Категории и методы политологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории и методы политологии



Как любая наука, политология имеет свой категориально-понятийный аппарат. В политологии ключевым является понятие “политическое”. Политическое – это совокупность свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или объединениями (классы, партии, нации, государства и т.д.) в процессе их совместной политической деятельности в конкретных условиях и проявляется в их отношениях друг к другу, к политике и власти, к политическим процессам.

Политическое явление (процесс, событие) возникает в ходе политического взаимодействия людей, детерминируется их местом и ролью в политических структурах, что проявляется в различном отношении отдельных людей и групп к политике и власти. Можно выделить некоторые содержательные элементы понятия “политическое”. Это политическая свобода, политические права, демократия, гласность.

Рассматривая категориально-понятийный аппарат политологии, следует назвать такие категории, как политическая система, политическая власть, политические интересы, политическое сознание, политические ценности (нормы), политические действия, политическая деятельность, политическое поведение, государство, политическая партия, политические отношения, политическая культура, а также политическое взаимодействие, заинтересованные группы, конфликт и соглашение, избирательная система, революция, свобода, несвобода, равенство и неравенство.

Как и все другие науки, политология имеет свои методы познания. В принципе, это могут быть любые научные методы, но не все приемы и способы исследования имеют одинаковую значимость для политологии. Наиболее важные и часто используемые ее методы можно подразделить на три группы.

Первая – общие методы исследования политологических объектов. Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и дают либо его специфическую интерпретацию (например, системный или деятельностный методы), либо ориентируют на особый подход к нему (сравнительный и исторический методы).

Каковы же важнейшие методы первой группы? Прежде всего, это социологический метод. Он предполагает выяснение степени зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический метод занимает одно из центральных мест в политической науке, во многом определяет специфику политической социологии.

Функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, взаимосвязь между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.п. Этот метод предполагает абстрагирование от ценностного, нормативного подхода и основывается на позитивистской ориентации исследователя.

Одним из первых функциональный метод в политологии широко использовал Макиавелли, провозгласивший отказ от религиозных догм и этических ценностей при изучении политики, а также необходимость анализа реальной жизни во всей ее противоречивости.

Системный подход к политике впервые был детально разработан в 50-60-е годы прошлого века Т.Парсонсом и Д. Истоном. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через “вход” и “выход”. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет (по Истону) две важнейшие функции:

1. Распределение ценностей.

2. Обеспечение принятия большинством граждан распределительных решений в качестве обязательных.

За сравнительно ограниченный срок системный подход к политике показал свою жизнеспособность и представлен в разнообразных теориях политических систем.

Институциональный метод вплоть до начала ХХ века был господствующим в политической науке. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность государства, партий, других организаций и объединений, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Бихевиористский метод заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп.

Свое детальное обоснование бихевиоризм получил в вышедшей в 1880 г. книге Вудро Вильсона 1856-1924 гг. (28 Президент США 1913-1921 гг.), и с тех пор он занял, пожалуй, ведущее место в политической науке. Конституирующим началом этого метода выступают следующие парадигмы:

1. Политика имеет личностное измерение. Коллективные, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, являющихся главным объектом политического исследования.

2. Доминирующими мотивами политического поведения являются психологические истины, которые, конечно, могут быть социально обусловлены, но могут иметь специфическую индивидуальную природу.

3. В политологии могут использоваться достижения других наук, в том числе и естественных, поскольку модели поведения людей часто сходны в различных ситуациях и различных видах деятельности.

4. Политические явления измеряются количественно, что открывает перед политологией широкие возможности в использовании математических и других методов, статистических данных, результатов анкетных и других опросов, компьютерной техники. Широкое использование бихевиористского подхода произвело настоящую революцию в политологии.

Антропологический метод требует изучения обусловленности политики природой человека как родового существа, имеющего инвариантный (не меняющийся) набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободы существования и духовном развитии и др.). Все люди равны от рождения и имеют равные права, степень реализации которых является высшим критерием оценки политического строя.

С точки зрения антропологического подхода, политика представляет собой форму, способ коллективного существования человека. Индивид как существо коллективное не может жить без общения, развитой формой которого является государство. Политика по своей природе сущностна, а не концептуальна для человека, т.е. является не результатом общественного договора, а необходимой формой человеческого общежития.

Деятельный метод дает динамическую картину политики. Он предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклический процесс, имеющий определенные этапы (стадии). Это – определение целей деятельности, принятие решений, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей, анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.

Деятельный метод служит методологической базой теории политических решений. Рассмотренная под этим углом зрения политика выступает как процесс подготовки, принятия и реализации обязательных для всего общества решений. С использованием деятельного подхода связана и трактовка политики как специфической формы управления обществом.

Своеобразным развитием и конкретизацией деятельного подхода является критическо-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника её самодвижения, социально-политических изменений. Критическо-диалектический метод является ведущим в такой важной политологической и социологической дисциплине, как конфликтология.

