Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая социализация личностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди не рождаются с заранее усвоенными политическими знаниями, навыками, опытом и культурой. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации. В научной литературе есть несколько определений этого явления, суть которых вкратце можно свести к следующему: политическая социализация — это процесс вступления, врастания личности в мир политики, усвоение индивидом ценностей и норм политической культуры: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия. [132] Политическая социализация представляет собой воспроизводство политических структур существующего общества и характерных для него общественно-политических отношений. Следовательно, социализация выполняет роль своеобразного организатора исторической преемственности в политической сфере. Но как справедливо отмечал К.Маркс, “...Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как “объект” социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм”.[133] Политическая социализация личности, таким образом, выступает как необходимое условие функционирования общества. При этом она решает следующие задачи: а) передача основных элементов политической культуры новым членам общества; б) преобразование этих элементов как необходимое условие общественных изменений; в) формирование новой политической культуры в особых обстоятельствах, в частности, в переломные моменты истории. Целью политической социализации является обеспечение преемственности в передаче от поколения к поколению политических установок и ценностных ориентаций и, обеспечение политической стабильности и устойчивости политической системы. Этот процесс осуществляется в двух основных формах: прямой и косвенной. При прямой социализации ориентации человека имеют ярко выраженный политический характер (представления о политическом и государственном строе, о деятельности политических партий и т.д.). При косвенной же социализации ориентации, не являясь политическими, оказывают опосредованное воздействие на поведение личности (в беседах с родителями, старшими, учителями и т.д. у человека развивается и утверждается чувство уважения или неуважения к власти, государству, политическим институтам и авторитетам).
При прямой социализации индивид активно участвует в политических собраниях и митингах, избирательных кампаниях, политической пропаганде, в изучении политических знаний. При косвенной же идет процесс подражания детей родителям и старшим в политических предпочтениях. Политическая социализация осуществляется двумя основными путями: а) передачей опыта предыдущих поколений последующим (чаще всего воплощенного в нормах политической культуры); б) приобретением личностью новых, ранее неизвестных знаний, навыков, опыта (особенно в процессе личного участия в политической жизни общества). Важную роль в политической социализации личности играют институты, с помощью которых осуществляется этот процесс, их еще называют агентами социализации. Они делятся на специальные и неспециальные. Неспециальные не ставят в качестве главной или преимущественной цели социализировать личность политически. Среди специальных агентов можно выделить молодежные политические союзы и группы, политические партии, школьные и вузовские курсы политического образования, политические школы и т.д. Практически все политологи отмечают важную роль семьи в этом процессе, связанную с постоянным общением родителей и детей и их эмоционально-интенсивными связями в годы формирования у ребёнка своего “Я”. Влияние семьи сильно там, где родители имеют однородные взгляды и политические предпочтения. Наоборот, в семьях с противоположными ориентациями родителей политические взгляды детей менее сильны и устойчивы. Следует также подчеркнуть, что семейное влияние на политической ориентации сказывается всю жизнь. В то же время не следует переоценивать влияние семьи, так как в семьях с политически пассивными родителями их информация вызывает недоверие у подростков. Поэтому последние чаще всего тяготеют к иной среде, в том числе к своим сверстникам. С другой стороны, не всегда опыт старших поколений пригоден и приемлем для молодежи. Такое мы наблюдаем в современной России, когда под влиянием официальных (и не только), особенно электронных средств массовой информации, противопоставляются старшее и молодое поколения, отрицается рациональный опыт прошлого, в первую очередь, политической системы, огульно охаиваются не только отдельные личности, но и целые поколения, в том числе ныне живущих (а значит, родителей, дедов). В такой ситуации влияние семьи может оказаться незначительным.
