Способы участия общественных объединений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы участия общественных объединений



В политической жизни

Определив сущность и особенности различных типов общественных организаций, необходимо остановиться на выяснении функций, способов и форм их участия в политической жизни общества.

Общественные организации (группы давления) в своей деятельности осуществляют ряд социально значимых функций, которые позволяют им занимать важное место в системе политической жизнедеятельности. Основные функции общественно –политических организаций заключаются в следующем.

Выражение интересов – важнейшая из функций, которая присуща деятельности всех общественно – политических организаций (групп давления). Она тесно связана с необходимостью преобразования социальных ожиданий, чувств, потребностей в ясные политические требования, т. е. с их внятной артикуляцией (артикуляцией интересов). Кроме того, выражение интересов предполагает согласование частных потребностей и устремлений в общегрупповые (агрегирование интересов). Агрегирование интересов связано также с оборотом наиболее значимых проблем жизнедеятельности конкретных общественных групп.

Формирование требований – функция, присущая общественно – политическим организациям и группам давления. Она связана не с выработкой и выражением интересов, а с представлением их обществу. Эта функция направлена вовне, обращена к властным или иным органам с выражением требований, исходящих от определённых общественных групп. В процессе реализации данной функции власти и обществу могут быть представлены ясные, теоретически осмысленные политические требования, выражающие интересы значимых социальных сил, на базе которых возможен эффективный политический диалог.

Интеграционная функция общественно – политических организаций (групп давления) заключается в консолидации значительных масс граждан на основе общего интереса. Она проявляется в согласовании позиций внутри группы, активном обмене информацией, проведении единых действий, в организационном оформлении. Часто интеграционная функция общественных групп выступает в неявном виде.

Функция политической социализации связана с привлечением широких слоев населения к участию в общественно-политической жизни страны, обучением их формам и методам защиты своих интересов. Эту функцию чаще всех выполняют профсоюзы, общественные организации рабочих, крестьян и национальные движения и фронты.

Функция замещения состоит в том, что в определённой ситуации общественно – политические организации могут «замещать» политические партии, т. е. брать на себя выполнение их функций, в том числе и тех, которые общественным движениям и организациям в принципе несвойственны (например, функцию власти). Так, в начале 80–х годов в условиях кризисного развития в Польше, когда политические партии в этой стране в силу различных причин были не в состоянии оспаривать власть у правящей партии, мощное и влиятельное профессиональное объединение «Солидарность» взяло на себя эту задачу.

Особую роль деятельности общественных организаций играет функция давления на власть, посредством которой реализуются их специфические интересы и обеспечивается участие общественных объединений (групп давления) в политическом процессе. Поэтому необходимо остановиться более подробно на этой функции и рассмотреть способы давления, которые используются в практике политической жизни.

Частота и масштабы применения тех или иных способов давления зависят от типа общественной организации или группы давления, состояния и эффективности функционирования политической системы, типа политического режима, конституционного строя, исторических традиций и т. д. Основными каналами доступа общественных организаций к властным структурам являются парламенты, администрации, политические партии и средства массовой информации. Масштабы воздействия (давления) общественных организаций на власть могут быть также различными: местными, отраслевыми, национальными и всеобщими.

Различают три основных типа воздействия на власть: непосредственное давление на власть, влияние на неё через политические партии и через общественное мнение. Непосредственное воздействие (давление) на власть означает конкретные шаги общественно – политических организаций, направленные на признание властью существования определённых проблем, требующих разрешения. Это давление может осуществляется двояким образом: открыто (гласно) или скрыто. Открытая деятельность связана с переговорами, которые, проводят представители общественных групп с правительством или руководителями административных органов, консультативными встречами, информированием общества о сути предъявляемых власти требований, а также с осуществлением определённых силовых действий в рамках закона: организация забастовок и митингов, пикетирование учреждений, выражение гражданского неповиновения и т.д. Такой способ воздействия наиболее характерен для деятельности массовых общественных организаций (групп давления ассоциативного типа). Скрытое давление более свойственно «элитным» организациям или ассоциативным группам, которые имеют самые широкие возможности для этого благодаря прежде всего личным связям и контактам. В то же время, скрытое давление на власть в ряде случаев может осуществляться через коррумпированных чиновников, посредством неформального лоббирования и т. д.

Другим (опосредованным) направлением воздействия на власть является давление на политические партии, особенно на те из них, которые находятся у власти. Возможности и варианты воздействия на власть посредством давления на партии во многом зависят от характера взаимоотношений между организациями (группами давления) и политическими партиями. В одних случаях некоторые политические партии находятся в особой зависимости от общественных организаций, а поэтому вынуждены в максимальной степени учитывать требования последних. Так, например, английская лейбористская партия постоянно находится под давлением входящих в неё на правах коллективных членов тред–юнионов (профсоюзов), в Австрии народная партия во многом зависит от поддержки её крестьянскими организациями страны.

