Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революционных демократов России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вторая половина XIХ в. характерна развитием революционного демократизма. Серьезное влияние на него оказывали европейский социализм, анархизм и бланкизм. Призыв к светлому будущему основывался на отрицании исторических основ государственности, ценностей европейской демократии как буржуазных и ненужных. Выдающимся представителем революционного демократизма явился А.И. Герцен (1812-1870). Он происходил из семьи состоятельного помещика и принадлежал к поколению революционеров из дворян. Он посвятил жизнь революционной борьбе с царизмом и стоял на позициях признания революции как способа изменения существующего строя. Полицейские преследования вынудили Герцена в 1847 году эмигрировать. За границей он издает “Полярную звезду” – журнал с портретами пяти казненных декабристов на обложке, а позже – газету “Колокол”, вставшую горой за освобождение крестьян. Герцен существенно отличался от декабристов революционно-демократическим настроем своих взглядов, хотя и не избежал колебаний в сторону либерализма. Применительно к России А. Герцен назвал свою теорию “теорией русского социализма”. Основой социального преобразования России и перехода ее к социализму Герцен считал сельскую общину. Идеализируя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины — как залог перехода к социализму, минуя капитализм. Оригинальной является трактовка А. Герценым проблемы государства. Происхождение государства, как и другие мыслители, он объяснял в духе договорной теории, выводил ее из необходимости сохранить общественную безопасность. Однако Герцен уже понимал, что государство служит не “общему благу”, а задачам социального угнетения. По его мнению, “государство одинаково служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила”. А.И. Герцен вплотную подошел к пониманию сути мнимой демократии. Он клеймит кровавую роль государства во время революции 1848 года. Гневно обличает Герцен и буржуазный парламентаризм. Путем подкупа, угроз, других средств давления на избирателей буржуазия обеспечивает необходимый ей состав парламента. Избирательное право – одно из средств обмана народных масс. Мыслитель различает две формы организации человеческого общества – монархию и республику. Он различает при этом политическую и социальную республики. Политическая, т.е. буржуазная республика рассматривается им как не удовлетворяющая интересы большинства народа. Но и такая республика свободнее конституционной монархии. Она является этапом к освобождению народа, к социальной республике.
Значителен вклад Герцена в разработку национального вопроса. Он выступает поборником дружбы народов, их совместной борьбы против социального гнета. Главное требование Герцена – право наций самим определять свою судьбу включая и образование самостоятельного государства. При этом он был убежден, что после революции народы, населяющие Россию, не захотят отделяться, войдут добровольно в созданный союз. В.Г. Белинский (1811-1848) критиковал современную ему действительность. В “Письме к Гоголю” он дал потрясающую картину России как страны, где “люди торгуют людьми” и нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. “Горе государству, когда оно в руках капиталистов”, – писал В.Г. Белинский. Он критиковал складывающуюся систему парламентаризма, усматривая в ней лишь способ господства капитализма. Он считал смешным представление сен-симонистов о том, что к социализму можно прийти без насильственных перемен и крови, т.е. без восстаний и революций. Таким образом, переход к социализму он связывал прежде всего с народной революцией.[24] Н.Г. Чернышевский (1828-1889) считал целью разумного законодательства равноправное распределение, устранение причин высокой смертности, преступности, эпидемий, нищеты. Став редактором журнала “Современник”, Чернышевский превратил его в рупор революционной демократии. Он говорил о необходимости народной революции и перехода к социализму, как и Герцен, мечтал, чтобы Россия миновала стадию капитализма. Однако, в отличие от Герцена, он считал не общину уже готовой ячейкой социализма, а что общинное землевладение должно быть дополнено коллективным ведением хозяйства и что социализм возникает из развития кооперации промышленности и земледелия. Формой такой кооперации он считал промышленно-земледельческие товарищества.
