Понятие и структура политической системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура политической системы



Подробную и всестороннюю разработку понятие «политическая система» получило в 60-е годы ХХ века в трудах американских политологов Д.Истона и Г.Алмонда, общепризнанных основоположников теории политических систем, а также их последователей.

В самом общем плане политическую систему можно определить как особую сферу деятельности людей, связанную с политикой. В основе политической системы любой страны лежат политические отношения, политика. Именно поэтому вопрос о сущности политической системы общества решается в зависимости от того, каким образом интерпретируется феномен политики.

Западные политологи исходят из ценностно-нейтрального, абстрактно-формалистического понимания политики. Чаще всего политика определяется ими как совокупность решений, относящихся к выбору целей и методов их достижения в определенной ситуации. В соответствии с этим, политическая система характеризуется некоторыми учеными достаточно широко. Так, немецкий политолог Ф.Мюллер включает в понятие политической системы все факторы, которые в той или иной мере определяют общественную жизнь и политику.

Марксизм же рассматривает политику, прежде всего, как категорию классовую, как область взаимоотношений между классами по поводу государственной власти, ее устройства и использования. В соответствии с этим, сущность политической системы трактуется как производная, зависимая от ее классовой природы, от того, интересы какого класса она выражает и защищает.

Кроме того, марксизм обосновывает обусловленность политической системы определенным экономическим базисом и социальной структурой общества. Политическая система, в свою очередь, будучи относительно самостоятельной, оказывает обратное воздействие на социально-экономический строй.

Значимость политической системы, целесообразность ее изучения определяются тем, что в ней концентрируется социально-экономическая и духовная жизнь общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, имеющие властный характер и способные оказать влияние на разные стороны жизни общества.

Политическая система любого общества характеризуется наличием определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп, организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается согласие относительно основных ценностей, целей и направлений общественного развития.

Поэтому в нынешних условиях политизации общества каждый политически грамотный и социально деятельный человек должен знать, что представляет собой и как функционирует политическая система общества.

Современные концепции политические системы отличаются большим разнообразием интерпретаций. В политологической науке существует более двух десятков определений данного понятия. Одни ученые трактуют политическую систему как комплекс идей, лежащих в основе политики, другие - как систему взаимодействий, третьи - как совокупность определенных элементов и т.п. Всем этим определениям присуще стремление к универсальному истолкованию политической жизни, устраняющее ее зависимость от истории, социальной ситуации, выявляющее общие черты, характерные для любой политической системы. Отсюда естественной чертой этих построений были абстрактность, внеклассовый подход, психологизм, антикоммунизм, под которым подразумевалось критическое отношение к коммунистическим системам и т.п., то есть все то, что долго и усердно критиковалось в нашей отечественной политической литературе.

Приведем некоторые определения понятия политической системы. Профессор Г.П. Предвечный определяет ее как совокупность организаций и людей, взаимодействующих в процессе реализации социальных интересов через функционирование публичной власти. [68] В Энциклопедическом словаре политическую систему рассматривают как целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. [69] В “Словаре политического анализа” 1982 г. дано следующее определение политической системы. “Политическая система — это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.

Широкое распространение в марксистской литературе получило определение политической системы, данное советским ученым Ф.М.Бурлацким, рассматривающим ее как “относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов”. [70]

На наш взгляд, наиболее полным, емким является понятие политической системы, данное в работе «Политология в терминах и понятиях»: политическая система есть совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок. [71]

На основе различных определений сущности политической системы можно выделить ее отличительные черты от других систем общества:

– верховенство политической системы: она осуществляет власть в обществе, вырабатывает решения, обязательные для всего населения;

– зависимость от социально-экономической структуры общества: политическая система предопределена экономическим базисом;

– относительная самостоятельность, обусловленная наличием специального аппарата управления; регулирование отношений в ее рамках политическими, правовыми нормами;

– активное влияние политической системы на все сферы жизни общества через власть и возможность использовать, регулировать материальные и трудовые ресурсы.

Итак, политическая система является наиболее сложной формой политических связей в обществе. В то же время она не должна быть застывшей, неизменной. Гибкость, вариативность, множественность социально-политических отношений является главным показателем прогрессивности ее развития. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов правительственных, партийных, парламентских структур до общих кризисов системы, которые связаны со сменой типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.д.) и могут сопровождаться революционными преобразованиями.

Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность. Политическая власть в основе своей государственная.

Вопрос о том, что такое политическая власть, до сих пор остается дискуссионным. По словам одного зарубежного социолога, “власть, как и любовь, – это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое”.[72] В общесоциологическом плане власть – это доминирование в общественных отношениях воли определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института). Более подробно об этом мы говорили при рассмотрении темы “Политическая власть”. Здесь же мы подчеркиваем, что выделение политической власти как основополагающего элемента политической системы помогает установить взаимодействие компонентов этой системы, т.е. определить ее структуру.

