Политическая система Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система Российской Федерации



В настоящее время в России происходит процесс существен­ной трансформации политической системы. Она преобразуется как в целом, так и во всех своих основных структурных элемен­тах. Главный вектор преобразования направлен на ее превраще­ние в политическую систему открытого, плюралистического типа. Поэтому можно констатировать, что современная политиче­ская система российского общества носит во многом переход­ный характер.

Придание системе большей гибкости, максимальной способности к саморегулированию общественных процессов в условиях, когда в мире происходят большие изменения и преодолевается относительная «отгороженность» стран и народов от мирового цивилизационного потока, имеет принципиальное значение. В целом, переход от жесткой структуры механизма политической адапта­ции, построенной на монистической основе, к открытости и гибкости этого механизма, опирающегося на многообразие со­ставляющих его элементов, должен придать политической систе­ме общества большую устойчивость и динамизм.

Процесс коренного преобразования политической системы России по-разному воспринимается в обществе, однако несо­мненно, что при всей болезненности происходящего, при том, что многие граждане испытывают своеобразный «политический дискомфорт», этот процесс отражает объективную потребность в изменении политической системы в сторону ее большей откры­тости. В конечном счете, демократизация политической системы российского общества исторически обусловлена; в результате изменений она все более соответствует общепринятым критери­ям и мировой политической практике.

Так, существенные перемены можно обнаружить в регуля­тивной подсистеме, которая включает в себя совокупность по­литических и правовых принципов и норм, составляющих поли­тико-правовую основу функционирования общества. Согласно Конституции 1977 г., ядром политической системы советского общества являлась коммунистическая партия, выступавшая в качестве организующей и направляющей силы. Политическое развитие нашей страны определялось, как известно, не только Основным Законом и иными законодательными актами, но и программой правящей партии, документами ее партийных съез­дов, конференций и пленумов. Принцип демократического цен­трализма, на котором организационно строилась партия, при­знавался исходным государственным принципом. Конституцией страны не предусматривалось разделение власти на самостоя­тельные ветви; наоборот, в основе деятельности Советов как органов государственной власти была заложена идея единства законодательной и исполнительной власти.

В настоящее время политико-правовые принципы и нормы, лежащие в основе функционирования политической системы рос­сийского общества, сориентированы на международные демокра­тические стандарты. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления, а единственным источником власти – ее многонациональный на­род. Органы государственной власти Российской Федерации осу­ществляют свою деятельность на основе принципа разделения вла­сти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. В нашей стране конституци­онно признается и гарантируется система местного самоуправле­ния, утверждается идеологическое и политическое многообразие, наличие многопартийности.

Радикальные изменения претерпела политическая организа­ция российского общества. В частности, государство заняло надлежащее место в политической системе общества и выступа­ет в настоящее время как основной политический институт, тем самым ликвидирована фактическая подмена государственных органов партийными и преодолено срастание правящей партии с государством. В условиях многопартийности стало излишним присутствие партийных организаций в государственных струк­турах, в различных организациях и учреждениях. Необходимо отметить также снижение роли трудовых коллективов в решении государственных и общественных дел. Одновременно возросло значение средств массовой информации в политической жизни общества, их влияние на ход политического процесса.

В области политических отношений также произошли суще­ственные перемены. Былая политическая монополия руководства правящей партии и наличие одного центра вла­сти сменились новым, более сложным соотношением политиче­ских сил и значительным ростом конкуренции между ними. Политическая борьба приобрела более открытые для общества формы, проводятся выборы (президентские, парламентские и местные) на соревновательной основе. При этом заметно акти­визировалась деятельность различных политических объедине­ний и групп давления. Реальностью стал политический плюра­лизм в обществе.

Усложнение системы политических отношений в россий­ском обществе имеет не только количественные, но и качест­венные измерения. Так, отношение к власти характеризуется, с одной стороны, лояльностью и поддержкой, но, с другой – элементами неповиновения, а также складыванием реальной оппозиции. В условиях конкуренции ослабленными оказались солидарные связи и отношения, сложились условия для роста политических конфликтов, принимавших подчас чрезвычайно острые формы (политические события в Москве в августе 1991 г. и в сентябре – октябре 1993 г., конфликтные процессы и взаимоотношения на Северном Кавказе и т.д.).

