Социально-этнические общности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-этнические общности



 

ОБЩНОСТИ                                                                                             ПРИЗНАКИ

     
 
 
Обособленная часть нации или народности, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры, быта
Устойчивая малочисленная общность с экономическими связями, общностью языка, территории, культуры, самосознания, психологии, с менее высоким, по сравнению с нацией, уровнем этих признаков
Социально-этническая общность, характеризующая общностью экономической жизни, языка, территории и своеобразием культуры, самосознания, психологии, быта.

 

 

 

 


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

 

                 
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Это целенаправленная деятельность субъектов политики по регулированию взаимоотношений между нациями и народностями, закрепленная в соответствующих политических документах и юридических актах государства
 

 

 

 


                                               Глава 5. Экология и политика

 

В ряду глобальных проблем, которые в ХХI веке придется человечеству решать традиционно называют и экологический кризис. Мучительно преодолевая инерцию мышления и поведения, человечество начинает осознавать необходимость поиска новых форм взаимоотношения с природой в рамках устойчивого развития. И все же способность мирового сообщества упредить наступление экологической катастрофы, признаки которой проявляются все очевиднее, вызывает сомнение. Теоретически обоснованная стратегия устойчивого развития может оказаться еще одной неудачной попыткой трансформировать мир, если в этом не будут заинтересованы все жители планеты.

Глобальный характер современных

Экологических проблем

Современная политика уделяет большое внимание важнейшим и становящимся все более острыми проблемам среды обитания человека. Решение вопросов о политической власти, управление социально-политическими процессами в обществе, осуществление внешней политики государства теперь уже становятся в прямую зависимость от понимания политическими лидерами и партиями фундаментальных экологических проблем, от умения эффективно их решать.

Перед человечеством возник ряд новых проблем, обусловленных обостряющимися противоречиями между природой и обществом. Осознание их способствовало подъему в разных странах нашей планеты массовых движений, получивших название «зеленых», которые начали обретать статус партий и претендовать на непосредственное участие в деятельности органов власти. Именно благодаря небывалой активизации этих движений в 70-80-х ХХ в. в развитых капиталистических странах правительства были вынуждены принять специальные меры по охране окружающей среды.

В нашей стране неоднократно принимались правовые акты разного политического уровня, направленные на рациональное использование природных ресурсов, на охрану окружающей среды. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру – конституционная обязанность граждан Российской Федерации.[44] И все же экологическое состояние нашей страны оставляет желать лучшего. Есть основания говорить об этом в крайне тревожных тонах, отмечая, что экология завязывает в тугой узел коренные вопросы политики, экономики, межнациональных отношений, общественного сознания, культуры, образования и научно-технического развития.

Термин «экология» в 1866 г. впервые в научный оборот ввел известный немецкий биолог Эрнст Геккель в книге «Общая морфология организмов», обозначая в буквальном смысле «науку о месте обитания». Учеными с тех пор было дано много определений данной науке, но большинство специалистов сходится в том, что она представляет собой раздел биологии, посвященный условиям существования живых организмов и взаимосвязи между ними и средой, в которой они обитают.

До недавнего времени на него смотрели лишь как на один из разделов науки о жизни, как скромный курс в учебной программе биологических факультетов. А ныне она вышла за эти рамки, оформившись в интегральную дисциплину, охватывающую все уровни движения материи и возводящую новый мост между естествознанием и обществоведением.

Экологией стали именовать в популярной литературе и разнообразную природоохранительную деятельность – не только естественнонаучную и техническую, но и производственно-технологическую, а также общественную и политическую, устремленную на оптимизацию взаимоотношений человека и природы. Таким образом, под экологическим «интегралом» стали собираться все составляющие научно-технического, политического, социального прогресса.

Еще в первой четверти ХХ в. В.И. Вернадский указывал, что в лице человеческой цивилизации «создалась новая геологическая сила», значение которой в истории планеты растет.[45]

Этот вывод дошел до общественного сознания во всем мире лишь тогда, когда широким фронтом развернулась научно-техническая революция.

