Партийные системы и их типология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партийные системы и их типология



Важнейшим элементом политической системы является партийная система. В зависимости от характера имеющихся в стране партий, форм и методов их борьбы за власть, различаются и партийные системы. Суть их состоит в выражении устойчивых связей и отношений партий между собой, государством и другими политическими институтами, т.е. характер партийной системы раскрывает роль партий в обществе, степень их влияния на управление государством. В значительной степени именно партийная система определяет сущность политического режима того или иного государства. Итак, партийная система понимается как совокупность существующих (легально или нелегально) в данном государстве политических партий, отношения между которыми характеризуются соперничеством или совместной борьбой за государственную власть и ее реализацию.

Партийные системы в различных странах мира обладают значительной спецификой и большим многообразием. На их конкретный облик оказывают воздействие исторические экономические, социальные, идеологические, социокультурные, этнические, правовые и иные факторы.

Исторически складывание типа партийной системы определяется глубинными политическими традициями, характером борьбы политических сил на различных этапах развития обще­ства, особенностями функционирования власти. Говоря о влия­нии экономических факторов, можно указать, в частности, на наличие или отсутствие многоукладного хозяйства в рамках той или иной страны. Принципиальное значение, с точки зрения формирования партийной системы, имеет характер социально-классовой структуры общества, особенности его социальной дифференциации, соотношение между основными социальными силами. Господство монистической или плюралистической идеологической системы во многом детерминирует однопартий­ность или многопартийность, складывающуюся в обществе, а степень распространенности конкретных идеологических тече­ний определяет те мировоззренческие принципы, на которых строятся политические партии. Социокультурные факторы в су­щественной мере влияют на тип политической культуры, кото­рая господствует в обществе, что, несомненно, сказывается на характере взаимоотношений между партиями; в этом отноше­нии важное значение имеет также совокупность тех духовных ценностей, которые укоренены в народе и во многом определя­ют его отношение к политическим институтам. Неоднородность этнического состава населения страны может порождать услож­ненную партийную систему, отражающую национальное много­образие.

Особую роль в процессе складывания и развития партийных систем играет действующее в данном обществе законодательст­во, регулирующее правовые основы и порядок формирования и деятельности партийно-политических сил. При этом следует об­ратить внимание на сущность избирательной системы, от кото­рой во многом зависит конкретный тип партийной системы, сложившейся в стране. Так, наиболее широко распространены мажоритарная (голосование за конкретного кандидата, победа которого определяется по большинству голосов) и пропорцио­нальная (голосование по партийным спискам) системы предста­вительства, а также смешанная система. Все они дают принци­пиально разные результаты при расстановке партийных сил в представительных органах. Кроме того, на практическое влия­ние политических партий могут существенно влиять избирательные ограничения (цензы) для определенных категорий населения в тех странах, где они существуют.

Традиционно сильное влияние на граждан оказывают евро­пейские политические партии, в которых состоит значительная часть взрослого населения. Так, вФРГ членами политических партий являются 4,5% лиц, имеющих избирательное право, в Швейцарии — 8,5%, в Италии и Нидерландах — по 9,5%, в Бельгии — 10%, Швеции — 15% и в Австрии 23%. Для сравне­ния можно отметить, что в 1995 г. в политических партиях в России состояло лишь 1,5% числа взрослых граждан.

В соответствии с наиболее распространенной методикой все партийные системы рассматриваются как конкурентные и некон­курентные (однопартийные). Конкурентные партийные системы, в свою очередь, делятся на многопартийные, двухпартийные и многопартийные с доминирующей (господствующей) партией. Степень конкурентности при этом убывает по мере перечисле­ния видов представленных партийных систем.

Многопартийная система (интегральная многопартийность) характеризуется значительным количеством политических пар­тий, имеющих общенациональное значение и играющих само­стоятельную роль в политической жизни (например, во Фран­ции, Италии). Как правило, в условиях многопартийности ни одна из представленных в парламенте партий не в состоянии самостоятельно создать правительство, а поэтому исполнитель­ная власть формируется на коалиционной, межпартийной осно­ве. Многопартийность означает, что в обществе посредством многочисленных политических партий представлены интересы самых различных слоев населения (широкое представительство на основе дифференциации), однако она не в состоянии эффек­тивно агрегировать эти интересы и разрозненные требования, а также гармонизировать их.