Трансформация политической системы тесно связана с из­менениями в области политического сознания и политической культуры общества. Наиболее существенным в этом отношении явилось преодоление идеологической монополии и формирование условий для становления духовно-идеологи­ческого плюрализма.

Значительные перемены можно наблюдать в системе ценно­стных ориентаций граждан. Отказ от идеологической монопо­лии коммунистической партии вызвал в обществе определенное духовное замешательство и резкое усложнение идеологической ситуации в целом. С одной стороны, опыт механического пере­несения в страну всего комплекса западных политических цен­ностей оказался несостоятельным, с другой – малоэффектив­ными являются попытки буквального воспроизводства тех цен­ностей политической жизни, которые господствовали в России до начала XX в. Известную опасность представляют усилия по внедрению в общественную практику нетрадиционных полити­ческих взглядов и «экзотических» духовных ориентаций, про­пагандируемых различного рода тоталитарными сектами и ины­ми организациями.

Очевидные изменения произошли в политическом поведении, как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Политическое участие граждан в жизни общества утратило характер контролируемости властью и приобрело более естественный вид. Определенная активизация радикалистских настроений и взглядов, стремление значительной части общества к качественным переменам в кратчайшие сроки, отрицание в ряде случаев традиционных способов политической активности при­вели к известному росту дестабилизирующих факторов. Произошли сдвиги в политической культуре общества. На месте «монолитной» политической культуры, основанной на общей идеологии и солидарных устремлениях, сложилась пока еще мозаичная политическая культура, в которой можно заметить формирующиеся субкультуры. Следует также отметить мощное внешнее духовное давление, которое способно существенно де­формировать политическую культуру общества и его политиче­скую систему.

Таким образом, политическая система общества в России представляет собой систему переходного типа, ее становление и развитие продолжается. Значительный потенциал сохраняется в области конституционного строительства и в сфере дальнейшего формирования политико-правовой базы. Так, следует обеспе­чить необходимые условия для более равномерного распределе­ния власти, как по «горизонтали», так и по «вертикали». В пер­вом случае имеется в виду создание действенной системы сдержек и противовесов, которые могли бы стабилизировать взаимоот­ношения между ветвями власти, а во втором – совершенство­вание федеративных отношений в стране и преодоление «асимметричной» федерации.

Далеко не завершенным остается процесс становления новой политической организации общества, в том числе формирования многопартийной системы и кристаллизации влиятельных политических партий, отражающих весь спектр политических сил в стране. До сих пор не выработан механизм формирования исполнительной власти с учетом реального положения полити­ческих партий по результатам избирательных кампаний. В ста­дии формирования находятся многие общественно-поли­тические движения, организации и блоки.

Предстоит немало сделать в области совершенствования по­литических отношений. Так, первоочередной задачей является снижение уровня политической конфронтационности в общест­ве, обеспечение гражданского согласия и выработка демократи­ческих процедур урегулирования политических конфликтов. Нормой политических отношений в обществе должны стать от­ношения консенсусного типа.

В сфере политического сознания и политической культуры необходимо обеспечить их органическую и плавную эволюцию, направленную на формирование современного политического мышления и демократического поведения граждан. Это предпо­лагает сохранение духовной преемственности в обществе и дальнейшее развитие устойчивых национальных ценностей и традиций в политической сфере. Всякое новшество в области политической культуры должно находить свое преломление че­рез опыт национальной жизни.

 

Литература

 

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М. 1986.

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М.,1994.

Краснов Б.И. Политическая система.//Социально-политический журнал. – 1995. – №5.

Мартышин О.Б. Российская конституция 1993 годы и становление новой политической системы. // Государство и право. - 1994. - №10.

Розефит Ф. Политическая система и политический режим. Институциональный кризис в современной России. //Свободная мысль. - 1999. - №11.

Уилсон Дж. Американская политическая система. //США: экономика, политика, идеология. - 1997. - №2.

Фарукшин М.К. Политическая система общества. //Социально-политические науки. - 1991. - №5.

Контрольные вопросы

 

1. Что такое политическая система и какова ее структура?

2. Какие существуют типологизации политических систем?

3. Перечислите основные функции политической системы?

4. Назовите основные типы современных политических систем.

5. Дайте характеристику основных подсистем (элементов) политической системы.

6. В чем заключается переходный характер политической системы российского общества? Как можно определить основную направленность происходящих в ней изменений?

7. Каковы актуальные проблемы дальнейшего совершенствования политической системы российского общества?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.018 с.)