Истоки нынешних ошибок и бед, связанных с разрушительными вторжениями в природное равновесие, уходят в прошлые столетия, когда становление капитала сопровождалось утверждением в господствующем сознании представления о природе лишь как объекте эксплуатации.

Как отмечает философ Г.И.Волков, капитализм породил могучую индустрию, сделавшую возможным энергичное преобразование естественной среды в грандиозных масштабах, о которых и не мечталось доиндустриальному человеку. Но капитализм породил и дух утилитаризма, узкого практицизма, торгашества и делячества, от которого стала жестоко страдать природа.[46]

Современная политика не может не учитывать того, что научно-техническая революция не только умножила мощь человека и его воздействие на природу, но и интенсифицировала процесс техногенной деформации природной среды. И это стало обретать в последнюю четверть XX века угрожающие масштабы. Повсеместно стала осознаваться экологическая опасность как угроза не только населению данного конкретного региона, но и жизни в целом на Земле.

В ходе научно-технической революции неизменно усиливается влияние производственной деятельности на экологическую систему: состав атмосферы, Мирового океана, водоемов, суши, тепловой режим планеты, фон радиоактивности и т.п. Это приводит к нарушениям экологического равновесия. В основе разумного размещения производительных сил, рационального использования энергетических, сырьевых, продовольственных ресурсов, демографического регулирования и т.п. должно быть положено обязательное требование экологического равновесия.

Отрицательные последствия антропогенных воздействий на экологию в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к возникновению экологического кризиса. Его проявлениями являются изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического фонда, недостаточная энергетическая, минерально-сырьевая и продовольственная обеспеченность развития, демографический дисбаланс, загрязнение окружающей среды растущими токсическими отходами и др.

В связи с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом, нарастанием динамизма и остроты, комплексным характером возникает опасность перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели нашей цивилизации.

Вопрос о взаимодействии природы и общества, человека со средой обитания, определение его места в изменяющихся условиях окружающей среды становится проблемой номер один, проблемой выживания человечества. С наибольшей остротой эта проблема встала сегодня, когда закончились длительная холодная война, противостояние ядерных держав, чреватое угрозой всемирной ядерной катастрофы. С сожалением можно констатировать в настоящее время наличие не только холодной, но уже и «горячей» войны во взаимоотношениях природы и общества.

Наукой еще не раскрыта вся специфика биологических основ человека, однако накоплено много фактов о наследственности и изменчивости его признаков, в том числе о наследственных отклонениях от норм – мутациях, вызванных загрязнением окружающей среды.

Известно более трех тысяч химических соединений, обладающих мутагенной активностью. Их называют мутагенами среды. Если в 1945 г. было 0,7% мутантов от родившихся на планете, то сейчас более 10% младенцев рождается с наследственными дефектами. Врачи Астраханской области зарегистрировали увеличение за три года детской смертности на 16% по причине генетических уродств. Это указывает на опасность изменения генофонда человечества.

Перед человечеством встает общая задача – поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспечение экологической безопасности.

Большую опасность в современных условиях представляет экологическая война с применением экологического оружия, направленного на разрушение природной среды.

Экологическое оружие может быть прямого, первичного воздействия: ядерное, химическое, бактериологическое, геофизическое, биологическое, радиологическое и др., а также вторичного действия, направленное на разрушение экологически опасных объектов: АЭС, нефте-газопроводов, химических заводов, плотин, водохранилищ и т.п.

Экологическая война, осуществляемая в определенном регионе, направлена против всего человечества, его экологической безопасности. Экоцидные методы широко применялись США в 1967 – 1972 гг. в Индокитае. Пытаясь нарушить коммуникации, затруднить снабжение и подорвать продовольственную базу противника, специальные армейские войсковые соединения свыше 2600 раз вызывали над территорией Вьетнама, Лаоса и Кампучии искусственные ливни путем рассеивания в облаках кристаллов йодистого серебра и двуокиси углерода.