Сравнительный метод широко распространен в современной политологии. Его использовали еще в античном мире Платон, Аристотель и другие мыслители древности. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д. с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Он особенно актуален на современном этапе развития российской политологии.

Исторический метод издавна используется в политологии и других социально-политических науках. Он требует изучения политических явлений в их повседневном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего. Этот метод достаточно хорошо известен и не нуждается в специальных комментариях.

Политическая наука применяет и ряд других научных методов: ценностный или аксиологический, предполагающий выявление значимости тех или иных политических явлений для личности, группы, общества, всего человечества; психологический, представленный, в частности, в психоанализе политики и ориентирующий на изучение субъективных мотивов политического поведения и другие.

Использование всех названных выше и некоторых других методов первой группы (в классификации профессора Пугачева) позволяет дать всеобъемлющую характеристику политической реальности и тем самым избежать упомянутой ранее тавтологичности, возникающей при определении политологии как науки о политике и ее взаимоотношениях с обществом.

Арсенал познавательных средств политологии не исчерпывается общими методами исследования политических объектов. Он включает и вторую группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. Их иногда называют общелогическими методами. Учитывая тот факт, что эти познавательные средства не дают специфической картины политики и принадлежат не только политологии, а вообще науке в целом, можно ограничиться их кратким перечислением.

В данную группу методов входят: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент или моделирование, математические, кибернетические, прогностические и тому подобные методы.

Третью группу познавательных средств политологии составляют методы эмпирических исследований, получение первичной информации о политических фактах. Эти методы так же, как и предыдущие, не отражают специфики политологии и, в основном, заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся: использование статистики, прежде всего, электоральной (избирательной); анализ документов; анкетный опрос, лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение, осуществляемое исследователем, являющимся непосредственным участником реальных политических событий, или же наблюдение поведения людей, находящихся в условиях экстремальной ситуации.

Весь многообразный методологический и методический арсенал современной политической науки подчинен одной цели – получению достоверных знаний, объективных сведений о политических процессах и их развитии.

Функции политологии

Политология как научная дисциплина, имеющая многообразные связи с жизнью общества, выполняет ряд полезных функций. Наиболее важными из них являются познавательная, идеологическая, управленческая, практико-политическая, воспитательная, теоретико-методологичес-кая и политического прогнозирования.

Познавательная функция связана с изучением тенденций политического развития, политических явлений, процессов, событий. В научном познании политической жизни активно проводятся и эмпирические политологические исследования. Именно они обеспечивают приоритет новых эмпирически обоснованных знаний о политической действительности путем обнаружения новых фактов и тенденций в политической сфере, что служит необходимой предпосылкой для познания политического развития общества.

Приоритет новых знаний о политической жизни осуществляется также за счет получения объективной политической информации в ходе политических эмпирических исследований, не связанных с изучением крупномасштабных изменений. Это может быть анализ участников политических событий региона, города, области и т.д. Исследователь получает информацию, которая выражается в объективных и субъективных показателях. Первые дополняют и уточняют данные официальной статистики, вторые представляют информацию о намерениях, мотивах, целях деятельности различных “политизированных групп”. Для теории познавательная ценность этих исследований велика. Она раскрывает роль личности в политической жизни, обращает внимание на объективные стороны массовых политических процессов. Это позволяет увидеть политическую проблему, представляющую собой результат несовпадения объективных тенденций политического развития и их субъективного отражения в познании различных социальных групп, принимающих участие в политических событиях.

Познавательная функция эмпирических политических исследований имеет важное значение. Эти исследования дают первичные сведения об участниках политических событий, их потребностях, политических интересах, ценностных ориентациях, уровне культуры, мотивах, фактах реального и вербального поведения, об общественном мнении в конкретных политических ситуациях. Таким образом, эмпирические исследования создают информационную базу для познания политической жизни общества. Кроме того, они позволяют выявлять новые тенденции политического развития и тем самым существенно обогащают политическую теорию.

Управленческая функция. Одной из характерных черт политологии является тесная связь с политической жизнью общества, с политической практикой. Политология, вскрывая тенденции политического развития, дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного политического руководства и управления общественными процессами. Политология рассматривает проблемы, связанные с принятием политических решений. Сюда входят анализ проблемной ситуации, оценки соотношения сил, уровень влияния участников политических событий, политический риск, политический мониторинг, принятие и реализация политических решений и противодействие оппозиционным силам.

Таким образом, управленческая функция выражается в том, что политология (прикладная ее часть) непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами.

Практические рекомендации относятся к двум группам факторов: объективным и субъективным. Объективные факторы включают в себя условия человеческой жизнедеятельности. Изучая их влияние на систему политических отношений и опираясь на конкретную информацию, политолог определяет тенденции их развития, дает рекомендации для теоретической области науки. Практические же рекомендации политолога строятся на базе конкретной информации о возможных политических тенденциях развития тех или иных политических явлений, процессов, событий. Субъективные факторы (политические мотивы, цели, намерения, установки, интересы, ценностные ориентации, идеологические представления и т.д.), которые политолог исследует во взаимосвязи с политическими нормами и ценностями социальных групп, общественных движений, политических партий, позволяют ему разрабатывать рекомендации по совершенствованию политических отношений разного уровня.