Таким образом, создавая широкие возможности для выраже­ния интересов и рассредоточения власти, многопартийная сис­тема содержит в себе предпосылки возможной нестабильности органов государственной власти, частой смены правительств в результате острой конкурентной борьбы политических партий. Даже относительно небольшая партия, представленная в парла­менте или правительстве, может дестабилизировать политическую ситуацию и привести коалиционное правительство к отставке.

Компенсаторным механизмом в этих условиях может яв­иться наличие стабильных и прочных союзов партий, интегрирующих многообразные политические силы и снижающих сте­пень неопределенности в ходе политической конкуренции.

Двухпартийная система складывается на основе взаимодействия двух крупных и наиболее влиятельных в стране политиче­ских партий. Двухпартийность не означает отсутствия других партий, в том числе на общенациональном уровне, однако все они практически не вмешиваются в противоборство ведущих политических сил.

По мнению некоторых политологов, двухпартийность носит «естественный» характер, поскольку политический выбор чаще всего выступает в «дуалистической форме» (М. Дювержё). Такая система показывает свою достаточно высокую функциональ­ность и результативность; она относительно проста с точки зре­ния выражения интересов и обеспечивает реальную стабиль­ность власти. Система двух партий складывается на базе суще­ствования мощных средних слоев населения, когда интересы большинства граждан фиксируются в центре политического спектра, а партии радикального толка не имеют массовой базы и сколько-нибудь серьезного влияния.

В условиях двухпартийности каждая из ведущих политиче­ских партий обладает возможностью и способна по результатам выборов самостоятельно сформировать правительство. Измене­ния в симпатиях избирателей ведут к попеременной смене ос­новных партий у руководства страной. В силу того, что обе партии ориентируются на достаточно близкие социальные слои, меняется не принципиальный курс государственной политики, а акценты в его реализации. Тем самым достигается необходимая стабильность власти.

Основной недостаток этой системы заключается в том, что борьба за власть двух мощных политических партий ведет к от­влечению от созидательной деятельности в периоды длительных избирательных кампаний значительных финансовых и полити­ческих ресурсов, а также в том, что в центре внимания конку­рирующих сил в большинстве случаев стоят не позитивные це­ли, а негативные социально-политические факты. Помимо этого, фактически исключается серьезная альтернатива со стороны третьей силы, что снижает представительские возможности двухпартийной системы в целом.

Любопытно отметить, что «совершенная» двухпартийность (т.е. двухпартийность в более или менее «чистом» виде) встреча­ется преимущественно в англосаксонских странах (например, в США, Великобритании, Новой Зеландии и др.), в то время как многопартийность в ее классическом виде находит свое наибо­лее яркое проявление у романских народов (Франция, Италия, Испания, государства Латинской Америки и т.д.).

Разновидностью двухпартийной системы выступает так на­зываемая «несовершенная» двухпартийность, или система «двух с половиной партий». Такая «несовершенная» двухпартийность находит, например, свое воплощение в практике политической жизни ФРГ на протяжении всего послевоенного периода. Она возникает в том случае, когда на политической арене конкури­руют две крупные партии, не способные без коалиции с третьей партией, имеющей значительно более низкий политический вес, сформировать правительство. Поэтому они, сменяя друг друга у власти, вынуждены в то же время вступать в коалицию со своим младшим партнером.

Значительное распространение имеет в настоящее время многопартийная система с доминирующей (господствующей) пар­тией. Являясь плюралистической по своей сущности, она обес­печивает и выражает особые возможности одной из многих по­литических партий, существующих в стране. Условием склады­вания и функционирования такой системы является доминиро­вание партии, получающей на выборах на протяжении длитель­ного периода не менее 30–35% голосов избирателей, в то время как каждая из соперничающих партий имеет менее 10–15% го­лосов. При этом оппозиционные партии по разным причинам не в состоянии сформировать единый оппозиционный блок. Так, например, в Европе многопартийная система с домини­рующей партией сложилась в Швеции, Норвегии и Дании, она характерна для политической практики Индии, а также ряда других стран.

