Феодализма и ранних буржуазных революций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феодализма и ранних буржуазных революций



В XVI веке в странах Западной Европы завершается разложение феодализма и возникают капиталистические отношения. В этот период на первое место выдвигаются вопросы свободы личности, борьбы против засилья церкви. Проблема личности, соотношение ее и государства занимает важное место в политических учениях нового времени. Это направление общественной мысли получило название “гуманизма”. Оно также известно как идеология Возрождения, т.к. использовались идеалы античного мира для создания новой, буржуазной, идеологии. Критику церковных учреждений передовые силы вели под знаменем “Реформации”: преобразования и демократизации церкви в соответствии с положениями раннего христианства.

В этот период идеология угнетенных трудящихся масс получила отражение в сочинениях представителей раннего утопического социализма – Т.Мора, Т.Кампанеллы, Т.Мюнцера.
В отличие от буржуазных мыслителей, которые отстаивали свободу частной собственности, они стремятся обосновать преимущества такого политического строя, который основан на общности имущества, коллективистских отношениях. Наряду с определенными прогрессивными идеями (например, о самом широком участии трудящихся масс в управлении государством), в учении раннего утопического социализма проявляются черты грубой уравнительности и аскетизма. Так, в “Городе Солнца” Т.Кампанеллы общественная собственность существует даже на предметы одежды и личного обихода. Но несмотря на историческую ограниченность социалистических утопий, в них прослеживается воплощение мечты народных низов о лучшем будущем.

Крупнейшим представителем, основателем политической мысли эпохи Возрождения с полным правом можно назвать итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1496-1527 гг.). Его работы “Государь” и другие оказали заметное влияние на развитие политической мысли. Макиавелли резко выступал против теологических представлений о политике, заменив их идеей объективной исторической необходимости, которую он назвал “фортуна” (судьба). Фортуна предопределяет половину действий человека. Другой же половиной действий, в соответствии с гуманистическим принципом эпохи Возрождения, управляет сам человек[18]. Таким образом, Фортуна и личная энергия индивида выступают движущими силами политики. В основе политического поведения лежит, по Макиавелли, не христианская мораль, а выгода (“интерес” в современной терминологии) и сила. Итальянский мыслитель формулирует тезис “Цель оправдывает средства”. Как показывает опыт, отмечает он, грандиозные дела творили те князья, которые не считались с обещаниями, а действовали хитростью и обманом. Приверженцев этого тезиса в литературе часто называют сторонниками “макиавеллистской политики”, “макиавеллизма”. Хотя для таких аналогий Макиавелли дал основания, надо иметь в виду, что он осуждал тех, кто насилием разрушает, а не исправляет.

Рассуждая о различных формах власти, Макиавелли выводит их разнообразие из соотношения борющихся в обществе сил. При этом он показывает необходимость других факторов: этнических, демографических, территориальных, психологических и т.д.

Плеяду выдающихся мыслителей, которые внесли крупнейший вклад в развитие политических идей, дали XVII – первая треть XIX вв. В этом ряду следует назвать Т.Гоббса с его работами “Философское начало учения о гражданине” и “Левиафан”; Дж.Локка – “Два трактата о государственном правлении”; Спинозу – “Политический трактат”; Монтескье – “О духе законов”; Руссо – “Об общественном договоре”; Канта – “Метафизические начала учения о праве”; Гегеля – “Философия права” и многих других. Эти мыслители высказали и разработали идеи естественного права и общественного договора, неотчуждаемых свобод личности, разделения и сбалансированности властей, правового государства и гражданского общества.

Так, английский мыслитель математик Томас Гоббс (1588-1679 гг.) в своем основном сочинении “Левиафан” обосновывает возникновение политической власти категориями социальной психологии – ссылается именно на общий страх в отношениях между людьми, не организованными в государство, на страх, причины которого кроются именно в злых, агрессивных чертах человеческой натуры. Мыслитель отмечал связь между частной собственностью и установлением государства, что было важным шагом к социально-экономической интерпретации возникновения государственной власти. Гоббс был одним из первых мыслителей, который исследовал государство рациональными методами, свободными от каких-либо теологических украшений.
У Гоббса можно наблюдать стремление обосновать огосударствление общества, жесткую социально-правовую регламентацию социальных явлений. По мнению мыслителя, заключив однажды общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменять избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена (верховной власти), осуждать акции, решения этой власти. Что же касается прав верховной власти относительно подчиненных, то они обширны. Обладатель верховной власти никаким договором со своим народом не связан и поэтому ответственности в принципе не несет.

К этим идеям Гоббса обращались и реакционеры, в том числе сторонники тоталитарных режимов фашиствующего плана. Согласно Т.Гоббсу, возможны три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. Симпатии Гоббса на стороне монархии. Он убежден, что она лучше всего реализует абсолютный характер власти государства: в ней общие интересы очень тесно совпадают с частными. Позднее это положение повторит Спиноза в своем “Политическом трактате”. “Царь есть само государство”. Наконец, следует подчеркнуть, что Гоббс стремился внедрить в науку о государстве и праве элементы материалистического метода.

Начиная с Т.Гоббса, в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины. Это понимание имело долгую и сложную судьбу. Т.Гоббс вслед за Н.Макиавелли и Г.Гроцием стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта.

Джон Локк (1632-1704 гг.) является родоначальником консервативного либерализма. Он считал, что абсолютная власть — не лучшее средство предотвращения анархии. Свое политическое учение Локк изложил в труде “Два трактата о государственном правлении” (1690г.).

Концепция Локка выдвигает на первый план те аргументы, которые доказывают право народных масс на революцию, и вместе с тем определяет границы права соответственно с интересами господствующих классов. Локк решительно защищает собственность.

Размышляя о причинах возникновения государства, Локк отмечает, что в целях надежного обеспечения естественного права, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов[19]. Таким образом, здесь Локк в ясной, открытой форме высказывает мысль о приоритете суверенитета народа по отношению к государственному суверенитету.

Джон Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности (на жизнь, свободу и собственность), законности восстания против тирана. Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют определенный ему объем полномочий. О каком-либо полном тоталитарном отказе индивидов от всех естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т.Гоббса) у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому ни при каких обстоятельствах. Государство получает ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу, “ и владение такими важными благами, как деньги, земля, домашняя утварь и т.д.”. Все это Джон Локк назвал одним словом – собственность. Возникновение политического общества, по мнению Локка, есть результат соглашения, ограничивающего свободу отдельного человека. Желание сохранить собственность является основной причиной, которая способствует тому, что люди одобряют создание политической власти.

Важным моментом политического учения Локка является отделение государства от власти. Он предлагает два ряда соглашений: общественный договор, который устанавливает государство, и правительственный договор, который устанавливает власть. Нарушение властью правительственного договора дает людям право (и обязывает их) на революцию, что, однако, не ликвидирует государство. Здесь мы имеем дело с идеей разделения государства и власти с указанием на сменяемость последней. Джон Локк предусматривает предупредительные меры против злоупотреблений правительства: контрольные функции над ним не столько со стороны подданных, сколько внутри самого правительства. Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам[20]. И.Кант дал ей философское обоснование, указывая, что государство — это объединение множества людей, которые подчинены правовым законам. Гражданин в этом государстве должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Учение Локка вобрало в себя многие достижения политической мысли ХVII века. В учении этого мыслителя они были углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который дала английская революция. Они стали пригодными для того, чтобы в определенной мере ответить на высокие теоретические и практические запросы политической жизни следующего XVIII столетия – столетия Просвещения и двух крупнейших буржуазных революций (французской и американской).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.008 с.)