Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Вспомогательный материал к Игре-дискуссии

Поиск

«Критерии эффективности профориентации»:

Примерные параметры и показатели                        эффективности профориентационной работы в школе

Основные параметры и показатели в данном случае соотносятся с основным задачами (направлениям) профориентационой работы: профинформированием, профдиагностикой, морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющимся школьникам, помощью в конкретных профессиональных выборах и помощью в планировании перспектив дальнейшей жизни. Все это позволяет реализовать принцип комплексности, предполагающий работу по всем этим направлениям: 

1) Профинформационная работа:

- полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам);

- точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных);

- знание ситуации на рынке труда;

- готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях);

- знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей;

- знание особенностей поступления в вузы и колледжи;

- представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений;

- знание путей подготовки к профессии;

- знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям;

- знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др.

2.Профдиагностика (в идеале - помощь в самопознании):

- представление о своих намерениях, ценностях и смыслах;

- представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими)

. характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.);

- представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки;

- представление о своей жизненной и карьерной ситуации – «ситуации самоопределения» (по Е.А.Климову), т.е. насколько она облегчает или затрудняет достижение профессиональных целей);

- представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации.

3) Морально-эмоциональная поддержка:

- оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели);

- умение

- готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном);

- умение учиться на своих и чужих ошибках (мудрое отношение к ошибкам и неудачам);идти на определенные (разумные) компромиссы, когда «вынужденно» приходится делать совсем не то, о чем мечтал (например, готовится к дурацким экзаменам или выполнять нелепые правила и условности в родном учебном заведении и т.п.) – и все это ради достижения главной цели;

- умение помогать своим друзьям, родным и близким (по принципу, «когда кому-то помогаешь, меньше переживаешь и собственные проблемы»);

- нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность);

- владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание);

- умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития;

- знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др.

4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах:

- владение приемами обоснованного выбора;

- учет основных факторов выбора;

- соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора;

- умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов;

- готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив;

- этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения).

5) Помощь в планировании перспектив своего развития:

- логическая преемственность действий по достижению целей;

- умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги);

- умение выделять альтернативные варианты планов;

- умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив);

- умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними);

- умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др.

Из приведенных примеров видно, что некоторые критерии по разным направлениям работы могут совпадать, что свидетельствует том, что вся работа взаимосвязана и направления выделятся лишь для удобства анализа, самоанализа, т.е. для оценивания и самооценивания. К сожалению, даже выделенных параметров достаточно много и всеми ими пользоваться вряд ли получится. В этом случае, можно выделить наиболее важные («работающие») параметры и ориентироваться именно на них.

Понятно, что для реального использования этих параметров необходимо еще выделить по каждому из них: 1) систему показателей (через что проявляются эти параметры); 2) расписать эти показатели по уровням проявления (т.е. по каждому уровню выделить показатели, чтобы можно было определить, на каком уровне развития находится данный учащийся) и 3) разработать сами процедуры оценивания (через опросники, тесты, задания, данные наблюдения и беседы, через самоотчеты учащихся и т.п.). Некоторые из таких процедур описаны во второй части данного пособия, а многие – еще предстоит разработать. Также замечено, что эти процедуры лучше использовать не только как «чисто» диагностическое средство, но как реальные методы психолого-педагогического воздействия на учащихся. При этом диагностика (и оценивание эффективности работы) должны в идеале осуществляться в режиме формирующего эксперимента.

 

 

Б. Вспомогательный материал к Игре-дискуссии «Критерии профоринетационной работы»: Примерные параметры и показатели



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.008 с.)