Эта партийная система, обладая достаточной стабильностью и определенной эффективностью, в то же время содержит в себе тенденцию к консервации лидерства одной политической силы, а в известных случаях — и к косности политической жизни. Она может также стать переходной ступенью к однопартийной системе, если перерастает в многопартийность со сверхгосподствующей партией, когда подавляется всякая политическая конку­ренция (в прошлом ряд стран Восточной Европы).

О количестве влиятельных общенациональных политических партий в некоторых странах Европы дают представление циф­ры, указывающие на среднее число партий, представленных в парламентах ряда стран за последнее десятилетие. Так, в парла­менте Австрии было представлено 4 партии, в Германии – 5, в Бельгии – 7, в Италии – 10, Швейцарии – 11, Нидерландах – 12 общенациональных партий.

Однопартийная система, выступающая как система неконку­рентного типа, характеризуется полным отсутствием политиче­ского плюрализма и, строго говоря, не представляет собой сис­тему партий. Условия ее формирования могут быть различны: она складывается в результате недостаточно развитой социаль­ной дифференциации, господства патриархальных традиций (развивающиеся страны), а также под воздействием конкретно-исторических факторов (результат гражданской войны в СССР) и т.д.

Однопартийная система способна демонстрировать высокую социальную эффективность, особенно в экстремальных услови­ях развития страны, кроме того она обладает особыми мобили­зационными способностями. Ее «врожденными» недостатками являются:

• неизбежность срастания правящей партии с государством, в результате чего возникает их своеобразный симбиоз, а сама партия начинает утрачивать сущностные качества партийного объединения (приобретает «всеобщий» харак­тер);

• однопартийность, как показывает историческая практика, порождает тенденцию к административным методам ре­шения политических проблем;

• в этих условиях складываются возможности для серьезных злоупотреблений властью, которая находится вне демо­кратического контроля;

• отсутствие конкуренции политических партий со време­нем приводит к определенному политическому застою, росту оппозиционных настроений и в перспективе - к серьезным социально-политическим конфликтам.

 

§ 5. Особенности современной партийной

системы в России

 

Процесс существенной трансформации политической систе­мы российского общества, в частности, нашел отражение в формировании в нашей стране многопартийной системы. После 70 лет существования однопартийной системы в нашей стране начался возврат к многопартийности, которая в России сложилась в начале XX в.

В Российской империи первые политические партии стали создаваться в конце XIX в. на нелегальной основе и как легаль­ные политические организации после обнародования Манифе­ста 17 октября 1905 г. В первой четверти XX в. в России в раз­ные периоды функционировало 87 партий, многие из которых просуществовали недолго.

После февраля 1917 г. в стране впервые появилось прави­тельство, сформированное на многопартийной основе. Октябрь­ская революция существенно изменила партийно-политичес­кий ландшафт: у власти оказалась партия большевиков, и в те­чение короткого времени (декабрь 1917 г. – март 1918 г.) в Рос­сии действовало двухпартийное правительство, состоявшее из представителей большевиков и левых социалистов-революцио­неров. После окончания гражданской войны в стране была ус­тановлена однопартийная система, просуществовавшая до конца 80-х годов XX в.

Процесс возрождения политического плюрализма в нашей стране (или его становления в современном виде) затянулся по времени. В стихийной форме его зачатки вызревали в русле диссидентского движения с начала 80-х годов. Затем этот про­цесс нашел выражение в появлении в 1985–1989 гг. так назы­ваемых «неформальных» движений и организаций и их посте­пенном конституировании. С 1989 г. он вступил в зрелую фазу, когда возникли политические партии различной ориентации, началось активное создание межпартийных союзов, блоков и коалиций.

