Раздел VI. Политика как деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел VI. Политика как деятельность



Глава 17. Политическая деятельность

И политический процесс

 

Политическая деятельность имеет огромное практико-политическое значение. Являясь одной из центральных, базисных категорий политологии, она показывает, как выражаются и осуществляются политические интересы классов, партий, государства и т.д. В одних случаях политическая деятельность бывает эффективной, способной решать назревшие общественные задачи, а в других – неэффективной, непоследовательной. Результат политической деятельности в таких случаях, как правило, бывает отрицательным. Поэтому важно выяснить, что такое политическая деятельность, чем она обусловлена, что лежит в ее основе, в каких формах и направлениях она развивается, какие этапы проходит, какова технология ее выработки и осуществления. Раскрытие всех этих вопросов и составляет содержание данной темы.

Актуальность изучения политической деятельности обусловлена также необходимостью выработки и осуществления общенационального политического курса, способного объединить различные общественно-политические силы, мобилизовать материальные, финансовые, людские, интеллектуальные ресурсы для преодоления глубокого социально-экономического кризиса.

 

Содержание, структура, формы и методы

Политической деятельности

В самом общем виде политическая деятельность выступает как совокупность действий субъектов политики (социальных общностей, партий, государств и т.д.) по выражению и осуществлению политических интересов. Политическая деятельность всегда связана с использованием властных отношений и управления для реализации назревших задач общественно-политического развития.

Базисной для определения политической деятельности является категория "деятельность" или деятельный подход к анализу политических явлений и процессов. Еще К.Маркс и Ф.Энгельс писали: "Для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса" [155].

В деятельности человек выражает свое отношение к окружающему миру, общественно-политическим процессам. Деятельность не только способ активного освоения человеком окружающего мира, создания соответствующих условий для нормальной жизни, но и способ субъективизации, становления человеческой личности. В процессе производства и воспроизводства общественной жизни человек преобразует самого себя, вырабатывает общественно-значимые качества, необходимые для самореализации, самоутверждения.     

В советский период исследователи не всегда уделяли должное внимание категории "политическая деятельность". Возможно, это было связано с некоторой предопределенностью политических процессов в условиях прежней "государственно-социалистической системы".

Советская политическая система, как известно, задумывалась таким образом, чтобы через представительную власть, партию, профсоюзы, другие общественные организации можно было бы максимально полно выразить многообразие политических интересов, отражать развивающиеся по своим законам властные отношения, координируя весь спектр политических интересов, сформировать удовлетворяющую все общество политическую линию. Однако эволюционизировав в авторитарную политическую систему, советская политическая система утратила необходимый динамизм, заморозила политическую жизнь. Политическая деятельность перестала выполнять свои основные функции, а именно: формировать, представлять, согласовывать, координировать интересы субъектов, создавать соответствующие институты власти, способные последовательно их реализовать.

К примеру, национальные интересы и национальные отношения. В условиях информационной, технологической революции в мире все явственнее чувствовалась необходимость усиления роли национально-культурной среды развития человеческой личности. А у нас в течение длительного времени придерживались точки зрения, согласно которой национальный вопрос в том виде, в каком он достался от прошлого, решен. И динамика национальных процессов не находила адекватного выражения ни в научной, ни в политической литературе.

В обществе, разделенном на классы, социальные группы, социальные общности, всегда были и будут различные политические интересы и выражающие, осуществляющие их партии и общественные организации. Это нормальное явление. Но в обществе есть и всегда будут общие, ведущие, определяющие интересы, диктующие необходимость объединения усилий всех социально-классовых сил. Например, на переломных этапах, когда решаются общенациональные, общегосударственные интересы, когда возникает необходимость единства всех национальных сил. И главный вопрос в том, как полно учитываются интересы – частные, социально-классовые и общие, затрагивающие интересы всех социальных сил, всего общества.

