Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая система Российской ФедерацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в России происходит процесс существенной трансформации политической системы. Она преобразуется как в целом, так и во всех своих основных структурных элементах. Главный вектор преобразования направлен на ее превращение в политическую систему открытого, плюралистического типа. Поэтому можно констатировать, что современная политическая система российского общества носит во многом переходный характер. Придание системе большей гибкости, максимальной способности к саморегулированию общественных процессов в условиях, когда в мире происходят большие изменения и преодолевается относительная «отгороженность» стран и народов от мирового цивилизационного потока, имеет принципиальное значение. В целом, переход от жесткой структуры механизма политической адаптации, построенной на монистической основе, к открытости и гибкости этого механизма, опирающегося на многообразие составляющих его элементов, должен придать политической системе общества большую устойчивость и динамизм. Процесс коренного преобразования политической системы России по-разному воспринимается в обществе, однако несомненно, что при всей болезненности происходящего, при том, что многие граждане испытывают своеобразный «политический дискомфорт», этот процесс отражает объективную потребность в изменении политической системы в сторону ее большей открытости. В конечном счете, демократизация политической системы российского общества исторически обусловлена; в результате изменений она все более соответствует общепринятым критериям и мировой политической практике. Так, существенные перемены можно обнаружить в регулятивной подсистеме, которая включает в себя совокупность политических и правовых принципов и норм, составляющих политико-правовую основу функционирования общества. Согласно Конституции 1977 г., ядром политической системы советского общества являлась коммунистическая партия, выступавшая в качестве организующей и направляющей силы. Политическое развитие нашей страны определялось, как известно, не только Основным Законом и иными законодательными актами, но и программой правящей партии, документами ее партийных съездов, конференций и пленумов. Принцип демократического централизма, на котором организационно строилась партия, признавался исходным государственным принципом. Конституцией страны не предусматривалось разделение власти на самостоятельные ветви; наоборот, в основе деятельности Советов как органов государственной власти была заложена идея единства законодательной и исполнительной власти.
В настоящее время политико-правовые принципы и нормы, лежащие в основе функционирования политической системы российского общества, сориентированы на международные демократические стандарты. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления, а единственным источником власти – ее многонациональный народ. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. В нашей стране конституционно признается и гарантируется система местного самоуправления, утверждается идеологическое и политическое многообразие, наличие многопартийности. Радикальные изменения претерпела политическая организация российского общества. В частности, государство заняло надлежащее место в политической системе общества и выступает в настоящее время как основной политический институт, тем самым ликвидирована фактическая подмена государственных органов партийными и преодолено срастание правящей партии с государством. В условиях многопартийности стало излишним присутствие партийных организаций в государственных структурах, в различных организациях и учреждениях. Необходимо отметить также снижение роли трудовых коллективов в решении государственных и общественных дел. Одновременно возросло значение средств массовой информации в политической жизни общества, их влияние на ход политического процесса. В области политических отношений также произошли существенные перемены. Былая политическая монополия руководства правящей партии и наличие одного центра власти сменились новым, более сложным соотношением политических сил и значительным ростом конкуренции между ними. Политическая борьба приобрела более открытые для общества формы, проводятся выборы (президентские, парламентские и местные) на соревновательной основе. При этом заметно активизировалась деятельность различных политических объединений и групп давления. Реальностью стал политический плюрализм в обществе.