Он справедливо полагал, что государство складывается одновременно с появлением частной собственности, хотя и не видел, что оно возникает в связи с разделением общества на классы. Н.Г. Чернышевский высказал мысль о возможности отмирания государства, хотя и не связывал эту возможность с отмиранием классов, а лишь с полным удовлетворением потребностей людей. Мыслитель дал резкую критику буржуазной демократии, обосновал необходимость установления в ходе революции демократической республики с развитым местным самоуправлением, указывал при этом, что для проведения политических и экономических преобразований необходим длительный переходный период. В национальном вопросе Н.Г. Чернышевский безоговорочно отстаивал принцип верховной власти народов располагать своей судьбой. Каждый народ имеет право отделиться от государства, к которому он не хочет принадлежать. Н.А. Добролюбов (1836-1861 гг.) отстаивал идею о возможности ускорения исторического процесса в России, о возможности миновать некоторые этапы развития общества. Добролюбов подверг критике аргументы либеральных теоретиков о “священном” принципе частной собственности как единственно возможной основе сочетания личного и общественного интересов и благополучия всех и каждого. Идея непосредственного социалистического пути развития России Добролюбову не была чужда. В будущем он видел республиканскую, демократически устроенную, обильную Россию, где свободный гражданин, “человек должен делать не все, что вздумается, а только то, что хорошо и справедливо” и т.д.[25] Политические идеи Народничества и анархизма. Т.Л. Лавров (1823-1900) цель о6щественного развития видел в усилении солидарности людей, что невозможно осуществить без научного понимания природы, человека и мышления. Стремясь к солидарности, люди должны, считал идеолог русского революционного народничества, выработать идеал будущего общества; для этого необходимо стоять на позициях трудящихся. Главной движущей силой истории, по мнению Лаврова, являются критически мыслящие личности, т.е. передовая интеллигенция, задача которой – подготовка народа к революции. Интеллигенция должна вернуть свой долг народу. Признавая научность учения Маркса, Лавров сомневался в применимости его в России из-за специфики её исторического развития (наличие общины и др.). Один из теоретиков революционного народничества М.А. Бакунин (1814-1876) – русский революционер, идеолог анархизма и народничества. История, по Бакунину, – движение человечества из царства “животности” в “царство свободы”. Главный угнетатель человечества, по мнению мыслителя, – государство, опирающееся на фикцию бога. Чтобы привести человечество к царству “свободы”, по Бакунину, необходимо, прежде всего, “взорвать” государство и исключить из жизни народа принцип власти. На его месте должна появиться “свободная федерация” земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций. Эти и другие проблемы он рассматривает в своем главном труде “Государственность и анархия”
П.А. Кропоткин (1842-1921) – теоретик русского и международного анархизма, ученый-географ. В основу периодизации исторического процесса положил сформированный им “биосоциологический закон взаимной помощи”. Без такой помощи, по убеждению Кропоткина, люди не могли бы существовать. Форма, в которых эта помощь проявляется, народ совершенствует сообразно изменяющейся обстановке: род, племя, община, гильдия, город, республика. Хотя все народы в своей эволюции проходят примерно одинаковые фазы, “история не представляет непрерывной линии развития”, цивилизация может обрываться в одном месте и начинаться в другом. Однако в целом человечество движется к негосударственным формам. Как убежденный антиэтатист, Кропоткин был противником любого государства, полагая, что оно противостоит обществу как искусственная организация, из-за которой общество встало на противоестественный путь. Чтобы устранить частную собственность и государственную власть как факторы, затрудняющие прогресс и деморализующие человека, необходимы революции, во время которых “народные массы сами примутся за работу по перестройке общества”. Идеал будущего устройства общества, которое он назвал “анархическим коммунизмом”, Кропоткин видит в вольном федеральном союзе самоуправляющихся общин, над которыми нет верховной центральной власти, в которых отношения определяются не законами, а свободными взаимосоглашениями людей. Выступая против “авторитарного коммунизма”, Кропоткин отрицательно относился к возможности построения будущего общества через диктатуру пролетариата. Он считал, что государственный социализм грозит развиться в “экономический деспотизм”, еще более страшный, чем политический...”. Глубоким гуманизмом и любовью к человеку проникнута его собственная система анархизма – коммунизма. Она утопична, хотя для Кропоткина принцип справедливости, уважения к личности, ее свободе, к полноте ее существования и развития есть фундаментальная основа будущего общества.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.101 (0.012 с.) |