Общественная необходимость активной политической деятельности не всегда совпадает с реальными возможностями политической подготовки субъектов. В одних случаях они умело ориентируются в обстановке, вырабатывают соответствующие политические решения и, как следствие этого, проводят эффективную политику.

В других – субъекты политики выглядят пассивно, не могут выделить главное в сложившейся обстановке, ее приоритеты и, как результат этого, политика бывает непоследовательной, неэффективной. Так случилось с реформами, начатыми в нашей стране в апреле 1985 года. Отсутствие четких приоритетов, особенно в области экономических преобразований, недопустимый отрыв политики от экономики, противостояние и противоборство основных политических сил – все это осложнило процесс демократической реформации общества, привело к развалу экономики, резкому ухудшению жизненного уровня россиян, а сами реформы, как были задуманы «все во имя человека», не состоялись.

Политическая деятельность – результат глубокого научного анализа сложившейся общественно-политической ситуации, расстановки политических сил. Она должна исходить из всей совокупности взаимоотношений классов, социальных групп, партий, движений, уровня политической культуры, психологии масс и т.д. В конечном счете, она продиктована определенными политическими интересами различных социальных сил. Иначе говоря, за всеми политическими действиями стоят вполне конкретные интересы.

Общество в состоянии нормально функционировать лишь тогда, когда практическая деятельность политических сил вписывается в общий процесс реализации общественных интересов, когда на всех уровнях целенаправленно согласуются политические интересы. В противном случае нельзя исключить столкновение интересов и конфликтные ситуации. Чтобы исключить их, нужно уметь прогнозировать политические действия, возможные модели общественно-политической ситуации. При этом должны быть учтены:

- степень достоверности информации, необходимой для осмысления интересов политического субъекта;

- соотношение политических сил в обществе (союзники, противники, нейтральные силы и т.д.)

- экономическая база для достижения поставленной политической цели;

- организованность политических сил, их сторонников;

- общественные настроения и т.д.

Политическая деятельность имеет сложную структуру. Она включает: цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Ее компонентами являются субъект и объект политики, мотивы и способы воздействия первого на второе, политические действия, методы, формы и направления их осуществления.

Субъектами политической деятельности могут быть индивид, класс, социальная группа, национальная общность, народ, партии, государство. Что касается международной политической деятельности, то ее субъектами являются государства, группа государств, международные организации, мировое сообщество в целом. В силу того, что субъекты политики могут воздействовать на политический процесс, будучи организованными в соответствующие союзы, блоки, коалиции, политическая деятельность носит коллективистский, общностный, общенациональный характер.

Политика – сфера столкновения и борьбы интересов, и стать деятельностным субъектом в ней невозможно, не обладая соответствующими знаниями, умениями, навыками. Профессионал–политик – это, прежде всего, аналитик, специалист по технологии власти, способный дать практические рекомендации, советы по ее эффективному использованию. Его отличает компетентность, убежденность, способность организовать различные политические силы на решение общегосударственных или иных общественных задач. Все это и сегодня сохраняет свою актуальность. Однако возрастает значение разъяснительной работы, информационного обеспечения политического курса, чтобы каждый человек мог понять свои интересы, осознать их, выработать соответствующие способности политического действия.

Государственный и политический деятель Новой Зеландии Р.Дуглас выделяет ряд правил, позволяющих получить государственному деятелю, политику поддержку масс и сохранить авторитет и имидж. Это такие правила, как:

– выработка взвешенных решений высококвалифицированными кадрами;

– четко определив цели, энергично приступить к реформам;

– важен выбор темпа. Нельзя идти слишком быстро (не темп движения, а неопределенность угрожает реформам);

– взяв темп, его нужно выдержать до полной реализации программы;

– ключ к доверию - последовательность, контакт с населением;

– там, где возможно, необходимо заранее объявить о целях и намерениях, не поддаваться соблазну вести игру с общественностью;

– доверие общественности зависит от собранности и целеустремленности и т.д.[156]

Названные правила политической деятельности имеют одинаковое значение для поддержания авторитета и политиков, и партий, и движений, и государства с той лишь разницей, что во втором случае речь идет о более широких масштабах политической деятельности.