Усложнение системы политических отношений в российском обществе имеет не только количественные, но и качественные измерения. Так, отношение к власти характеризуется, с одной стороны, лояльностью и поддержкой, но, с другой – элементами неповиновения, а также складыванием реальной оппозиции. В условиях конкуренции ослабленными оказались солидарные связи и отношения, сложились условия для роста политических конфликтов, принимавших подчас чрезвычайно острые формы (политические события в Москве в августе 1991 г. и в сентябре – октябре 1993 г., конфликтные процессы и взаимоотношения на Северном Кавказе и т.д.). Трансформация политической системы тесно связана с изменениями в области политического сознания и политической культуры общества. Наиболее существенным в этом отношении явилось преодоление идеологической монополии и формирование условий для становления духовно-идеологического плюрализма. Значительные перемены можно наблюдать в системе ценностных ориентаций граждан. Отказ от идеологической монополии коммунистической партии вызвал в обществе определенное духовное замешательство и резкое усложнение идеологической ситуации в целом. С одной стороны, опыт механического перенесения в страну всего комплекса западных политических ценностей оказался несостоятельным, с другой – малоэффективными являются попытки буквального воспроизводства тех ценностей политической жизни, которые господствовали в России до начала XX в. Известную опасность представляют усилия по внедрению в общественную практику нетрадиционных политических взглядов и «экзотических» духовных ориентаций, пропагандируемых различного рода тоталитарными сектами и иными организациями. Очевидные изменения произошли в политическом поведении, как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Политическое участие граждан в жизни общества утратило характер контролируемости властью и приобрело более естественный вид. Определенная активизация радикалистских настроений и взглядов, стремление значительной части общества к качественным переменам в кратчайшие сроки, отрицание в ряде случаев традиционных способов политической активности привели к известному росту дестабилизирующих факторов. Произошли сдвиги в политической культуре общества. На месте «монолитной» политической культуры, основанной на общей идеологии и солидарных устремлениях, сложилась пока еще мозаичная политическая культура, в которой можно заметить формирующиеся субкультуры. Следует также отметить мощное внешнее духовное давление, которое способно существенно деформировать политическую культуру общества и его политическую систему. Таким образом, политическая система общества в России представляет собой систему переходного типа, ее становление и развитие продолжается. Значительный потенциал сохраняется в области конституционного строительства и в сфере дальнейшего формирования политико-правовой базы. Так, следует обеспечить необходимые условия для более равномерного распределения власти, как по «горизонтали», так и по «вертикали». В первом случае имеется в виду создание действенной системы сдержек и противовесов, которые могли бы стабилизировать взаимоотношения между ветвями власти, а во втором – совершенствование федеративных отношений в стране и преодоление «асимметричной» федерации.
Далеко не завершенным остается процесс становления новой политической организации общества, в том числе формирования многопартийной системы и кристаллизации влиятельных политических партий, отражающих весь спектр политических сил в стране. До сих пор не выработан механизм формирования исполнительной власти с учетом реального положения политических партий по результатам избирательных кампаний. В стадии формирования находятся многие общественно-политические движения, организации и блоки. Предстоит немало сделать в области совершенствования политических отношений. Так, первоочередной задачей является снижение уровня политической конфронтационности в обществе, обеспечение гражданского согласия и выработка демократических процедур урегулирования политических конфликтов. Нормой политических отношений в обществе должны стать отношения консенсусного типа. В сфере политического сознания и политической культуры необходимо обеспечить их органическую и плавную эволюцию, направленную на формирование современного политического мышления и демократического поведения граждан. Это предполагает сохранение духовной преемственности в обществе и дальнейшее развитие устойчивых национальных ценностей и традиций в политической сфере. Всякое новшество в области политической культуры должно находить свое преломление через опыт национальной жизни.
Литература
Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М. 1986. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М.,1994. Краснов Б.И. Политическая система.//Социально-политический журнал. – 1995. – №5. Мартышин О.Б. Российская конституция 1993 годы и становление новой политической системы. // Государство и право. - 1994. - №10. Розефит Ф. Политическая система и политический режим. Институциональный кризис в современной России. //Свободная мысль. - 1999. - №11. Уилсон Дж. Американская политическая система. //США: экономика, политика, идеология. - 1997. - №2. Фарукшин М.К. Политическая система общества. //Социально-политические науки. - 1991. - №5.
Контрольные вопросы
1. Что такое политическая система и какова ее структура? 2. Какие существуют типологизации политических систем? 3. Перечислите основные функции политической системы? 4. Назовите основные типы современных политических систем. 5. Дайте характеристику основных подсистем (элементов) политической системы. 6. В чем заключается переходный характер политической системы российского общества? Как можно определить основную направленность происходящих в ней изменений? 7. Каковы актуальные проблемы дальнейшего совершенствования политической системы российского общества?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.107 (0.014 с.) |