Нарушение природных процессов в какой-либо из экологических систем в любом регионе земного шара может привести к непредсказуемым результатам для других систем и районов нашей планеты. Об этом, к сожалению, наглядно свидетельствуют тяжелейшие экологические последствия войны в Персидском заливе. Около 1700 тыс. тонн нефти попало в море у побережья Кувейта.

Сегодняшняя ситуация отличается тем, что экологические проблемы приняли глобальный характер, что и дает основание утверждать о возникновении планетарного экологического кризиса и его генетической связи с развитием техногенной цивилизации и ее нынешним адептом – постиндустриальным обществом. В связи с этим закономерна постановка вопроса о его внутренней несовместимости, «враждебности» целям и задачам сохранения биосферы.

«Враждебность» индустриального общества по отношению к природе выражается прежде всего в том, что, следуя внутренним законам обеспечения стабильности своих хозяйственных и социальных структур, оно довело до антагонизма присущее всему общественному развитию противоречие между экономическими интересами и требованием сохранения устойчивости биосферы. До последнего времени достижение экономического роста обеспечивалось преимущественно за счет интенсивного использования природных ресурсов, что имело своим следствием не только истощение природного потенциала планеты, но и производства огромного объема отходов, накопление которых в природных системах вызывает их загрязнение и разрушение. Непропорционально высокая доля развитых индустриальных стран по сравнению с развивающимися в использовании природного богатства планеты и загрязнении окружающей среды становится очевидным доказательством экологической неустойчивости их модели производства и потребления, служившей в течение длительного времени основой экологического и социального прогресса на планете.

Наиболее расточительными в использовании природных ресурсов признаны США. Если взять за показатель экологической устойчивости потребление энергии, то ребенок, родившийся в США, представляет в 2 раза большую угрозу для биосферы планеты, чем ребенок, родившийся в Швеции, в три раза большую – в Италии, в 35 раз – в Индии и 140 раз в Бангладеш.

Ускоренное экономическое развитие многих развивающихся стран, в первую очередь Индии и Китая, сопровождается ростом их энергопотребностей, удвоение которых происходит каждые 12 лет, превышая общемировые показатели в 2 раза. Такое бурное развитие энергетического сектора в этих странах вызывает вполне обоснованную тревогу за будущее климата на планете. За 1990-1995 гг. выбросы двуокиси углерода в развивающихся странах выросли на 21,3% по сравнению с 3,8% в странах ОЭСР.[47]

В отсутствие адекватных мер по ограничению производства «парниковых газов» в развивающихся странах, доля которых в общемировом объеме выбросов этих газов может возрасти с 20-25% в 1990 году до 50% в первом десятилетии этого столетия, односторонние действия по обеспечению глобальной экологической безопасности, предпринимаемые постиндустриальным миром, теряет всякий смысл. Согласно прогнозам, к 2003 г. развивающиеся страны будут загрязнять атмосферу больше, чем Япония, Западная Европа и США вместе взятые.[48]

Как и в других сферах международной безопасности, экологическая безопасность обеспечивается, прежде всего, политическими средствами. Обеспечить экологическую безопасность военным путем невозможно. Принцип «баланса интересов» приобретает особый смысл в сфере межгосударственных экологических отношений, в основу которых кладутся нормы международного права, регулирующие взаимную деятельность государств в области экологической политики. Примерами могут служить разработка международно-правового режима использования Мирового океана и космического пространства, создание международных центров экологических исследований в таких уникальных зонах, как озеро Байкал, Каспийское море, Антарктида, осуществление лесоохранных мер и т.д.

Социальный прогресс в современных условиях невозможен без международного механизма технологического сотрудничества по охране природы, международного обмена экологически чистыми технологиями. Разработка природоохранительных технологий – общая обязанность всех государств. Особое значение такое технологическое сотрудничество приобретает и для Дагестана, который справедливо ставит вопрос о взаимосвязи природоохранных мероприятий с выделением для них дополнительных средств. Тесное международное сотрудничество необходимо в решении таких глобальных проблем, как влияние на климатические изменения планетарного характера, разработка озонозащитных ресурсов и энергосберегающих технологий, внедрение безотходных производств, рационализация землепользования и др.