Важным фактором, благоприятствовавшим законодательному закреплению многопартийной системы, стало принятие в ок­тябре 1990 г. Закона «Об общественных объединениях», который действует и в настоящее время. С марта 1991 г. началась регистрация партий и их официальная деятельность. На поли­тической сцене появились многочисленные политические объе­динения, принявшие статус политических партий. На ноябрь 1998 г. Министерством юстиции было официально зарегистри­ровано 95 политических партий общероссийского уровня и 154 общественно-политических движения.

Большое число вновь образованных политических партий тем не менее не должно создавать впечатления полнокровного хода процесса формирования многопартийности. Наоборот, становление многопартийной системы в Российской Федерации в целом затянулось и к настоящему времени далеко от заверше­ния. Большинство из вновь созданных партий не получило серьезной поддержки в обществе и оказалось недостаточно жиз­неспособно.

В России в последнее десятилетие произошел переход к многопартийности, сейчас идет процесс становления двухпартийности.

Наиболее массовые и имеющие четкую идейно-политическую платформу политические партии, движения, блоки можно классифицировать следующим образом:

Партии, движения левой и левоцентристской направленности:

– КПРФ (Г. А. Зюганов), РКСП (В. А. Тюлькин), РПК
(А. В. Крючков), ВКПБ (Н. Андреева), Аграрная партия России (М. И. Лапшин); движения «Народно-патриотический союз России» – НПСР (Г. А. Зюганов), «Трудовая Россия» (В. И. Анпилов), «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» – ДНА (В. И. Илюхин), «Российские ученые социалистической ориентации» – РУСО (И. П. Осадчий).

Правые и правоцентристские партии и движения:

Единая Россия (Б.В. Грызлов) Народная партия России
(Г. Райков), ЛДПР (В. Жириновский – 150 тыс.), «Союз правых сил» (Б. Немцов, И. Хакамада), «Яблоко» (Г. Явлинский), Демократическая партия России (М. Прусак), Социал-демократическая партия России (М. С. Гор­бачев) и др.

На выборах в Государственную думу в 1995 году из 43-х изби­рательных объединений и блоков только четыре преодолели 5% барьер: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,18%), «Наш дом - Россия» (10,13%), «Яблоко» (6,89%). Выборы 1999 года показали, что идет значительное сокращение различных партий и общественно-по­литических движений, в борьбе за политическую власть участво­вало 26 избирательных объединений и блоков, из которых 5% барьер перешагнули шесть: КРПФ (24,3%), «Единство» (23,3%), «Отечество — вся Россия» (13,3%), «Союз правых сил» (8,5%), блок В. Жириновского (6%), объединение «Яблоко» (5,9%). По итогам выборов 2003 года 5-ти процентный барьер преодолели лишь три политические партии: Единая Россия (37,09 %), КПРФ (12,7 %), ЛДПР (11,6 %) и Народно-патриотический союз «Родина» (9,1 %).

Расплодившиеся в неимоверном количестве политические партии зачастую паразитируют на благозвучных и эффектных названиях и лозунгах, а на деле действуют как заурядные лобби­сты, отстаивающие корпоративные интересы своих финансовых «доноров».

С ростом политической культуры людей подобная «многопар­тийность» трансформируется в ту систему, которую предсказы­вал Линкольн, и которая существует в ряде цивилизованных стран.

Серьезные проблемы, которые возникли на пути к созданию подлинно многопартийной системы в России, объясняются рядом причин. Во-первых, следует отметить незавершенность процесса общественной дифференциации, которая ведет к кристаллизации интересов определенных социальных слоев и групп, требующих своего представительства на уровне полити­ческой партии. Во-вторых, нет достаточной определенности в идеологических предпочтениях у значительных слоев населения, находящихся в состоянии поиска новых духовно-идеологи­ческих ориентиров взамен утраченных. В-третьих, в обществе сохраняет свою силу традиция, согласно которой симпатии выражаются не той или иной политической организации, а прежде всего конкретной личности, авторитету политического лидера. Часто отсутствие харизматического лидера ведет к резкому ос­лаблению влияния вновь образованной политической партии или даже к ее распаду. К этому следует добавить отсутствие в течение длительного времени господства однопартийной системы устойчивой традиции многопар­тийности.

