Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Партийные системы и их типология
Важнейшим элементом политической системы является партийная система. В зависимости от характера имеющихся в стране партий, форм и методов их борьбы за власть, различаются и партийные системы. Суть их состоит в выражении устойчивых связей и отношений партий между собой, государством и другими политическими институтами, т.е. характер партийной системы раскрывает роль партий в обществе, степень их влияния на управление государством. В значительной степени именно партийная система определяет сущность политического режима того или иного государства. Итак, партийная система понимается как совокупность существующих (легально или нелегально) в данном государстве политических партий, отношения между которыми характеризуются соперничеством или совместной борьбой за государственную власть и ее реализацию. Партийные системы в различных странах мира обладают значительной спецификой и большим многообразием. На их конкретный облик оказывают воздействие исторические экономические, социальные, идеологические, социокультурные, этнические, правовые и иные факторы. Исторически складывание типа партийной системы определяется глубинными политическими традициями, характером борьбы политических сил на различных этапах развития общества, особенностями функционирования власти. Говоря о влиянии экономических факторов, можно указать, в частности, на наличие или отсутствие многоукладного хозяйства в рамках той или иной страны. Принципиальное значение, с точки зрения формирования партийной системы, имеет характер социально-классовой структуры общества, особенности его социальной дифференциации, соотношение между основными социальными силами. Господство монистической или плюралистической идеологической системы во многом детерминирует однопартийность или многопартийность, складывающуюся в обществе, а степень распространенности конкретных идеологических течений определяет те мировоззренческие принципы, на которых строятся политические партии. Социокультурные факторы в существенной мере влияют на тип политической культуры, которая господствует в обществе, что, несомненно, сказывается на характере взаимоотношений между партиями; в этом отношении важное значение имеет также совокупность тех духовных ценностей, которые укоренены в народе и во многом определяют его отношение к политическим институтам. Неоднородность этнического состава населения страны может порождать усложненную партийную систему, отражающую национальное многообразие.
Особую роль в процессе складывания и развития партийных систем играет действующее в данном обществе законодательство, регулирующее правовые основы и порядок формирования и деятельности партийно-политических сил. При этом следует обратить внимание на сущность избирательной системы, от которой во многом зависит конкретный тип партийной системы, сложившейся в стране. Так, наиболее широко распространены мажоритарная (голосование за конкретного кандидата, победа которого определяется по большинству голосов) и пропорциональная (голосование по партийным спискам) системы представительства, а также смешанная система. Все они дают принципиально разные результаты при расстановке партийных сил в представительных органах. Кроме того, на практическое влияние политических партий могут существенно влиять избирательные ограничения (цензы) для определенных категорий населения в тех странах, где они существуют. Традиционно сильное влияние на граждан оказывают европейские политические партии, в которых состоит значительная часть взрослого населения. Так, вФРГ членами политических партий являются 4,5% лиц, имеющих избирательное право, в Швейцарии — 8,5%, в Италии и Нидерландах — по 9,5%, в Бельгии — 10%, Швеции — 15% и в Австрии 23%. Для сравнения можно отметить, что в 1995 г. в политических партиях в России состояло лишь 1,5% числа взрослых граждан. В соответствии с наиболее распространенной методикой все партийные системы рассматриваются как конкурентные и неконкурентные (однопартийные). Конкурентные партийные системы, в свою очередь, делятся на многопартийные, двухпартийные и многопартийные с доминирующей (господствующей) партией. Степень конкурентности при этом убывает по мере перечисления видов представленных партийных систем. Многопартийная система (интегральная многопартийность) характеризуется значительным количеством политических партий, имеющих общенациональное значение и играющих самостоятельную роль в политической жизни (например, во Франции, Италии). Как правило, в условиях многопартийности ни одна из представленных в парламенте партий не в состоянии самостоятельно создать правительство, а поэтому исполнительная власть формируется на коалиционной, межпартийной основе. Многопартийность означает, что в обществе посредством многочисленных политических партий представлены интересы самых различных слоев населения (широкое представительство на основе дифференциации), однако она не в состоянии эффективно агрегировать эти интересы и разрозненные требования, а также гармонизировать их.