Глобальный характер ухудшения качества природной среды обусловил необходимость объединения усилий всех стран для предотвращения нависшей над планетой катастрофы, сохранения биосферы. Широко известна в этом плане деятельность таких международных организаций, как ООН (Программа ООН по окружающей среде), Европейская экономическая комиссия ООН, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др. В «Парижской хартии для новой Европы», подписанной тридцатью пятью участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в ноябре 1990 года, заявлено: «Сохранение окружающей среды – совместная обязанность всех наших стран». Во всем мире ныне пришли к сознанию, что должна быть умерена степень воздействия цивилизации на природу, что должны быть созданы новые международные всеохватные политические и экономические механизмы, позволяющие функционировать материальному производству без катастрофических последствий.

Право на здоровую окружающую среду – одно из новых, жизненно важных прав человека, основа экологической этики и культуры. Меркантильный прагматизм в развитых странах нередко обгоняет духовное развитие, что может привести к разрушению самой гуманистической сущности человека. Не случайно еще К. Маркс отмечал, что стихийно развивающаяся культура «оставляет после себя пустыню». Разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологической этики – настоятельная необходимость нашего времени. В кодексе экологической этики достойное место могут занять принципы – заповеди интернационального движения «зеленых»: экологическая мудрость, демократия снизу, личная и социальная ответственность, ненасилие, децентрализация, развитие местной экономики как основы деловой активности человека, плюрализм мнений и понятий, коллективность действий, глобальная ответственность, развитие индивидуального видения будущего.

Необходимы экологизация, формирование экологического мышления и грамотности, профессиональной экологической подготовки во всех сферах деятельности – в семье, школе, вузе. Вся система исповедуемых в обществе идеалов и ценностей должна участвовать в формировании экологической нравственности.

Понятие гуманизма неразрывно связано с экологическим видением мира. Гуманизм – не только отношение между людьми, но и отношение людей к природе, это признание не только достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, но и целостности среды обитания человека, его неразрывного единства с природной средой, закономерностей ее сохранения и свободного развития, это не только человечность в отношении к природе, понимание органической взаимосвязи природы и общества.

Экологическая политика

Российской Федерации

Проблемы экологии носят поистине общепланетарный характер. Поэтому разработка глубоко продуманной и целенаправленной экологической политики является одной из важнейших задач всех субъектов политики и, прежде всего, руководителей государств и правительств. «Чтобы предотвратить ухудшение экологической обстановки и нормализовать состояние окружающей среды, - говорится в докладе Госкомитета РФ по охране окружающей среды, - необходима целенаправленная экологическая политика, учитывающая реалии рыночной экономики и возможности государственного регулирования».[49]

В России первые элементы природоохранного мышления появились еще при Петре Великом. Он стал первым царем, узаконившим природоохранные мероприятия, направленные на благополучие всего русского государства, а не только собственных угодий.

Среди наиболее существенных акций такого рода можно назвать его указы об охране леса. Этим указом впервые учреждались постоянные лесозаготовки, а леса России подразделялись на две категории: охраняемые и эксплуатируемые.[50] В основном к охраняемым относились леса, способствующие предотвращению эрозии вдоль водных путей, и дубовые леса, которые были необходимы для кораблестроения.

Впоследствии монархи занимались вопросами охраны природы и использования ресурсов лишь эпизодически. В России первые проявления современного природоохранного сознания относятся к 50 м годам Х1Х века, когда происходило оживление в различных сферах общественно-политической жизни. Эти умонастроения особенно ярко проявились среди зоологов и агрономов, связанных с Московским государственным университетом и Московским сельскохозяйственным обществом. Ориентируясь на Запад, они, в основном, интересовались проблемами реформирования сельского хозяйства России и ее общественного устройства.

Во второй же половине Х1Х века росло осознание того, что идет разбазаривание природного наследия русской земли. В 80-е годы в России появилось беспокойство общественности по поводу масштабов исчезновения лесов.