Эти и другие причины препятствуют процессу формирова­ния влиятельных политических партий в стране. Устойчивая многопартийность складывается в непростых условиях глубоких и еще незавершенных общественно-политических изменений, которые переживает современная Россия.

Новый Федеральный Закон

«О политических партиях»: плюсы и минусы

 

Новый Федеральный Закон «О политических партиях», приня­тый летом 2001 года, гласит, что в Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гаран­тируется равенство политических партий перед законом незави­симо от изложенных в их учредительных и программных доку­ментах идеологии, целей и задач.

Согласно закону, партия должна отвечать определенным требованиям. В ней должно быть не менее 10 тысяч членов, иметь региональные организации в более чем в половине субъектов Российской Федерации и насчитывать не менее ста членов. Сфор­мулированы и основные цели деятельности партии:

– формирование общественного мнения;

– политическое образование и воспитание граждан;

– выражение мнений граждан по любым вопросам обществен­ной жизни, ознакомление с этими мнениями широкой обще­ственности и органов государственной власти;

– выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные орга­ны и работа в них.

Закон предусматривает, что деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, рав­ноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии свободны в определении своей внутренней структуры, це­лей, форм и методов деятельности, за исключением огра­ничений, установленных данным Законом. Эти ограниче­ния заключаются в следующем:

– запрещается создание и деятельность политических партий, цели и задачи которых направлены на насильственное измене­ние основ конституционного строя или нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, созда­ние вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

– не допускается создание политических партий по призна­кам профессиональной, расовой, национальной или религиоз­ной принадлежности;

– структурные подразделения партий формируются и дей­ствуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением пред­ставительных органов), в вооруженных силах Российской Феде­рации, в правоохранительных органах, в государственных и не­государственных организациях;

– запрещается вмешательство политических партий в учеб­ный процесс образовательных учреждений;

– не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий,

ровно как и вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и их должностных лиц.

В законе четко определены права и обязанности политических партий. Они вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; могут участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, в выборах и ре­ферендумах, пользоваться на равных условиях государственны­ми и муниципальными средствами массовой информации, за­щищать свои права и представлять законные интересы своих чле­нов. Предусматривается, что партии могут создавать региональ­ные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения о реорганизации и лик­видации. Они могут организовывать и проводить собрания, ми­тинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие пуб­личные мероприятия, учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых, устанавливать и поддерживать междуна­родные связи с политическими партиями и общественными орга­низациями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации, осуществлять предпринимательскую дея­тельность в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации и уставом политической партии.

По закону политические партии являются единственным ви­дом общественного объединения, которое обладает правом са­мостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в де­путаты и на иные выборные должности в органах государствен­ной власти. При этом политическая партия может участвовать в выборах как самостоятельно, так и в избирательных блоках с другими политическими партиями или общероссийскими обще­ственными организациями и движениями.

К обязанностям партии отнесена необходимость соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативные акты РФ, устав своей партии, ежегодно пред­ставлять отчеты в регистрирующие органы и налоговую инспек­цию, извещать избирательные комиссии о выдвижении канди­датов в депутаты и на иные выборные должности, допускать представителей регистрирующих органов на открытые меропри­ятия (съезды, конференции, собрания).

Закон предусматривает государственную поддержку полити­ческих партий посредством обеспечения равных условий и га­рантий доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации, создания равных условий предоставле­ния помещений и средств связи, участия в избирательных кам­паниях, референдумах, общественных и политических акциях. Государственное финансирование деятельности партий за счет бюджета осуществляется по итогам их участия в выборах в зави­симости от того, какое число избирателей отдают голоса за кандидатов той или иной партии. Если партия в течение 5 лет не принимает участие в выборах, то она подлежит ликвидации.