Нередкой бывает ситуация, когда общественно–политические организации связаны с политическими партиями тесными узами на правах младших партнеров или «дочерних фирм». В частности, это касается многих профсоюзных, молодёжных и женских организаций, интересы которых учитываются партийным руководством; а сами организации пользуются всеми возможностями оказания давления на руководство родственных партий. Такая система взаимоотношений характерна для коммунистических, социал–демократических и христианских партий и организаций.

В ряде стран между партиями и общественно – политическими организациями традиционно сложились отношения равноправного партнёрства и тесного сотрудничества, когда давление на политические партии со стороны общественных групп воспринимается как нормальная практика демократической жизни. Такой вариант взаимоотношений и политического сотрудничества характерен, например, для политических организаций скандинавских стран Европы.

Особую роль в оказании давления на власть со стороны общественно – политических организаций играет общественное мнение. Поэтому во многих случаях влиять на общественное мнение – это значит влиять на саму власть. Чаще всего выделяют две основные формы воздействие на общественное мнение: посредством проведения массовых акций (принуждение) и путём пропаганды своих требований (убеждение). Забастовки, массовые манифестации, помехи организации общественного порядка и другие принудительные акции способны оказывать на общественное мнение сильное (положительное или отрицательное) воздействие, в состоянии привлечь внимание общественности и правительства к приобретающим актуальность проблемам. С другой стороны, через пропаганду и агитацию, широкое использование СМИ для разъяснения своих позиций может быть оказано воздействие на общественное мнение посредством убеждения.

В заключение необходимо остановиться на вопросе о тенденциях развития общественно–политических организаций и движений.

В современных условиях наметился процесс определенного ослабления влияния традиционных политических партий на общественную жизнь. Однако рост социальной дифференциации и социальной мобильности, усиление политической активности новых общественных групп, стремление граждан к самостоятельному творчеству, возрастание потребности в выражении и отстаивании всё более разнообразных интересов – все это ведёт к появлению новых форм и способов объединения людей в различные ассоциации. Поэтому роль общественно – политических организаций и движений, групп давления постоянно возрастает. Многие из вновь появившихся общественных объединений не идентифицируют себя с определёнными политическими партиями, выступают как независимые, самостоятельные образования отвергают традиционные политические ценности, расширяют гамму интересов различных слоёв населения. Этот процесс со всей очевидностью проявляется в общественной жизни современной России.

Появление в структуре массового сознания новых демократических нонконформистских настроений и гуманистических ценностей порождает новые виды объединения граждан, которые призваны заполнить социальное пространство России, свободное от прежних, во многом эффективных, форм политической организации. Таким образом, в нашей стране расширяется сфера функционирования гражданского общества, что является выражением более общей тенденции демократизации социально – политической сферы. Важно только при этом не утратить органическую связь с позитивными традициями в общественной жизни России предотвратить проникновение в неё таких видов общественных объединений, которые носят деструктивный характер и способны нанести ущерб демократическому обновлению страны.

 

 

Общественные организации

Республики Дагестан

За годы перестройки в Дагестане, как и в стране в целом, сильно активизировался процесс возникновения общественно – политических организаций, национально – демократических движений, культурно – просветительских обществ. На 20 июня 1992 года в Министерстве юстиции Республики Дагестан (РД) были зарегистрированы 15 общественных организаций и движений. На 1 января 2000 года их число многократно увеличилось. Всего в республике зарегистрировано 820 общественных объединений, в том числе политические партии (12), национальные движения – (49), женские организации – (4), общественные фонды – (138),религиозные организации – (130) и т. д.[99]

По программным целям и задачам общественные организации и движения характеризуются как национальные (кумыкское народное движение «Тенглик», аварское народное движение «Джамаат», Лакское народное движение «Кази – Кумух», общество «Табасаран», лезгинское народное движение «Садвал», общество ногайского народа «Бирлик») и интернациональные (общественно – политические интердвижения «Единый Дагестан», народное движение Дагестана «Интернационализм и стабильность», народный фронт Дагестана им. Имама Шамиля), культурно – просветительские общества, центры (даргинское культурно – просветительское общество «Цадеш» (Единство), еврейский культурный центр им. Шимона бен Касиба, Лакское общество культуры «ЦIу Барз» (Новолуние), Рутульский культурный центр «АЯЗ».[100]

Кроме указанных обществ, центров, движений, зарегистрированы объединения по интересам, профессиональным признакам, молодёжные, экологические организации, ассоциации работников науки, образования. У каждого из них свои способы и методы работы, своя социальная база, свои лидеры.

