Политическая социализация личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая социализация личности



 

Люди не рождаются с заранее усвоенными политическими знаниями, навыками, опытом и культурой. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации. В научной литературе есть несколько определений этого явления, суть которых вкратце можно свести к следующему: политическая социализация — это процесс вступления, врастания личности в мир политики, усвоение индивидом ценностей и норм политической культуры: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия. [132] Политическая социализация представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества и характерных для него общественно-политических отношений. Следовательно, социализация выполняет роль своеобразного организатора исторической преемственности в политической сфере. Но как справедливо отмечал К.Маркс, “...Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как “объект” социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм”.[133]

Политическая социализация личности, таким образом, выступает как необходимое условие функционирования общества. При этом она решает следующие задачи:

а) передача основных элементов политической культуры новым членам общества;

б) преобразование этих элементов как необходимое условие общественных изменений;

в) формирование новой политической культуры в особых обстоятельствах, в частности, в переломные моменты истории.

Целью политической социализации является обеспечение преемственности в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций и, обеспечение политической стабильности и устойчивости политической системы.

Этот процесс осуществляется в двух основных формах: прямой и косвенной. При прямой социализации ориентации человека имеют ярко выраженный политический характер (представления о политическом и государственном строе, о деятельности политических партий и т.д.).

При косвенной же социализации ориентации, не являясь политическими, оказывают опосредованное воздействие на поведение личности (в беседах с родителями, старшими, учителями и т.д. у человека развивается и утверждается чувство уважения или неуважения к власти, государству, политическим институтам и авторитетам).

При прямой социализации индивид активно участвует в политических собраниях и митингах, избирательных кампаниях, политической пропаганде, в изучении политических знаний. При косвенной же идет процесс подражания детей родителям и старшим в политических предпочтениях.

Политическая социализация осуществляется двумя основными путями:

а) передачей опыта предыдущих поколений последующим (чаще всего воплощенного в нормах политической культуры);

б) приобретением личностью новых, ранее неизвестных знаний, навыков, опыта (особенно в процессе личного участия в политической жизни общества).

Важную роль в политической социализации личности играют институты, с помощью которых осуществляется этот процесс, их еще называют агентами социализации. Они делятся на специальные и неспециальные. Неспециальные не ставят в качестве главной или преимущественной цели социализировать личность политически.

Среди специальных агентов можно выделить молодежные политические союзы и группы, политические партии, школьные и вузовские курсы политического образования, политические школы и т.д.

Практически все политологи отмечают важную роль семьи в этом процессе, связанную с постоянным общением родителей и детей и их эмоционально-интенсивными связями в годы формирования у ребёнка своего “Я”. Влияние семьи сильно там, где родители имеют однородные взгляды и политические предпочтения. Наоборот, в семьях с противоположными ориентациями родителей политические взгляды детей менее сильны и устойчивы. Следует также подчеркнуть, что семейное влияние на политической ориентации сказывается всю жизнь.

В то же время не следует переоценивать влияние семьи, так как в семьях с политически пассивными родителями их информация вызывает недоверие у подростков. Поэтому последние чаще всего тяготеют к иной среде, в том числе к своим сверстникам. С другой стороны, не всегда опыт старших поколений пригоден и приемлем для молодежи. Такое мы наблюдаем в современной России, когда под влиянием официальных (и не только), особенно электронных средств массовой информации, противопоставляются старшее и молодое поколения, отрицается рациональный опыт прошлого, в первую очередь, политической системы, огульно охаиваются не только отдельные личности, но и целые поколения, в том числе ныне живущих (а значит, родителей, дедов). В такой ситуации влияние семьи может оказаться незначительным.

Другим агентом политической социализации является школа, оказывающая влияние на детей через преподавание специальных дисциплин, воспитание в определенном духе. Через школу власти имеют возможность целенаправленно осуществлять политическую социализацию, определяя политическое содержание образования и, подбирая (подготавливая) учителей, которые защищали бы официально политические ценности и внушали бы необходимость подчинения властям.

Например, в США школа считается инструментом государственной политики, так как ориентирована школьными программами и учительским корпусом на привитие подросткам чувства преданности американской политической системе, уважения к истории и традициям США. Такова же была и школа бывшего Советского Союза. К сожалению, в современной России подобные ориентиры утеряны и трудно требовать от голодного, униженного учителя активной защиты и пропаганды “преимуществ” сегодняшней политической системы страны.