Таким образом, создавая широкие возможности для выражения интересов и рассредоточения власти, многопартийная система содержит в себе предпосылки возможной нестабильности органов государственной власти, частой смены правительств в результате острой конкурентной борьбы политических партий. Даже относительно небольшая партия, представленная в парламенте или правительстве, может дестабилизировать политическую ситуацию и привести коалиционное правительство к отставке. Компенсаторным механизмом в этих условиях может явиться наличие стабильных и прочных союзов партий, интегрирующих многообразные политические силы и снижающих степень неопределенности в ходе политической конкуренции. Двухпартийная система складывается на основе взаимодействия двух крупных и наиболее влиятельных в стране политических партий. Двухпартийность не означает отсутствия других партий, в том числе на общенациональном уровне, однако все они практически не вмешиваются в противоборство ведущих политических сил. По мнению некоторых политологов, двухпартийность носит «естественный» характер, поскольку политический выбор чаще всего выступает в «дуалистической форме» (М. Дювержё). Такая система показывает свою достаточно высокую функциональность и результативность; она относительно проста с точки зрения выражения интересов и обеспечивает реальную стабильность власти. Система двух партий складывается на базе существования мощных средних слоев населения, когда интересы большинства граждан фиксируются в центре политического спектра, а партии радикального толка не имеют массовой базы и сколько-нибудь серьезного влияния. В условиях двухпартийности каждая из ведущих политических партий обладает возможностью и способна по результатам выборов самостоятельно сформировать правительство. Изменения в симпатиях избирателей ведут к попеременной смене основных партий у руководства страной. В силу того, что обе партии ориентируются на достаточно близкие социальные слои, меняется не принципиальный курс государственной политики, а акценты в его реализации. Тем самым достигается необходимая стабильность власти. Основной недостаток этой системы заключается в том, что борьба за власть двух мощных политических партий ведет к отвлечению от созидательной деятельности в периоды длительных избирательных кампаний значительных финансовых и политических ресурсов, а также в том, что в центре внимания конкурирующих сил в большинстве случаев стоят не позитивные цели, а негативные социально-политические факты. Помимо этого, фактически исключается серьезная альтернатива со стороны третьей силы, что снижает представительские возможности двухпартийной системы в целом.
Любопытно отметить, что «совершенная» двухпартийность (т.е. двухпартийность в более или менее «чистом» виде) встречается преимущественно в англосаксонских странах (например, в США, Великобритании, Новой Зеландии и др.), в то время как многопартийность в ее классическом виде находит свое наиболее яркое проявление у романских народов (Франция, Италия, Испания, государства Латинской Америки и т.д.). Разновидностью двухпартийной системы выступает так называемая «несовершенная» двухпартийность, или система «двух с половиной партий». Такая «несовершенная» двухпартийность находит, например, свое воплощение в практике политической жизни ФРГ на протяжении всего послевоенного периода. Она возникает в том случае, когда на политической арене конкурируют две крупные партии, не способные без коалиции с третьей партией, имеющей значительно более низкий политический вес, сформировать правительство. Поэтому они, сменяя друг друга у власти, вынуждены в то же время вступать в коалицию со своим младшим партнером. Значительное распространение имеет в настоящее время многопартийная система с доминирующей (господствующей) партией. Являясь плюралистической по своей сущности, она обеспечивает и выражает особые возможности одной из многих политических партий, существующих в стране. Условием складывания и функционирования такой системы является доминирование партии, получающей на выборах на протяжении длительного периода не менее 30–35% голосов избирателей, в то время как каждая из соперничающих партий имеет менее 10–15% голосов. При этом оппозиционные партии по разным причинам не в состоянии сформировать единый оппозиционный блок. Так, например, в Европе многопартийная система с доминирующей партией сложилась в Швеции, Норвегии и Дании, она характерна для политической практики Индии, а также ряда других стран. Эта партийная система, обладая достаточной стабильностью и определенной эффективностью, в то же время содержит в себе тенденцию к консервации лидерства одной политической силы, а в известных случаях — и к косности политической жизни. Она может также стать переходной ступенью к однопартийной системе, если перерастает в многопартийность со сверхгосподствующей партией, когда подавляется всякая политическая конкуренция (в прошлом ряд стран Восточной Европы).