Деятельность национальных движений свидетельствует о росте национального самосознания народов Дагестана, повышения их политической активности. В основном, они преследуют благородные цели: возрождение истории, культуры, традиции своих народов, содействие социально – экономическому развитию сёл, районов и городов Дагестана.

Национальные, интернациональные движения и организации, культурно – просветительские общества Дагестана имеют свои конкретные цели и задачи, общее и особенное, положительное и отрицательное.

Все они вносят в жизнь республики небывалое многообразие идей, возрождают демократические формы борьбы за реализацию собственного мнения, в том числе и болезненные для устоявшихся политических и социально – экономических структур, например, такие, как массовые митинги, демонстрации, выдвижение собственных кандидатур в структуры политической власти, новые концепции решения социально – экономических проблем республики, участие в обсуждении актуальных вопросов социального - экономического развития Дагестана на сессиях Народного Собрания и заседаниях Правительства Республики Дагестан.

Однако нельзя не обратить внимание на то, что среди активистов национальных движений имелись лица, которые якобы с «патриотических позиций» апеллирует к чувствам людей и толкают их на необдуманные действия, чреватые непредсказуемыми последствиями.

Вряд ли может служить консолидации не только народов Дагестана, но даже и самих кумыков провозглашение цели об образовании кумыкской народной демократической республики в составе Российской Федерации на их исторической территории. Хотели того руководители «Тенглика» или нет, но эта акция была воспринята другими народами Дагестана как вызов, в особенности теми, кто постоянно и давно живет на равнине[101]. 

«Вызывает недоумение, – пишет профессор М. Абдуллаев, – линия лезгинского национального движения «Садвал». Казалось бы, мы научены горьким опытом и знаем, что относиться к проблемам национальных отношений надо чрезвычайно осторожно и взвешенно.

К сожалению, этого не чувствуется в последних решениях съезда, принявшего декларацию о восстановлении государственности лезгинского народа и резолюции, в которой требуют изменения границы между Азербайджаном и Дагестаном»[102].

В условиях молодой, неокрепшей демократии инакомыслие порождает разнодействие: вместо поиска согласия новые общественные силы нередко оказывают силовое давление на своих оппонентов, будь то традиционные структуры или свои же собратья – неформалы. Для самостоятельной оценки программ и уставов, целей, задач и реальных действий этих сил рассмотрим деятельность некоторых национальных и интернациональных движений республики.

Кумыкское народное движение «Тенглик» – массовая общественно-политическая организация, возникшая по инициативе группы научной и творческой интеллигенции (март 1989 г.), которая подготовила заявление-обращение в Верхний Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, ДССР, с оценкой т.н. «кумыкского вопроса» и рядом требований, в том числе создания кумыкской автономии в составе Дагестана, прекращения дальнейшего заселения кумыкских земель переселенцами, возврата кумыкским селам изъятых подзаконными актами сельхозугодий и т.д.

В качестве своей основной цели КНД выдвинуло формирование национально-государственного образования кумыкского народа путем создания демократической парламентской республики, в условиях которой можно будет обеспечить развитие экономики и культуры, справедливое урегулирование национальных проблем

В докладе лидера КНД С. Алиева на Чрезвычайном Съезде Кумыкского Народного Движения и народных депутатов всех уровней, который состоялся в январе 1991 года, указывалось:

«После долгих раздумий мы пришли к выводу - «объединить усилия депутатского корпуса и сторонников КНД в решении общенациональных задач, в особенности в реализации Декларации о национальном самоопределении кумыков. Для решения этой задачи создается новый, обновленный орган КНД, дополненный народными депутатами и наделенный новыми функциями – Милли Мажлис….

«Садвал» (Единство) – лезгинское народное движение – добровольная общественно-массовая организация граждан. Создано в декабре 1989 г.

Основные задачи «Садвала» - содействие воссоединению лезгинского народа в пределах территории его компактного расселения в Российской Федерации и Азербайджанской Республики и восстановление его национальной государственности в рамках единого лезгинского государственного образования на основе общепризнанных международных политико-правовых норм и принципов, права наций на самоопределение, развитие политической активности граждан и широкое их вовлечение в процессы демократизации, всемерное внедрение прогрессивных форм и методов хозяйствования, развитие научно-технического творчества, народных промыслов и ремесел, охране здоровья граждан, окружающей среды, укреплению дружбы и взаимоуважения между лезгинами и другими народами»[103].

Нельзя сказать, что проблемы, поднимаемые лидерами «Садвала», не являются обоснованными и не требуют пристального внимания к ним со стороны руководства Дагестана. Неоднократные встречи делегаций Азербайджана и России говорят о том, что проблемы серьезные существуют и их надо решать. Но для их решения нужно время, терпение и добрая воля всех заинтересованных сторон. Решение можно найти только политическими методами. Для этого очень важны согласованные действия властных структур всех уровней и общественных движений, как национальных, так и интернациональных.