Политическая деятельность реализуется в двух формах: теоретической и практической. Теоретическая подразделяется на познавательную, прогностическую и ценностно-ориентировочную виды деятельности. Политика не может быть эффективной без глубокой оценки политической ситуации, знания объективных тенденций и направленности развития общественно-политического процесса. Практическая политическая деятельность подразделяется на внутреннюю и внешнюю политику. Ее формами являются управленческая, исполнительная, судебная и законодательная виды деятельности.

Из вышеизложенного видно, что политическая деятельность подразделяется на два основных направления: выработка политики и ее осуществление, проведение в жизнь.

Выработка политики - наиболее существенная сторона политической деятельности. Она - результат глубокого научного анализа сложившейся общественно-политической ситуации, расстановки политических сил, достигнутого уровня социально-экономического и духовного развития общества. Анализ политической обстановки предполагает:

– получение достоверной информации о социально-экономическом положении общества и тенденциях его развития;

– осмысление социальных интересов субъектов политики и возможные пути их осуществления;

– определение соотношения политических сил в обществе (союзников, противников, нейтральных сил и т.д.);

– выявление степени обострения общественно-политических противоречий и возможные пути их разрешения;

– определение готовности политических сил идти на решительные действия во имя реализации поставленных целей и задач;

– изучение организованности политических сил и их сторонников;

– мониторинг общественных настроений и готовности масс поддержать те или иные политические силы и решения;

– влияние международных факторов на развитие политической ситуации в стране и т.д.

Процесс выработки политики различается в зависимости от того, является ли она государственной или партийной. На партийном уровне политика, как правило, формируется высшими партийными органами: съездами, конференциями, центральным аппаратом. Выработка политики - одна из главных функций партии. Если в партии развиты демократические традиции, то прерогатива выработки политики принадлежит всей партии, всем ее членам. Обсуждение политических платформ, наиболее важных партийных решений предварительно происходит на уровне первичных партийных организаций, партийной печати, на уровне каждого отдельного члена партии. Что касается государственной политики, то ее, как правило, вырабатывают высшие государственные органы - глава государства, высшие законодательные и исполнительные органы, государственный аппарат, его эксперты, не какие-то управленческие решения, а политическую платформу, государственно-политическую линию. Например, Послание Главы государства парламенту страны или республики.

В подготовке Послания участвуют все министерства и ведомства, ведущие эксперты по тем или иным направлениям. Создается экспертная рабочая группа с участием высших должностных лиц для обобщения основных положений государственной политики. Подготовленный документ выносится на обсуждение высшего руководства и затем, после тщательной доработки, обнародуется.

С принятием государственной политической платформы процесс выработки политики еще не заканчивается. Требуется ее адаптация к конкретно-историческим условиям: административно-территориальным, национально-культурным и т.д. Иначе говоря, продолжается процесс ее корректировки с учетом местных, региональных условий и особенностей.

После выработки политики центральным вопросом политической деятельности является ее осуществление. Политические силы для реализации своего политического курса, в том числе и государство, стремятся в максимальной степени опереться на широкие слои населения. Политика осуществляется специальными формами и методами. Реализация ее происходит в трех основных направлениях: внутренняя работа с аппаратом; работа с исполнительной властью; работа с массами.

Работа с аппаратом состоит в том, чтобы подготовить государственный или партийный аппарат к достижению конкретных целей общего политического курса, переориентировать аппарат на конкретные направления деятельности или создания новых структур, необходимых для реализации избранной политической линии.

Работа с массами. Для осуществления политики, безусловно, нужно определить социальную базу, получить поддержку народных масс. Основные средства воздействия на массы - СМИ,  личные контакты членов партии или правительства, государственных служащих с трудовыми коллективами, связи общественных организаций включая и неформальные. При этом достигаются двоякого рода цели: во-первых, формирование положительного общественного мнения о деятельности государства, партий, об их политике в целом; во-вторых, мобилизация масс на решение государственных задач социально-экономического развития.