О количестве влиятельных общенациональных политических партий в некоторых странах Европы дают представление цифры, указывающие на среднее число партий, представленных в парламентах ряда стран за последнее десятилетие. Так, в парламенте Австрии было представлено 4 партии, в Германии – 5, в Бельгии – 7, в Италии – 10, Швейцарии – 11, Нидерландах – 12 общенациональных партий. Однопартийная система, выступающая как система неконкурентного типа, характеризуется полным отсутствием политического плюрализма и, строго говоря, не представляет собой систему партий. Условия ее формирования могут быть различны: она складывается в результате недостаточно развитой социальной дифференциации, господства патриархальных традиций (развивающиеся страны), а также под воздействием конкретно-исторических факторов (результат гражданской войны в СССР) и т.д. Однопартийная система способна демонстрировать высокую социальную эффективность, особенно в экстремальных условиях развития страны, кроме того она обладает особыми мобилизационными способностями. Ее «врожденными» недостатками являются: • неизбежность срастания правящей партии с государством, в результате чего возникает их своеобразный симбиоз, а сама партия начинает утрачивать сущностные качества партийного объединения (приобретает «всеобщий» характер); • однопартийность, как показывает историческая практика, порождает тенденцию к административным методам решения политических проблем; • в этих условиях складываются возможности для серьезных злоупотреблений властью, которая находится вне демократического контроля; • отсутствие конкуренции политических партий со временем приводит к определенному политическому застою, росту оппозиционных настроений и в перспективе - к серьезным социально-политическим конфликтам.
§ 5. Особенности современной партийной системы в России
Процесс существенной трансформации политической системы российского общества, в частности, нашел отражение в формировании в нашей стране многопартийной системы. После 70 лет существования однопартийной системы в нашей стране начался возврат к многопартийности, которая в России сложилась в начале XX в. В Российской империи первые политические партии стали создаваться в конце XIX в. на нелегальной основе и как легальные политические организации после обнародования Манифеста 17 октября 1905 г. В первой четверти XX в. в России в разные периоды функционировало 87 партий, многие из которых просуществовали недолго. После февраля 1917 г. в стране впервые появилось правительство, сформированное на многопартийной основе. Октябрьская революция существенно изменила партийно-политический ландшафт: у власти оказалась партия большевиков, и в течение короткого времени (декабрь 1917 г. – март 1918 г.) в России действовало двухпартийное правительство, состоявшее из представителей большевиков и левых социалистов-революционеров. После окончания гражданской войны в стране была установлена однопартийная система, просуществовавшая до конца 80-х годов XX в.
Процесс возрождения политического плюрализма в нашей стране (или его становления в современном виде) затянулся по времени. В стихийной форме его зачатки вызревали в русле диссидентского движения с начала 80-х годов. Затем этот процесс нашел выражение в появлении в 1985–1989 гг. так называемых «неформальных» движений и организаций и их постепенном конституировании. С 1989 г. он вступил в зрелую фазу, когда возникли политические партии различной ориентации, началось активное создание межпартийных союзов, блоков и коалиций. Важным фактором, благоприятствовавшим законодательному закреплению многопартийной системы, стало принятие в октябре 1990 г. Закона «Об общественных объединениях», который действует и в настоящее время. С марта 1991 г. началась регистрация партий и их официальная деятельность. На политической сцене появились многочисленные политические объединения, принявшие статус политических партий. На ноябрь 1998 г. Министерством юстиции было официально зарегистрировано 95 политических партий общероссийского уровня и 154 общественно-политических движения. Большое число вновь образованных политических партий тем не менее не должно создавать впечатления полнокровного хода процесса формирования многопартийности. Наоборот, становление многопартийной системы в Российской Федерации в целом затянулось и к настоящему времени далеко от завершения. Большинство из вновь созданных партий не получило серьезной поддержки в обществе и оказалось недостаточно жизнеспособно. В России в последнее десятилетие произошел переход к многопартийности, сейчас идет процесс становления двухпартийности. Наиболее массовые и имеющие четкую идейно-политическую платформу политические партии, движения, блоки можно классифицировать следующим образом: Партии, движения левой и левоцентристской направленности: – КПРФ (Г. А. Зюганов), РКСП (В. А. Тюлькин), РПК Правые и правоцентристские партии и движения: Единая Россия (Б.