Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Вспомогательный материал к Игре-дискуссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Критерии эффективности профориентации»: Примерные параметры и показатели эффективности профориентационной работы в школе Основные параметры и показатели в данном случае соотносятся с основным задачами (направлениям) профориентационой работы: профинформированием, профдиагностикой, морально-эмоциональной поддержкой самоопределяющимся школьникам, помощью в конкретных профессиональных выборах и помощью в планировании перспектив дальнейшей жизни. Все это позволяет реализовать принцип комплексности, предполагающий работу по всем этим направлениям: 1) Профинформационная работа: - полнота представлений о мире профессий (в основе – системные знания и умение группировать профессии по различным признакам); - точность знания профессий (особенно, наиболее популярных и востребованных); - знание ситуации на рынке труда; - готовность прогнозировать развитие рынка труда (и потребности в тех или иных профессиях); - знание учебных заведений по подготовке тех или иных специальностей; - знание особенностей поступления в вузы и колледжи; - представление о местах трудоустройства после приобретения конкретных профессий и окончания конкретных учебных заведений; - знание путей подготовки к профессии; - знание основных внешних и внутренних препятствиях на пути к профессиональным целям; - знание основных ошибок, совершаемых при выборе профессии и планировании перспектив своего развития и др. 2.Профдиагностика (в идеале - помощь в самопознании): - представление о своих намерениях, ценностях и смыслах; - представление о дальних, ближних и ближайших профессиональных и жизненных целях (умение соотносить эти цели, делать их взаимодополняющими) . характеристиках, особенностей характера и темперамента, психофизиологических и двигательных характеристиках и т.п.); - представление о своей готовности использовать возможности (достоинства) и преодолевать недостатки; - представление о своей жизненной и карьерной ситуации – «ситуации самоопределения» (по Е.А.Климову), т.е. насколько она облегчает или затрудняет достижение профессиональных целей); - представление о способах использования преимуществ своей ситуации самоопределения и о способах преодоления ограничении этой ситуации. 3) Морально-эмоциональная поддержка: - оптимистичный взгляд на свое будущее (основанный на вере в свою готовность преодолеть любые преграды на пути к цели); - умение - готовность к самообладанию в сложных ситуациях профессионального, жизненного и личностного самоопределения (умение не унывать, держать себя в руках, концентрироваться на главном); - умение учиться на своих и чужих ошибках (мудрое отношение к ошибкам и неудачам);идти на определенные (разумные) компромиссы, когда «вынужденно» приходится делать совсем не то, о чем мечтал (например, готовится к дурацким экзаменам или выполнять нелепые правила и условности в родном учебном заведении и т.п.) – и все это ради достижения главной цели; - умение помогать своим друзьям, родным и близким (по принципу, «когда кому-то помогаешь, меньше переживаешь и собственные проблемы»); - нравственная состоятельность выборов, т.е. уверенность в этической правомерности своих намерений (заметим, что сомнения в этом случае могут деморализовать самоопределяющуюся личность); - владение приемами саморегуляции в трудных ситуациях (практическое самообладание); - умение выделять жизненные и карьерные приоритеты для данного момента и данной ситуации развития; - знание специалистов (или психологических центров), куда можно обратиться за морально-эмоциональной поддержкой и др. 4) Помощь в принятии решении и конкретных выборах: - владение приемами обоснованного выбора; - учет основных факторов выбора; - соответствие целей и средств (возможностей), т.е. реалистичность выбора; - умение обосновывать и отстаивать правомерность своих выборов; - готовность к волевому усилию в случае выбора равноценных альтернатив; - этическая правомерность выбора (соответствие моральным нормам, закону и собственным нравственным представлениям самоопределяющегося подростка и его ближайшего окружения). 5) Помощь в планировании перспектив своего развития: - логическая преемственность действий по достижению целей; - умение разбивать цели на более простые и понятные задачи (карьерные шаги); - умение выделять альтернативные варианты планов; - умение выделять наиболее оптимальные варианты планов (из набора альтернатив); - умение совмещать в своих планах профессиональные, жизненные и личностные цели (стремиться к минимизации противоречий между ними); - умение самостоятельно реализовывать свои намерения (особенно, делать первые, наиболее сложные самостоятельные шаги) и др. Из приведенных примеров видно, что некоторые критерии по разным направлениям работы могут совпадать, что свидетельствует том, что вся работа взаимосвязана и направления выделятся лишь для удобства анализа, самоанализа, т.е. для оценивания и самооценивания. К сожалению, даже выделенных параметров достаточно много и всеми ими пользоваться вряд ли получится. В этом случае, можно выделить наиболее важные («работающие») параметры и ориентироваться именно на них. Понятно, что для реального использования этих параметров необходимо еще выделить по каждому из них: 1) систему показателей (через что проявляются эти параметры); 2) расписать эти показатели по уровням проявления (т.е. по каждому уровню выделить показатели, чтобы можно было определить, на каком уровне развития находится данный учащийся) и 3) разработать сами процедуры оценивания (через опросники, тесты, задания, данные наблюдения и беседы, через самоотчеты учащихся и т.п.). Некоторые из таких процедур описаны во второй части данного пособия, а многие – еще предстоит разработать. Также замечено, что эти процедуры лучше использовать не только как «чисто» диагностическое средство, но как реальные методы психолого-педагогического воздействия на учащихся. При этом диагностика (и оценивание эффективности работы) должны в идеале осуществляться в режиме формирующего эксперимента.
Б. Вспомогательный материал к Игре-дискуссии «Критерии профоринетационной работы»: Примерные параметры и показатели
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.167.229 (0.008 с.) |