Формы и методы политической работы. Двум типам политической деятельности – выработке и реализации политики - соответствуют адекватные методы политической работы. Методы разработки политики отличаются от методов ее реализации. Если для выработки политики пользуются преимущественно методами научного анализа и обобщения, то для реализации – методами воздействия на людей в той или иной форме общения.

Различают простые и сложные формы общения. К простым относятся беседа и публичная речь. Они могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Сложные формы - дискуссия, митинги, собрания, заседания, манифестация, забастовки и т.д. Растянутые во времени массовые действия, преследующие какую-то одну цель, называются кампаниями (например, избирательная кампания). Политик должен быть готовым к использованию самых разнообразных форм общения и воздействия на людей.

Политические методы - это способы воздействия на человека с целью изменения его позиции по отношению к тому или иному политическому процессу. Объектом воздействия могут быть самые различные социальные общности.

Воздействие на массы осуществляется тремя путями: информированием, инструктированием и стимулированием. Информированием мы добиваемся уяснения ситуации с возможными действиями; инструктированием – разъяснения того, как действовать, что делать в той или иной ситуации; стимулированием – поддержки интереса человека к тем или иным политическим действиям.

По средствам воздействия методы делятся на поощрения и санкции. По приемам – на субординационно-силовые (приказ, угроза), материально-экономические (вознаграждение или санкции), символические (убеждение, внушение) с использованием правил поведения, долга, обязанностей.

Политические формы и методы зависят также от способов функционирования политической системы. Демократическая политическая система требует демократических форм и методов работы. Авторитарной политической системе свойственны свои методы. В целом для авторитарных, административно-командных методов характерно:

– детальное инструктирование и определение рамок действий;

– применение санкций, "показуха," раздача наград за  верность руководителям;

– ориентация на приказные, индивидуальные формы воздействия и т.д.

Особенности демократических методов политической деятельности

состоят в следующем:

– широко используется информирование, инструктирование, стимулирование;

– в политической работе прибегают не к санкциям, а к поощрению; с народом нельзя говорить языком санкций;

– на первом месте – приемы символического воздействия, то есть убеждение с разъяснением истинных социальных интересов;

– используются массовые, групповые, индивидуальные формы общения.

Выбор методов и средств политической деятельности связан с определенными нравственными представлениями. Оценка политической деятельности с нравственной точки зрения является исключительно важной.

Политика - это не только область продуманных решений, маневров, компромиссов, уступок, расчетов, но и хитрости, заигрывания, а иногда и нечестной игры. Честность, искренность, высокая нравственность, умение считаться с интересами человека с большим трудом утверждаются в политике. Переход к честной политике, осуществляемой из чистых побуждений и чистыми руками, – идеал демократического общества.

По своей сущности политическая деятельность - это познание, изучение политических интересов, их выражение в программах и политических решениях, выработка и осуществление политики, стратегии и тактики.

Выработка политики, направления политических действий, приемы, методы, средства осуществления политических целей и решений - все это составляет содержание политической деятельности. Политическая деятельность, таким образом, выступает, как изучение политической обстановки, политических интересов, их выражение в программах и платформах, выработка тактики, то есть приемов, форм и методов их осуществления. Политическая деятельность, как справедливо подчеркивает В.Ю.Шпак, – это такая совокупность теоретических и практических действий, которая направлена на "сохранение или изменение, улучшение общественного и государственного порядка и положения в них субъектов на базе соблюдения законов, норм нравственности, сложившихся образцов политического поведения и действий [157].

В качестве примеров политической деятельности можно назвать: анализ политической обстановки, выработка и осуществление политических программ, митинги, собрания, демонстрации, пикетирование, забастовки, избирательные кампании, отзыв депутатов классовая борьба, революции и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.031 с.)