Воспитательная функция. Она выражается в выработке целей развития политической системы, распространении политической теории, подготовке кадров, специалистов и усвоении ими политической науки.

Политология играет важную роль в политической социализации личности и формировании политической культуры. Она призвана дать необходимый любому образованному гражданину минимум знаний о политических реальностях, нормах политического поведения, политических ценностях. Она содействует воспитанию политически грамотных людей, способных рационально и критически оценивать политические феномены, делать осознанный политический выбор.

Теоретико-методологическая функция. Поскольку различные аспекты политики относятся к объекту целого ряда дисциплин, политология, призванная, в частности, разрабатывать теорию и методологию исследования политических явлений, институтов и процессов и опирающаяся при этом на определенные философские основы, должна и способна выступать в роли своего рода теоретико-методологической базы более конкретных исследований, осуществляемых в рамках некоторых других отраслей гуманитарных, социально-экономических наук.

Например, в процессе изучения истории конкретного общества может встать задача анализа и оценки политического режима, господствующего в данном обществе в определенный период времени. Решить эту задачу будет несравненно легче, если исследователь-историк сможет опереться на разрабатываемую политологией теорию политических режимов.

Идеологическая функция. Выражается в обосновании, пропаганде идеалов, ценностей и целей, реализация которых объективно отвечает интересам тех или иных социальных общностей.

Политология, будучи научной дисциплиной, не только отражает политическую действительность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на него. Иначе говоря, эта наука может выполнять исключительно важную роль для общества – прикладную, практико-политическую функцию. Например, использование политологического знания в целях предварительной научной экспертизы принимаемых законодательными и исполнительными органами государства, а также общественно-политическими организациями и объединениями правовых актов и политико-управленческих решений.

Не секрет, что многие привлекательные законы, указы не действуют, не выполняются из-за того, что они либо нереальны, либо не обеспечены материальными и финансовыми ресурсами, либо не подкреплены соответствующим механизмом реализации.

Функция политического прогнозирования. Ценность политических исследований определяется не только тем, насколько адекватно они отображают тенденции политических процессов (предмет теоретической политологии), но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами, направленными на осуществление прогрессивных политических изменений в условиях конкретной политической ситуации (предмет прикладной политологии).

Большое значение имеют исследования комплексных политических проблем, ибо они дают возможность построить целостную картину будущего развития основных сфер политической жизни, предвидеть возможные негативные последствия, наметить пути и средства оптимизации политического руководства и управления. Наш горький опыт свидетельствует, что одной из самых серьезных ошибок политики перестройки явилось полное отсутствие прогнозирования и даже более или менее взвешенного представления о последствиях предпринимаемых мер по коренному преобразованию общества.

Сейчас уже очевидно, что многие тяжелые последствия в экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях, государственном строительстве, духовной жизни можно было бы избежать или смягчить, если бы у нас было политическое предвидение. В политике, впрочем, и в обыденной жизни, важно избегать шагов с непредсказуемыми последствиями. Определенной гарантией против этого является формирование эффективно действующей службы политического прогнозирования.

 

Литература

 

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины. //Полис. – 1997. - №6.

Ильин В.В. О природе политики. Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки – 1995. - №2.

Ковалев А.М. Предмет, законы и категории политологии. // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. – 1998. – №5.

Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина. //Социально-политический журнал. – 1995. – №1.

Федун Л.А. О предмете и методе политологии. //Социально-политические науки. – 1991. – №3.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что изучает политология и каков её предмет?

2. Объясните высказывание Аристотеля: «Человек по своей природе есть существо политическое»?

3. В чем отличие политики от других сфер общественной жизни?

4. Какой путь прошла политология в своем развитии?

5. Каково соотношение политологии с другими общественными дисциплинами?

6. Каковы основные методы и категории политологии?

7. Раскройте содержание функций политологии.

8. Какие закономерности изучает политология?

 

 

 


           ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

                             
Познавательная – вооружение людей знаниями о политике, вскрытие объективных тенденций социально-политического и экономического развития, трудности и противоречия в жизни общества.
 
Теоретико-методологическая – разработка теории и методологии исследования политических явлений, процессов, создание базы для более частных политических теорий и для других общественных наук.
Управленческая – разработка практических рекомендации по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами
Идеологическая – обоснование, пропаганда идеалов, ценностей, целей, реализация которых объективно отвечает интересам тех или иных социальных общностей.
Воспитательная- связанасозданием теоретической базы, обобщением опыта, помогая формированию и развитию политической культуры общества и граждан.
 
Мировоззренческая- помогает правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых, личностных интересов и правильно определить свое место в политической жизни общества.
   
Прогностическая - позволяет прогнозировать развитие политических процессов и вероятность событий, своевременно корректировать политику.
ПОЛИТИКА
 
экологическая
Политика большого скачка
культурная
Политика компромис-сов
военная

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.033 с.)