В исследованиях зарубежных и отечественных ученых выделяются четыре компонента политической системы. Это политические институты (организации и учреждения); политические отношения; политические принципы и нормы, политическое сознание и политическая культура.

Рассмотрим эти компоненты более подробно. Как выше отмечалось, политическая система понимается как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны, в функционировании политической власти. В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе делятся на три вида: собственно-политические, несобственно-политические и неполитические.

Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерным их признаком является прямая связь с политикой и активное воздействие на нее. Непосредственной задачей их создания и функционирования выступает политическая цель, заключающаяся в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитательном) на различные слои и классы общества, в проведении в жизнь политических интересов государства и всего общества.

Решающую роль среди собственно-политических, впрочем, как и всех остальных элементов политической системы общества, всегда играет государство. Обладая специальным аппаратом принуждения и подавления, соответствующими “вещественными придатками” в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя как важнейшее средство осуществления его политической власти. В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым составным элементом на протяжении всей истории развития классового общества, а, следовательно, и его политической системы.

Значительную роль в функционировании политической организации общества играют партии. Это атрибут любой развитой политической системы. Политические партии объединяют наиболее активную часть общества, выражают интересы и цели определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти или оказывают на нее определяющее влияние.

Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население и формирование его политического сознания.

Остальные ее звенья, в том числе и общественные организации, имеющие политический характер, могут проявляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезнуть или превратиться в политические партии.

Несобственно-политические. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются в силу не чисто политических, а экономических и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, прямой целью создания и функционирования которых, в отличие от собственно-политических, никогда не выступает политика.

Свою деятельность они осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества и не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия на государственную власть в политических целях. Политическая деятельность не имеет для них решающего значения. Однако это не означает принижения роли и значения несобственно-политических организаций в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании его.

Неполитические. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя населения к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения: филателистов, авто-мотолю-бителей, туристов, добровольные спортивные организации и общества, общества спасения на водах (ОСВОД). В силу специфики своих функций они по существу не участвуют в осуществлении политической власти. Тем не менее, на каких-то этапах общественного развития, особенно переломных, эти организации могут повлиять на ход и темпы политических процессов.

Важнейшим элементом политической системы общества являются политические отношения, представляющие собой разновидность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления политической власти, либо по поводу нее. В зависимости от субъектного состава политические отношения можно разделить на три группы.

Прежде всего, это отношения между классами, нациями и государствами. В ленинском определении политики как сферы отношений между классами последние мыслятся как самостоятельные субъекты политических отношений.[73]

Межклассовые, внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Другую группу составляют отношения, одной из сторон которых является политическая организация, функционирующая в данном обществе. Это так называемые вертикальные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти, воздействия органов руководства и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы. Они также имеют важное значение для характеристики сущности и социальных функций политической системы, методов осуществления политической власти.

В третью группу политических отношений можно включить отношения, которые складываются между политическими организациями и учреждениями. Иногда именно эти отношения, наряду с политическими организациями, объединяют понятие политической системы общества.

Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.

Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное, с точки зрения укрепления политической системы.

Правда, в каждом обществе могут быть также и социальные силы, которые придерживаются иных, нежели господствующих, политических принципов и норм, которые в случае их реализации дестабилизировали бы существующую систему. Ясно, например, что принципы диктатуры пролетариата или принципы и нормы демократического централизма, признаваемые (или признававшиеся) коммунистическими партиями, несовместимы с существующими ныне в западных индустриальных обществах политическими системами.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление, определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь, при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой должны руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в принципах и нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие в данной политической системе, оказывают регулирующее воздействие на политические отношения, а через них и на другие виды общественных отношений. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов политической деятельности, выработка у них установок, соответствующих целям и принципам политической системы.

Соблюдение “правил игры” и определяющих эти правила принципов и норм особенно важно в условиях демократического общества, политическая жизнь которого полна дискуссий.

К числу элементов политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Формируясь, прежде всего, под влиянием конкретной социальной и политической практики и отражая её, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому крайне важно учитывать политические настроения масс в процессе руководства и управления обществом.

Пренебрежение политической психологией масс может привести к негативным для жизнедеятельности и стабильности политической системы последствиям. В то же время опасна и другая крайность — преувеличенная оценка значения политико-психологического фактора, слепое следование сиюминутным чувствам и настроениям масс. Это, в свою очередь, может привести к преклонению перед стихийностью с подменой действительной демократии властью толпы.

Исключительно большое значение для функционирования политической системы имеет и характер преобладающей в обществе политической культуры, являющейся качественной характеристикой всей политической жизни, политических институтов, отношений и процессов. Без ее углубленного изучения невозможно понять реальную политическую жизнь любого общества, в частности, политические отношения и механизм политической власти.

Политическая культура представляет собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит, прежде всего, в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы.

Политическая культура оказывает прямое и косвенное воздействие на поведение людей и их организаций, на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических систем и их отдельных элементов, политических деятелей, должностных лиц, аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико-управленческих решений и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.026 с.)