Несмотря на то, что проект Закона о партиях готовился длительное время, обсуждался на парламентских слушаниях в Госу­дарственной думе, в регионах страны, в нем не удалось в полной мере отразить все те надежды, которые с ним связывали и поли­тические партии, и население России. Как отмечают лидеры ряда партий и политологи, главный недостаток Закона — в ущербно­сти его концепции. Закон рассматривает основное назначение партии только в ее участии в выборах, проигнорированы другие признаки партии. В германском же законе о партиях, к примеру, прямо записано, что партия нужна для связи между властью и гражданином, т. е. этот закон ориентирует партии на постоянную работу с народом, на оказание помощи людям. Запрет на деятельность политических партий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в вооруженных силах, правоохранительных органах, в образова­тельных учреждениях противоречит ст. 13 Конституции РФ, гласящей, что «все общественные объединения равны пе­ред законом». Профсоюзные организации могут функци­онировать в этих структурах, а партийные — нет? Воен­нослужащие могут собираться для совершения религиозных об­рядов, в войска допускаются священнослужители, а партийные функционеры — нет? Значит, в государстве, считающем себя светским (ст. 14 Конституции РФ), вероисповедная ориентация гражданина ставится выше, нежели его политические убеждения.

Далеко не все одобряют положения Закона о государствен­ном финансировании политических партий (в частности, фрак­ция КПРФ в Государственной думе). Аргументируется это тем, что данные положения могут вызывать у части общества негативное отношение к партиям, выводят из политического про­цесса оппозиционные партии, т. к. сложно одной рукой получать от государства субсидии, а другой – бороться в этом государстве за власть.

Принятие закона неоднозначно стимулировало партийное строительство в стране, но коснулось буквально всех партий, т. к. к 2003 году они должны пройти перерегистрацию в орга­нах юстиции в соответствии с новым законом. Самые боль­шие и скорые изменения произошли в центре политическо­го спектра, где усиленно велось формирование новой «партии власти» теперь уже в режиме «управляемой демократии». В конце 2001 года произошло объединение партии «Единство» и дви­жения «Отечество – вся Россия» в единую партию «Единое Отечество». Лидеры регионов (Д. Аяцков, Ю. Лужков и др.) настоятельно просят В. В. Путина возглавить новую партию. Их призывы вызваны не только желанием завоевать доверие бо­лее половины российских избирателей (хотя и это весьма важ­но), сколько надеждой иметь дело в суперпартии с самим Президентом, а не с его окружением.

Однако В. В. Путин, как и его предшественник, не торо­пится связывать себя обязательствами с какой-либо партией.

Необходимо также иметь в виду, что проведение объедини­тельного съезда не означает объединения и сплочения регио­нальных партийных структур: в Свердловской, Саратовской, Кемеровской областях, в Удмуртии и в ряде других регионов организации «Единства» и «Отечества» не только не испытыва­ют взаимных симпатий, но и конфликтуют между собой. Этот частный факт свидетельсвует о том, что становление «партии власти» являет собой долгий с серьезными испытаниями.

В других партиях и движениях правого спектра тоже немало проблем. «Союз правых сил», объединивший в себе 9 (!) либерально-демократических партий и движений и создавший в Госу­дарственной думе одну из ярких фракций, не сумел избежать центробежных процессов. Созданная одним из лидеров правых С. Юшенковым партия «Либеральная Россия» стала «костью в горле» СПС. В отличие от руководства СПС, эта партия, поддер­живаемая Б. Березовским, стремится стать жесткой оппозицией В. В. Путину. Лидеры СПС продолжают сидеть на двух стульях. С одной стороны, они не могут уйти в оппозицию, потому что в команде президента занимают важные посты и их соратники — С. Кириенко, А. Чубайс, а в правительстве весь экономический блок возглавляется либералами. С другой стороны, лидер фрак­ции и президиума СПС Б. Немцов последовательно критикует силовую позицию В. Путина в Чечне, наступление на свободу СМИ, авторитарные тенденции исполнительной власти. Кроме того, Кремль создал «политического двойника» «Союзу правых сил», реанимировав демократическую партию России (она рас­палась в середине 90-х годов), поставив во главе ее губернатора Новгородской области М. Прусака. Программа ДПР практически ничем не отличается от программы СПС, зато внутрипартийное устройство намного жестче. Не добавляет авторитета для правых и скандал, разразившийся в конце 2001 года вокруг одного из лидеров «Либеральной России», члена фракции СПС в Государ­ственной думе В. Головлева, привлеченного Генпрокуратурой к ответу за неблаговидные дела по приватизации в Челябинской области.