 Первыми законодательными актами Советской власти по охране природы явились декреты «О земле» (1917 г.), и «О лесах» (1918 г.) и принятый в 1924 г. новый Лесной кодекс. Последний был проникнут духом рационального использования лесных ресурсов на основе планомерных рубок и лесовосстановления. Он также предусматривал категорию охраняемых лесов, включая памятники природы и заповедники.

Таких законов и подзаконных актов, определяющих экологическую политику Советской власти с 1917 по 1990 гг., было приято немало. Однако в результате бездумной, рискованной производственной деятельности качество окружающей природной среды настолько ухудшилось, что это стало ныне не только тормозом в развитии самого производства, но и серьезной угрозой физическому выживанию россиян.

Экологическая политика современной России представляет собой важную часть ее внутренней и внешней политики, содержанием которой является оптимизация социоприродных процессов, охраны окружающей среды. Обычно под экологической политикой понимается система мер политического, биосоциального, юридического, экономического, финансового, научно-технического и медицинского характера, призванных обеспечить снятие или снижение экологической угрозы, сохранение благоприятной природной обстановки, создание нормальных условий для человеческого бытия.

Особенностью российской экологической политики является то, что ее приходится проводить в условиях острого социально-экономического кризиса общества, а также несформировавшихся рыночных отношений при слабых финансово-экономических возможностях всех субъектов природопользования.

Этими обстоятельствами обусловлены положения Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которых главная задача экологической политики на ближайшие несколько лет обозначена как преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического кризиса. В соответствии с Концепцией достижение этой цели должно осуществляться по трем основным направлениям:

- совершенствование организационных структур управления охраной окружающей среды и природопользования;

- развитие и совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;

- совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, реализация программ и проектов хозяйственной и иной деятельности.

Рассмотрим подробнее содержание основ экологической политики. Начнем с организационно-управленческих основ.

Тезис о необходимости выработки и внедрения эффективной политики управления экологическими процессами, управления природопользованием в целом был сформулирован еще в 80-х гг. ХХ в. В 1990 г. была принята Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2005 г. Сейчас трудно сказать, каков мог быть эффект от воплощения в жизнь этой Программы, так как распад СССР, углубление экономического кризиса, изменения в политической и социально-экономической системах страны внесли свои коррективы в возможность реализации ее положений. Но, несмотря на переживаемые страной трудности, процесс перестройки системы управления природопользованием в начале 90-х гг. заметно активизировался, продолжается он и сейчас.

В структуре государственных органов, осуществляющих управление в области охраны окружающей среды, выделяются органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся органы законодательной и исполнительной власти, в задачу которых входит определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды, принятие законов (Государственная Дума, Совет Федерации, органы законодательной власти субъектов Федерации), а также реализация государственной экологической политики, координация деятельности министерств, ведомств, других учреждений в области охраны окружающей среды (Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Федерации). Президент России выступает гарантом соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, в том числе экологического законодательства.

Опираясь на принятые органами общей компетенции законы, реализуют намеченную ими экологическую политику органы специальной компетенции, т.е. специально уполномоченные органы экологического управления и контроля (министерства, комитеты, службы, непосредственно решающие природоохранные и ресурсосберегающие задачи).

В настоящее время экологическая функция осуществляется рядом государственных органов – министерств, госкомитетов, федеральных служб, часть из которых являются «чисто» экологическими, другие – выполняют природоохранную функцию наряду с основными для данной структуры.

В обязанности Государственного комитета РФ по охране окружающей среды входят: оценка состояния и организация охраны воздушного бассейна и почв; охрана редких и находящихся на грани исчезновения видов растений и животных. За охрану и использование российских вод и недр отвечает Министерство природных ресурсов РФ.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ является специально уполномоченным органом по охране животных, являющихся объектом охоты. Кроме него, охраной промысловых животных занимается Государственный земельный комитет, который также решает и вопросы организации охоты. А охрана животного мира, лесов, как и управление лесами, возложено на Федеральную службу лесного хозяйства России; она же отвечает за деятельность национальных парков и регулирует её. И здесь возникают вопросы: «Достаточно ли четко разграничены функции этих ведомств, не возникнут ли конфликты в случае пересечения их интересов и не пострадает ли от этих конфликтов природа России, а в конечном итоге - и мы?»