Общепризнанна сильная социализирующая роль сверстников, подростковых групп, особенно в возрасте 13-14 лет. Эти группы оказывают сильное влияние на мнения подростков, формирование их ориентаций и установок. Политизируя молодежь, эти группы часто выступают источником информации об общественных и политических событиях, формируют общие мнения и установки, которые обязаны соблюдать все члены таких групп.

Важным институтом политической социализации является высшая школа, где углубленно изучаются и специальные дисциплины, в т.ч. политология. Здесь студенты получают систематические и глубокие знания по закономерностям функционирования и развития политических систем, изучают методы и формы политической деятельности, активно участвуют в политических процессах, в частности, избирательных кампаниях, получая навыки политического участия. Полученные в вузе знания и навыки позволяют им в дальнейшем оказывать значительное влияние на развитие политической ситуации в стране и вести активную политическую жизнь.

Неоценимо влияние средств массовой информации, особенно электронных, на политическую социализацию всех без исключения групп населения. Лишь они имеют возможность многократно тиражировать и повторять одно и то же, что дает им возможность оказать самое существенное влияние на формирование определенного типа личности.

В политической литературе выделяется два таких типа — демократический и авторитарный. Личность демократического типа характеризуется открытостью по отношению к другим людям, интегрированностью в демократическом обществе и государстве, восприятием многих ценностей, терпимостью, готовностью к примирению и компромиссам.

Противоположными чертами характеризуется личность авторитарного типа: деление людей на имеющих власть и не имеющих ее; сила вызывает у нее восхищение, а слабость — презрение; строгая иерархичность по статусу; не признает равенство и солидарность.

Наконец, политическая социализация — это процесс, начинающийся в раннем детском возрасте и продолжающийся всю жизнь человека. Естественно, в своем развитии он проходит ряд стадий (этапов).

В политической литературе дается различная классификация стадий политической социализации, но в основе большинства из них лежит принцип связи этих этапов с определенными возрастными группами и особенностями физического и психического развития индивида.

Ряд авторов выделяют III стадии – 1) с 3-5 до 12-13 лет;
2) от 13 до 18 лет; 3) с 18 лет до конца жизни.

Первый этап характеризуется идентификацией ребенка с родителями, которые принимаются за образец для подражания. Политические лидеры воспринимаются только позитивно. На этом этапе человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Однако продолжается процесс значительного увеличения политической информированности и уровень политических знаний и представлений.

На втором этапе (13-18 лет), как правило, формируется политическое “Я”. Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты, должностные лица. В конце этого периода постепенно увеличивается политическая вовлеченность.

Третий этап – (с 18 лет) – отличается тем, что человек вступает в такие же отношения, как и старшие поколения. Этот этап деятельности человека характеризуется освоением приемов переработки информации и осуществления ролей, способностью противостоять групповому давлению и выразить свое умение к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценки культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью.

Особенно возрастает роль политической социализации в формировании определенного типа личности в переломные периоды развития, переживаемого, к примеру, Россией с конца ХХ столетия. Этот период характеризуется размытостью политических норм и ценностей (анемией) при довольно высокой активности и широком вовлечении огромных масс населения в политические процессы. После ликвидации прежней системы политической социализации и дискредитации старой системы ценностей новые “демократические” (точнее дико-капиталистические) политические ценности пока не вошли в массовое сознание и поведение. Прежние агенты политической социализации теперь исповедуют различные политические предпочтения, зачастую конъюнктурные и эгоистичные. Практически все традиционные институты политической социализации сегодня задавлены экономическим кризисом и не имеют возможности серьезно заниматься политическим воспитанием. Да и политические партии больше заняты обслуживанием групповых интересов руководства, нежели политико-воспитательной работой среди масс.

Даже средства массовой информации, имеющие наибольшие возможности формирования политических предпочтений, в условиях дикого рынка больше заинтересованы в сенсациях, скандалах для привлечения внимания новых зрителей и читателей, чем в предоставлении объективной и беспристрастной информации. В результате, СМИ (и государственные, и частные) вызывают недоверие людей, а значит, снижается их роль в политической социализации личности.

И последнее. В политической науке выделяются несколько типов политической социализации:

1) гармоничный – когда сложились нормальные отношения индивида и институтов власти, уважение к конституционным нормам, законам и правопорядку, государству, к своим гражданским обязанностям;

2) плюралистический – когда признается равноправие людей, их права и свободы и характеризуется способностью личности менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;

3) гегемонический – характеризуется негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”;

4) конфликтный – формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривает цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее борьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.013 с.)