Другим агентом политической социализации является школа, оказывающая влияние на детей через преподавание специальных дисциплин, воспитание в определенном духе. Через школу власти имеют возможность целенаправленно осуществлять политическую социализацию, определяя политическое содержание образования и, подбирая (подготавливая) учителей, которые защищали бы официально политические ценности и внушали бы необходимость подчинения властям. Например, в США школа считается инструментом государственной политики, так как ориентирована школьными программами и учительским корпусом на привитие подросткам чувства преданности американской политической системе, уважения к истории и традициям США. Такова же была и школа бывшего Советского Союза. К сожалению, в современной России подобные ориентиры утеряны и трудно требовать от голодного, униженного учителя активной защиты и пропаганды “преимуществ” сегодняшней политической системы страны. Общепризнанна сильная социализирующая роль сверстников, подростковых групп, особенно в возрасте 13-14 лет. Эти группы оказывают сильное влияние на мнения подростков, формирование их ориентаций и установок. Политизируя молодежь, эти группы часто выступают источником информации об общественных и политических событиях, формируют общие мнения и установки, которые обязаны соблюдать все члены таких групп. Важным институтом политической социализации является высшая школа, где углубленно изучаются и специальные дисциплины, в т.ч. политология. Здесь студенты получают систематические и глубокие знания по закономерностям функционирования и развития политических систем, изучают методы и формы политической деятельности, активно участвуют в политических процессах, в частности, избирательных кампаниях, получая навыки политического участия. Полученные в вузе знания и навыки позволяют им в дальнейшем оказывать значительное влияние на развитие политической ситуации в стране и вести активную политическую жизнь. Неоценимо влияние средств массовой информации, особенно электронных, на политическую социализацию всех без исключения групп населения. Лишь они имеют возможность многократно тиражировать и повторять одно и то же, что дает им возможность оказать самое существенное влияние на формирование определенного типа личности. В политической литературе выделяется два таких типа — демократический и авторитарный. Личность демократического типа характеризуется открытостью по отношению к другим людям, интегрированностью в демократическом обществе и государстве, восприятием многих ценностей, терпимостью, готовностью к примирению и компромиссам. Противоположными чертами характеризуется личность авторитарного типа: деление людей на имеющих власть и не имеющих ее; сила вызывает у нее восхищение, а слабость — презрение; строгая иерархичность по статусу; не признает равенство и солидарность.
Наконец, политическая социализация — это процесс, начинающийся в раннем детском возрасте и продолжающийся всю жизнь человека. Естественно, в своем развитии он проходит ряд стадий (этапов). В политической литературе дается различная классификация стадий политической социализации, но в основе большинства из них лежит принцип связи этих этапов с определенными возрастными группами и особенностями физического и психического развития индивида. Ряд авторов выделяют III стадии – 1) с 3-5 до 12-13 лет; Первый этап характеризуется идентификацией ребенка с родителями, которые принимаются за образец для подражания. Политические лидеры воспринимаются только позитивно. На этом этапе человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам культуры, еще не понимая их сущности и значения. Однако продолжается процесс значительного увеличения политической информированности и уровень политических знаний и представлений. На втором этапе (13-18 лет), как правило, формируется политическое “Я”. Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты, должностные лица. В конце этого периода постепенно увеличивается политическая вовлеченность. Третий этап – (с 18 лет) – отличается тем, что человек вступает в такие же отношения, как и старшие поколения. Этот этап деятельности человека характеризуется освоением приемов переработки информации и осуществления ролей, способностью противостоять групповому давлению и выразить свое умение к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценки культурных норм и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет так называемая обратная социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. Особенно возрастает роль политической социализации в формировании определенного типа личности в переломные периоды развития, переживаемого, к примеру, Россией с конца ХХ столетия. Этот период характеризуется размытостью политических норм и ценностей (анемией) при довольно высокой активности и широком вовлечении огромных масс населения в политические процессы. После ликвидации прежней системы политической социализации и дискредитации старой системы ценностей новые “демократические” (точнее дико-капиталистические) политические ценности пока не вошли в массовое сознание и поведение. Прежние агенты политической социализации теперь исповедуют различные политические предпочтения, зачастую конъюнктурные и эгоистичные. Практически все традиционные институты политической социализации сегодня задавлены экономическим кризисом и не имеют возможности серьезно заниматься политическим воспитанием. Да и политические партии больше заняты обслуживанием групповых интересов руководства, нежели политико-воспитательной работой среди масс.
Даже средства массовой информации, имеющие наибольшие возможности формирования политических предпочтений, в условиях дикого рынка больше заинтересованы в сенсациях, скандалах для привлечения внимания новых зрителей и читателей, чем в предоставлении объективной и беспристрастной информации. В результате, СМИ (и государственные, и частные) вызывают недоверие людей, а значит, снижается их роль в политической социализации личности. И последнее. В политической науке выделяются несколько типов политической социализации: 1) гармоничный – когда сложились нормальные отношения индивида и институтов власти, уважение к конституционным нормам, законам и правопорядку, государству, к своим гражданским обязанностям; 2) плюралистический – когда признается равноправие людей, их права и свободы и характеризуется способностью личности менять свои политические пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам; 3) гегемонический – характеризуется негативным отношением человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”; 4) конфликтный – формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривает цель собственной политизации в сохранении лояльности к своей группе и поддержке ее борьбы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.46 (0.011 с.) |