В. Грызлов) Народная партия России На выборах в Государственную думу в 1995 году из 43-х избирательных объединений и блоков только четыре преодолели 5% барьер: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,18%), «Наш дом - Россия» (10,13%), «Яблоко» (6,89%). Выборы 1999 года показали, что идет значительное сокращение различных партий и общественно-политических движений, в борьбе за политическую власть участвовало 26 избирательных объединений и блоков, из которых 5% барьер перешагнули шесть: КРПФ (24,3%), «Единство» (23,3%), «Отечество — вся Россия» (13,3%), «Союз правых сил» (8,5%), блок В. Жириновского (6%), объединение «Яблоко» (5,9%). По итогам выборов 2003 года 5-ти процентный барьер преодолели лишь три политические партии: Единая Россия (37,09 %), КПРФ (12,7 %), ЛДПР (11,6 %) и Народно-патриотический союз «Родина» (9,1 %). Расплодившиеся в неимоверном количестве политические партии зачастую паразитируют на благозвучных и эффектных названиях и лозунгах, а на деле действуют как заурядные лоббисты, отстаивающие корпоративные интересы своих финансовых «доноров». С ростом политической культуры людей подобная «многопартийность» трансформируется в ту систему, которую предсказывал Линкольн, и которая существует в ряде цивилизованных стран. Серьезные проблемы, которые возникли на пути к созданию подлинно многопартийной системы в России, объясняются рядом причин. Во-первых, следует отметить незавершенность процесса общественной дифференциации, которая ведет к кристаллизации интересов определенных социальных слоев и групп, требующих своего представительства на уровне политической партии. Во-вторых, нет достаточной определенности в идеологических предпочтениях у значительных слоев населения, находящихся в состоянии поиска новых духовно-идеологических ориентиров взамен утраченных. В-третьих, в обществе сохраняет свою силу традиция, согласно которой симпатии выражаются не той или иной политической организации, а прежде всего конкретной личности, авторитету политического лидера. Часто отсутствие харизматического лидера ведет к резкому ослаблению влияния вновь образованной политической партии или даже к ее распаду. К этому следует добавить отсутствие в течение длительного времени господства однопартийной системы устойчивой традиции многопартийности. Эти и другие причины препятствуют процессу формирования влиятельных политических партий в стране. Устойчивая многопартийность складывается в непростых условиях глубоких и еще незавершенных общественно-политических изменений, которые переживает современная Россия. Новый Федеральный Закон «О политических партиях»: плюсы и минусы
Новый Федеральный Закон «О политических партиях», принятый летом 2001 года, гласит, что в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Согласно закону, партия должна отвечать определенным требованиям. В ней должно быть не менее 10 тысяч членов, иметь региональные организации в более чем в половине субъектов Российской Федерации и насчитывать не менее ста членов. Сформулированы и основные цели деятельности партии: – формирование общественного мнения; – политическое образование и воспитание граждан; – выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, ознакомление с этими мнениями широкой общественности и органов государственной власти; – выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и работа в них. Закон предусматривает, что деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных данным Законом. Эти ограничения заключаются в следующем: – запрещается создание и деятельность политических партий, цели и задачи которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя или нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; – не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности; – структурные подразделения партий формируются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением представительных органов), в вооруженных силах Российской Федерации, в правоохранительных органах, в государственных и негосударственных организациях; – запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений; – не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, ровно как и вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и их должностных лиц. В законе четко определены права и обязанности политических партий. Они вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; могут участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в выборах и референдумах, пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации, защищать свои права и представлять законные интересы своих членов. Предусматривается, что партии могут создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения о реорганизации и ликвидации. Они могут организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие публичные мероприятия, учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых, устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и общественными организациями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации, осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии. По закону политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. При этом политическая партия может участвовать в выборах как самостоятельно, так и в избирательных блоках с другими политическими партиями или общероссийскими общественными организациями и движениями. К обязанностям партии отнесена необходимость соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативные акты РФ, устав своей партии, ежегодно представлять отчеты в регистрирующие органы и налоговую инспекцию, извещать избирательные комиссии о выдвижении кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия (съезды, конференции, собрания). Закон предусматривает государственную поддержку политических партий посредством обеспечения равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, создания равных условий предоставления помещений и средств связи, участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях. Государственное финансирование деятельности партий за счет бюджета осуществляется по итогам их участия в выборах в зависимости от того, какое число избирателей отдают голоса за кандидатов той или иной партии. Если партия в течение 5 лет не принимает участие в выборах, то она подлежит ликвидации. Несмотря на то, что проект Закона о партиях готовился длительное время, обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной думе, в регионах страны, в нем не удалось в полной мере отразить все те надежды, которые с ним связывали и политические партии, и население России. Как отмечают лидеры ряда партий и политологи, главный недостаток Закона — в ущербности его концепции. Закон рассматривает основное назначение партии только в ее участии в выборах, проигнорированы другие признаки партии. В германском же законе о партиях, к примеру, прямо записано, что партия нужна для связи между властью и гражданином, т. е. этот закон ориентирует партии на постоянную работу с народом, на оказание помощи людям. Запрет на деятельность политических партий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в вооруженных силах, правоохранительных органах, в образовательных учреждениях противоречит ст. 13 Конституции РФ, гласящей, что «все общественные объединения равны перед законом». Профсоюзные организации могут функционировать в этих структурах, а партийные — нет? Военнослужащие могут собираться для совершения религиозных обрядов, в войска допускаются священнослужители, а партийные функционеры — нет? Значит, в государстве, считающем себя светским (ст. 14 Конституции РФ), вероисповедная ориентация гражданина ставится выше, нежели его политические убеждения. Далеко не все одобряют положения Закона о государственном финансировании политических партий (в частности, фракция КПРФ в Государственной думе). Аргументируется это тем, что данные положения могут вызывать у части общества негативное отношение к партиям, выводят из политического процесса оппозиционные партии, т. к. сложно одной рукой получать от государства субсидии, а другой – бороться в этом государстве за власть. Принятие закона неоднозначно стимулировало партийное строительство в стране, но коснулось буквально всех партий, т. к. к 2003 году они должны пройти перерегистрацию в органах юстиции в соответствии с новым законом. Самые большие и скорые изменения произошли в центре политического спектра, где усиленно велось формирование новой «партии власти» теперь уже в режиме «управляемой демократии». В конце 2001 года произошло объединение партии «Единство» и движения «Отечество – вся Россия» в единую партию «Единое Отечество». Лидеры регионов (Д. Аяцков, Ю. Лужков и др.) настоятельно просят В. В. Путина возглавить новую партию. Их призывы вызваны не только желанием завоевать доверие более половины российских избирателей (хотя и это весьма важно), сколько надеждой иметь дело в суперпартии с самим Президентом, а не с его окружением. Однако В. В. Путин, как и его предшественник, не торопится связывать себя обязательствами с какой-либо партией. Необходимо также иметь в виду, что проведение объединительного съезда не означает объединения и сплочения региональных партийных структур: в Свердловской, Саратовской, Кемеровской областях, в Удмуртии и в ряде других регионов организации «Единства» и «Отечества» не только не испытывают взаимных симпатий, но и конфликтуют между собой. Этот частный факт свидетельсвует о том, что становление «партии власти» являет собой долгий с серьезными испытаниями. В других партиях и движениях правого спектра тоже немало проблем. «Союз правых сил», объединивший в себе 9 (!) либерально-демократических партий и движений и создавший в Государственной думе одну из ярких фракций, не сумел избежать центробежных процессов. Созданная одним из лидеров правых С. Юшенковым партия «Либеральная Россия» стала «костью в горле» СПС. В отличие от руководства СПС, эта партия, поддерживаемая Б. Березовским, стремится стать жесткой оппозицией В. В. Путину. Лидеры СПС продолжают сидеть на двух стульях. С одной стороны, они не могут уйти в оппозицию, потому что в команде президента занимают важные посты и