Принятие Закона «О политических партиях» актуализировало проблему достижения единства и сплоченности всех левых и народно-патриотических сил, решение которой в значительной степени зависит от зрелости идеологических, организационных позиций КПРФ, эффективности и конструктивности ее работы. КПРФ выстояла, сформировалась и превратилась во влиятельную политическую силу в России в условиях антикоммунизма, возведенного в ранг государственной внутренней политики (Вспомним заявление Ельцина «С коммунизмом в России покончено навсегда»). В чрезвычайно трудных условиях (запрет КПРФ в 1993 году, несмотря на решение Конституционного суда РФ о законности ее существования, задуманный, но не осуществленный ее запрет в 1996 году, очернение ее деятельности в средствах массовой ин­формации и в выступлениях государственных деятелей и т.д) партия сумела стать массовой (550 тысяч членов), оказалась вос­требованной десятками миллионов граждан, связывающих с ней свою судьбу. Классовый, общенародный характер деятельности КПРФ (классовый подход должен служить интересам всего на­рода) позволил ей вернуть доверие к коммунистам не только в России, но и в международном коммунистическом, рабочем и национально-освободительном движениях. Восстановлены связи с этими организациями почти в ста странах мира, в том числе – с Компартией Китая, которые были утрачены с хрущевского времени.

В Государственной Думе компартия России последователь­но и настойчиво отстаивает жизненные интересы большин­ства граждан страны (льготы ветеранам, студентам, военнос­лужащим, Земельный кодекс, Кодекс о труде, пенсионная, жилищно-коммунальная реформы, реформа образования и т. д.), разработана социально-экономическая программа выхода стра­ны из кризиса, создано «теневое» правительство. Она была инициатором создания Союза народно-патриотических сил России (НПСР), в котором объединились многие организа­ции левого спектра, патриотической и духовно-культурной направленности.

Безусловно, новый закон «О политических партиях» дает тол­чок для создания новых партий. Но в то же время его требования таковы, что вряд ли все существующие партии смогут доказать свою жизнедеспособность, поскольку в большинстве своем они малочисленны, а региональные организации вообще не суще­ствуют или насчитывают несколько человек. Да и сама процедура регистрации партий в Министерстве юстиции весьма обремени­тельна: СМИ сообщают, что, например, для регистрации КПРФ (февраль 2002 года) необходимо было подготовить более 1 500 документов.

Но несомненно, что новый закон создает условия для того, чтобы в стране сложилась двух-трехпартийная система.

Литература

Адзиев Х.Г., Гасанов М.Г., Омаров Ш.С. Политологический словарь. Махачкала. 1999.

Бутенко А.П., Миронов А.В.. Сравнительная политология в терминах и понятиях. М., 1998. С.209-216.

Гасанов Н.Н. Политические партии и партийные системы. Махачкала. 1995.

Гаджиев К.С. Политология. М., 2001. С. 203-242.

Джус И.В. Политические партии в России. //Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки – 1995. – №1.

Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы. – //Социально-политический журнал. – 1996. – №3. С.67-72.

Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М.Дюверже. // Социально-политический журнал. – 1993. – №9-10. С.111-119.

Тимошенко В.И. Российская многопартийность сегодня. //Социально-политический журнал. – 1994. – №11-12. С.26-34.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте роль партий в политической системе общества.

2. Назовите основные исторические этапы формирования политических партий.

3. Что понимается под политической партией, каковы причины ее формирования?

4. В чем отличие партии от общественной организации, общественного движения?

5. Почему люди вступают в политические партии?

6. Какие функции выполняют политические партии?

7. Какова структура политической партии?

8. Назовите основные критерии типологии политических партий.

9. Назовите основные типы политических партий.

10. К какому типу можно отнести партийную систему Российской Федерации?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.079 с.)