Государственный комитет РФ по рыболовству отвечает за промысел морских животных и за их охрану. Такое у нас уже было, когда в 30-е годы и позже, в 50-60-е годы, хозяйственная деятельность предприятий – природопользователей определенного ведомства контролировалась этим же ведомством. Вряд ли сейчас кто-либо может утверждать, что эта практика приводит к положительным результатам..

Распыление и дублирование управленческих функций в области экологии налицо.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, республик – во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. Таким образом, территориальные органы находятся в двойном подчинении, хотя в структуру исполнительной власти субъектов Федерации не входят.

Из сказанного можно сделать вывод: система управления в области охраны окружающей среды не может сегодня считаться сформировавшейся. Отсутствует четкое разграничение полномочий и функций между отдельными ведомствами. Децентрализация функций затрудняет координацию деятельности органов, отвечающих за охрану природы, создает основу для ведомственности, что противоречит одному из основных требований экологической науки комплексному подходу к решению экологических проблем.

Во многих регионах России экологическая ситуация дошла до критической точки. Жители более 100 крупных городов постоянно находятся в загрязненной окружающей среде, концентрация вредных веществ превышает 10 и более раз предельно допустимые нормы. Большую обеспокоенность вызывает качество продуктов питания. Каждая десятая контрольная проба не отвечает государственным стандартам. Около половины населения России вынуждено использовать для питьевых целей воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. Ежегодно в Волгу поступает 367 тыс. тонн органических веществ, 13 тыс. тонн нефтепродуктов, 45 тыс. тонн азота, 20 тыс. тонн фосфора и т.п. Добавьте к этому тяжелые экологические последствия от строительства каскада ГЭС на равнинных водах и 26 ядерных подземных взрывов в бассейне Волги.

Ежегодно в стране происходит 700 крупных взрывов нефте-и газопроводов, в результате чего теряется 20% сырья. В районе Тюмени до 20 млн. тонн в год уходит обратно в землю, заливая плодородные угодья.

Деградация земли, загрязнение воды и воздуха, уничтожение лесов, в конечном счете, приводят к сокращению продолжительности жизни россиян. По данным 1991 г. в России 40% людей умирало в трудоспособном возрасте, не доживая до пенсии. Если из каждой тысячи новорожденных умирает в Японии – 5, Швеции – 6, Франции – 6, США – 10, Чехословакии – 12, Польше – 16, то в России – 18 детей.

Охрана здоровья людей является важнейшей социальной задачей экологической политики.

Важны финансовое и правовое обеспечение, целевое финансирование экологических программ, компетентный государственный и общественный контроль, гласность в их реализации. Показательно, что в абсолютном выражении бывший СССР тратил на экологические цели как минимум в пять раз меньше, чем США. С учетом действительного соотношения покупательной способности рубля и доллара эта разница значительно увеличивается.

На состоявшейся в июне 1992 года Конференции ООН по окружающей среде Россия была названа в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете.

Не лучше положение и в нашей республике. По данным Госкомитета по экологии и природопользования Республики Дагестан, в год в водоемы сбрасывается 3 млрд. м3 сточных вод, из которых 101 млн. отнесен к категории загрязненных.

Предприятия нашей республики выбрасывают в атмосферу 60 тыс. тонн вредных веществ, 27 промышленных предприятий отнесены к объектам с экстремальным уровнем загрязнения природной среды.

В результате ежегодных выбросов в море более 30 млн. кубометров грязных вод (имеется в виду только дагестанцами) нарушено биологическое равновесие Каспийского моря.

