
Курс лекций
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.013 с.) |