их соратники — С. Кириенко, А. Чубайс, а в правительстве весь экономический блок возглавляется либералами. С другой стороны, лидер фракции и президиума СПС Б. Немцов последовательно критикует силовую позицию В. Путина в Чечне, наступление на свободу СМИ, авторитарные тенденции исполнительной власти. Кроме того, Кремль создал «политического двойника» «Союзу правых сил», реанимировав демократическую партию России (она распалась в середине 90-х годов), поставив во главе ее губернатора Новгородской области М. Прусака. Программа ДПР практически ничем не отличается от программы СПС, зато внутрипартийное устройство намного жестче. Не добавляет авторитета для правых и скандал, разразившийся в конце 2001 года вокруг одного из лидеров «Либеральной России», члена фракции СПС в Государственной думе В. Головлева, привлеченного Генпрокуратурой к ответу за неблаговидные дела по приватизации в Челябинской области. Принятие Закона «О политических партиях» актуализировало проблему достижения единства и сплоченности всех левых и народно-патриотических сил, решение которой в значительной степени зависит от зрелости идеологических, организационных позиций КПРФ, эффективности и конструктивности ее работы. КПРФ выстояла, сформировалась и превратилась во влиятельную политическую силу в России в условиях антикоммунизма, возведенного в ранг государственной внутренней политики (Вспомним заявление Ельцина «С коммунизмом в России покончено навсегда»). В чрезвычайно трудных условиях (запрет КПРФ в 1993 году, несмотря на решение Конституционного суда РФ о законности ее существования, задуманный, но не осуществленный ее запрет в 1996 году, очернение ее деятельности в средствах массовой информации и в выступлениях государственных деятелей и т.д) партия сумела стать массовой (550 тысяч членов), оказалась востребованной десятками миллионов граждан, связывающих с ней свою судьбу. Классовый, общенародный характер деятельности КПРФ (классовый подход должен служить интересам всего народа) позволил ей вернуть доверие к коммунистам не только в России, но и в международном коммунистическом, рабочем и национально-освободительном движениях. Восстановлены связи с этими организациями почти в ста странах мира, в том числе – с Компартией Китая, которые были утрачены с хрущевского времени. В Государственной Думе компартия России последовательно и настойчиво отстаивает жизненные интересы большинства граждан страны (льготы ветеранам, студентам, военнослужащим, Земельный кодекс, Кодекс о труде, пенсионная, жилищно-коммунальная реформы, реформа образования и т. д.), разработана социально-экономическая программа выхода страны из кризиса, создано «теневое» правительство. Она была инициатором создания Союза народно-патриотических сил России (НПСР), в котором объединились многие организации левого спектра, патриотической и духовно-культурной направленности. Безусловно, новый закон «О политических партиях» дает толчок для создания новых партий. Но в то же время его требования таковы, что вряд ли все существующие партии смогут доказать свою жизнедеспособность, поскольку в большинстве своем они малочисленны, а региональные организации вообще не существуют или насчитывают несколько человек. Да и сама процедура регистрации партий в Министерстве юстиции весьма обременительна: СМИ сообщают, что, например, для регистрации КПРФ (февраль 2002 года) необходимо было подготовить более 1 500 документов. Но несомненно, что новый закон создает условия для того, чтобы в стране сложилась двух-трехпартийная система. Литература Адзиев Х.Г., Гасанов М.Г., Омаров Ш.С. Политологический словарь. Махачкала. 1999. Бутенко А.П., Миронов А.В.. Сравнительная политология в терминах и понятиях. М., 1998. С.209-216. Гасанов Н.Н. Политические партии и партийные системы. Махачкала. 1995. Гаджиев К.С. Политология. М., 2001. С. 203-242. Джус И.В. Политические партии в России. //Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки – 1995. – №1. Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы. – //Социально-политический журнал. – 1996. – №3. С.67-72. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М.Дюверже. // Социально-политический журнал. – 1993. – №9-10. С.111-119. Тимошенко В.И. Российская многопартийность сегодня. //Социально-политический журнал. – 1994. – №11-12. С.26-34.
Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте роль партий в политической системе общества. 2. Назовите основные исторические этапы формирования политических партий. 3. Что понимается под политической партией, каковы причины ее формирования? 4. В чем отличие партии от общественной организации, общественного движения? 5. Почему люди вступают в политические партии? 6. Какие функции выполняют политические партии? 7. Какова структура политической партии? 8. Назовите основные критерии типологии политических партий. 9. Назовите основные типы политических партий. 10. К какому типу можно отнести партийную систему Российской Федерации?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.079 с.) |