По прогнозам научного совета по проблемам Каспия республиканской Академии наук (Республика Азербайджан) к 2020 году произойдет резкое повышение уровня Каспия и достигнет катастрофической отметки: вода прибудет еще на 4-5 метров. В результате чего, воды Каспия поглотят (выведут из севооборота) тысячи гектаров прибрежных земель[51].

Самое опасное – под водой останутся нефтяные скважины, эстакады и нефтепроводы, сооруженные за последние десятилетия на Каспии, а это может превратить наше море в отстойник нефтепродуктов.

Среди экологических проблем нашей республики на первое место выдвигается проблема почвенных ресурсов. В 1930 году общая земельная собственность Дагестана в современных границах характеризовалась: суша – 4,91 млн. га; продуктивно функционирующая площадь почв – 4,23 млн. га; техногенный покров (непродуктивный) – 0,58 млн. га. В 1988 году соответственно: 4,63 млн. га; 3,22 млн. га, 1,01 млн. га. Потеря почвенного покрова за 60 лет за счет отчуждения высокопродуктивных почв составили более 0,45 млн. га. В ходе крайне нерациональной эксплуатации почва истощается, разрушается или исчезает полностью.

По мнению ученых, при сохранении современных темпов отчуждения земель к 2010 году в нашей республике будет потеряно 10 тыс. га плодородной земли[52]. Возможные последствия такого уровня использования почвенных ресурсов в комментариях не нуждаются.

Особая роль в решении проблемы охраны окружающей среды принадлежит экологическому образованию. Сложившаяся в прошлом структура системы экологического образования в СССР, его содержание и организация давно устарели, пришли в противоречие с задачами ускорения социально-экономического развития страны. Медленно вводятся элементы экологического воспитания в систему дошкольных учреждений. Все еще не разработаны основные принципы и подходы к организации природоохранной работы с детьми, отсутствует ее методическое обеспечение[53].

Экологическое образование в системе подготовки учителя в нашей стране долгое время носило эмпирический характер, без опоры на объективные закономерности, лежащие в основе формирования специалиста высшей квалификации в новой зарождающейся науке комплексной экологии. Профессиональная подготовка студентов к экологическому образованию осуществлялась преимущественно на основе природоохранительного просвещения, в процессе чтения необязательных спецкурсов, спецсеминаров, факультативов, вовлечения будущих учителей в деятельность первичных организаций обществ охраны природы.

Гуманизация образования, осуществляемая в наши дни в Российской Федерации, предполагает совершенствование экологического образования как составной части педагогической системы. Происходит выход экологии за рамки естественных наук и формирование ее в интегративную дисциплину, охватывающую все уровни движения материи и возводящую новый мост между естествознанием и обществоведением. Процесс гуманитаризации образования должен обеспечить формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах его деятельности.

Особая роль здесь отводится педагогическим институтам. На них возлагается ответственность за профессиональную подготовку будущего учителя к экологическому образованию, формирование у него сознания и чувства гражданского долга, ясное понимание того, что охрана окружающей среды – это общегосударственное дело, имеющее международное значение.

Нынешнее политическое руководство Российской Федерации рассматривает вопросы охраны окружающей среды в числе приоритетных. И это закономерно, поскольку с состоянием природной обстановки любого из регионов и характером, уровнем и качеством использования ресурсного потенциала в значительной мере связаны поддержание устойчивых темпов экономического и социального развития общества, здоровье и жизненный статус людей, полноценное воспроизведение в новых поколениях.

Экология стала в последнее время сферой повышенного интереса политики. Потребовалось уточнение самого понятия «экологическая политика». Если ранее в это понятие включалась лишь политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, то в настоящее время в понятие «экологическая политика» необходимо включить также сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.

На наш взгляд, экологическая политика включает в себя:

– учет долговременных, а не сиюминутных факторов;

– переосмысление развития не примитивно экономически – только как увеличение потребления, - но как создание достойной человека среды обитания;

– максимальное приближение технологических циклов к требованиям природы – утилизация до конца ресурсов, вовлеченных в переработку;

– изменение самого человека, его понимания ценностей, системы образования и воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.08 с.)