«Аварское народное движение (АНД) «Джамаат», - говорится в его Уставе, - действует демократическими, конституционными методами, гласно, отвергая насильственные методы общественной деятельности»[104].

Цели и задачи АНД:

· активное участие в создании подлинного народовластия и демократического правового общества в Дагестане, достижение реального суверенитета;

· возрождение, сохранение и развитие самобытности аварского народа, социальной жизни, истории, культуры, традиций, языка;

· одной из главных задач считать консолидацию дагестанских народов на основе равноправия наций, глубокого взаимопонимания между ними, решения общих экономических и социально-политических задач в республике;

· защита политических и экономических, социальных и личных прав и свобод членов общества согласно существующему законодательству …

Даргинское культурно-просветительное общество «Цадеш» (Единство) является общественной организацией, основанной на самоуправлении и самофинансировании.

В своей деятельности «Цадеш» исходит из принципов патриотизма, интернационализма, бережного отношения к общечеловеческим ценностям; развитие духовности как национального, общечеловеческого идеалов во всех формах ее проявления (языке, культуре, экономике, языке).

Общество «Цадеш» ставит своей целью:

· возрождение и развитие языка, культуры и нравственных начал даргинского народа; сбор, систематизацию и пропаганду культурного наследия наиболее важных событий истории даргинского и других народов Дагестана;

· оказание возможного содействия в социальной и правовой защите интересов даргинцев;

· проводить работу среди членов общества и всех даргинцев по усилению взаимопонимания и взаимоуважения, воспитание у них чувства любви к своему народу и Родине, доброжелательного отношения и другим народам Дагестана, России и СНГ;

· содействовать развитию национального языка и культуры, приобщению даргинцев к культурным ценностям других народов;

Лакское общество культуры «ЦIу барз» (Новолуние) – общественное самоуправляемое объединение граждан преследует следующие цели:

–  возрождение и развитие культуры и нравственных ценностей лакского народа;

–  сохранение, изучение и распространение лакского языка как одного из атрибутов народа;

–  возрождение, сохранение и распространение гуманистических традиций, обычаев и обрядов лакского народа;

–  приобщение населения к нравственным и духовным ценностям других народов;

–  воспитание членов общества в духе любви к своему народу и родине, интернационализма и дружбы с другими народами и нациями.

– предупреждение и искоренение любых проявлений национализма, шовинизма и экстремизма …

Общество «Табасаран», говорится в его Уставе, – создается в целях содействия культурному, социально-экономическому развитию табасаранского народа.

Основными задачами общества являются:

– содействие подъему и развитию национального самосознания табасаранского народа и других народов страны гор;

– возрождение, сохранение и развитие национальных традиций, обрядов и обычаев;

– содействие изучению к дальнейшему развитию традиционных народных промыслов, в особенности ковроделия как самобытного народного промысла, принесшего табасаранскому народу мировую известность;

– изучение богатого и самобытного духовного наследия, народного творчества табасаранского народа, его пропаганда;

– оказание поддержки и помощи в восстановлении и охране исторических, архитектурных и иных культурных памятников на исторической территории компактного проживания табасаранцев и т.д.

Общество ногайского народа «Бирлик» (Единство) осуществляет свою деятельность на территории Астраханской области, Ставропольского края, Дагестанской АССР и других регионов Российской Федерации, где созданы или будут учреждены его отделения[105].

«Бирлик» ставит своей целью демократическими методами способствовать единению ногайского народа и созданию своего национального образования в составе Российской Федерации. Важной составной частью его деятельности является нравственное возрождение и моральное оздоровление каждого человека, в основе чего должно быть чувство уважения к природе, труду, культурным ценностям и к самому человеку.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что рост национального самосознания во всех районах нашей республики, на Северном Кавказе, России в целом обострил внимание людей к проблемам развития экономики, культуры и духовной жизни, решение которых возможно только через конструктивный диалог всех демократических сил, общественных, национальных движений.

Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами, уставами, действуют в рамках Конституции и законов Российской Федерации и республик в ее составе. Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни[106].

Взаимодействие между государством и общественными объединениями можно охарактеризовать следующим образом: государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствии с Конституцией гарантирует нормальные условия для выполнения ими своих уставных задач.

Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, также как и вмешательство общественных объединений в деятельности государственных органов и должностных лиц, кроме случаев, когда это предусмотрено законом, не допускается. Общественные объединения могут иметь свои фонды, создавать свои предприятия. Доходы от производственной и хозяйственной деятельности используются для выполнения задач, определенных уставом.

 

§ 5. Религиозные организации в системе современных



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.048 с.)