Технология организации совместного с обучающимися проектирования и анализа проблемных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология организации совместного с обучающимися проектирования и анализа проблемных ситуаций



 

В зависимости от различных условий, технология организации совместного с обучающимися проектирования и анализа проблемных ситуаций самоопределения, может быть скорректирована. Например, если у обучающихся уже есть определенный практический опыт или они уже ранее проектировали и анализировали подобные ситуации, то схему работы можно упростить по процедуре, но усложнить по содержанию (рассматривать многоплановые ситуации, ситуации в развитии и др.).

Ниже приводится общая схема организации практических (или семинарских) занятий по освоению схем проектирования и анализа ситуаций самоопределения:

1.Обучающиеся знакомятся с общей логикой проектирования и анализа ситуаций самоопределения (см. п. 1.3.1). Также объясняется цель занятий – формирование навыков анализа проблем самоопределяющейся личности и определении стратегий помощи в решении этих проблем. При этом, в качестве методического приема используется метод проектирования сложных ситуаций, что позволяет вырабатывать обобщенного навыки рассмотрения разнообразных ситуаций (в отличие от анализа реальных ситуаций, которые часто оказываются слишком однообразными и, кроме того, заключают в себе риск нарушения принципа конфиденциальности рассмотрения реальных случаев). 

2.Обучающиеся знакомятся с первым блоком – факторами исходной ситуации самоопределяющейся личности.. Можно предложить обучающимся законспектировать эти факторы, можно проектировать их на экран с помощью мультимедийных средств, а можно раздать эти факторы на заранее подготовленных листах бумаги. Мы считаем, что лучше предложить обучающимся переписать все в свои конспекты.

3.Далее обучающиеся знакомятся с возможными мотивационными факторами самоопределяющейся личности.Все это также выписывается в конспекты…

4.Уже по этим двум пунктам можно предложить обучающимся поупражняться в проектировании ситуации консультирования. В частности, предложить каждому придумать определенную ситуацию, варьируя различные формальные исходные характеристики ситуации воображаемого «героя» и выделив его мотивационную особенность.

5.Желающие могут рассказать о своих проектах, а ведущий может тут же предложить группе, по наиболее интересным проектам разработать стратегии поведения профконсультанта по повышению мотивационной готовности клиента к решению своих проблем, конкретизируя это на основе своего жизненного опыта и воображения.

6.Далее рассматриваются возможные проблемы и соответствующие противоречия ситуаций самоопределения. При наличии времени, можно по каждой модели (см. Приложение 7.2, пункт 3) предлагать обучающиеся проектировать ситуации самоопределения. При этом можно предлагать сразу же разрабатывать и свои предложения по решению этих проблем (см. возможные альтернативы в Приложении 7.2, пункт 4), а можно оставить решение проблем для последующих занятий.

7.После выбора альтернативных действий обучающиеся знакомятся с вариантами реализации альтернатив (см. Приложение 7.2, пункт 6), и им предлагается выбрать наиболее подходящие действия и конкретизировать их (с помощью своего воображения и жизненного опыта) для каждой анализируемой ситуации.

8. Обучающиеся знакомятся с вариантами корректировки своих выборов, и если таковые требуются для рассматриваемых ситуаций, обучающиеся также предлагается подобрать наиболее адекватные корректировки, конкретизировав их применительно к рассматриваемой ситуации.

9. Наконец, обучающиеся знакомятся с возможными проблемами подведения итогов карьерного развития (см. Приложение 7.2, пункт 8). По каждой выделенной проблеме обучающиеся сразу же предлагают адекватные ситуации самоопределения рассматриваемого «героя» варианты решения этой проблемы, также опираясь на свой жизненный опыт, воображение и здравый смысл.

При организации семинарских занятий, с оной сторон, важно предложить все присутствующим поупражняться (либо индивидуально, либо в микрогруппах по 2-4 человека), но с другой стороны, для совместного (общегруппового) обсуждения не следует выносить все спроектированные ситуации, т.к. это займет много времени и лишь приведет к ненужной торопливости.

Если обучающиеся не смогут сразу спроектировать интересные и реалистичные ситуации, то ведущий может воспользоваться готовыми примерами (см. Приложение 7.3) или придумать собственные ситуации для примера (но лучше заготовить их заранее). 

 

1.3.3. Упражнение для формирования готовности выделять критерии карьерного успеха в их изменчивости и разновариантности

 

Цель упражнения – формирование у старшеклассников (а также – у студентов и уже работающих профконсультантов-практиков и педагогов-психологов) навыков выделения критериев и показателей жизненного и профессионального успеха.

Условия проведения упражнения: время проведения – от 40 минут до 1,5-2 часов, в зависимости от готовности преподавателя и аудитории анализировать такие критерии на глубоком и серьезном уровне. Число участников – от 10-12 до 30-40 человек. У участников должны быть листы бумаги, соответственно, желательно иметь столы и стулья, а для наглядности использовать доску (обычную или мультимедийную).

Процедура проведения упражнения:

1.Участники знакомятся  с общей инструкцией: «На данном занятии нам предстоит выделить основные критерии и показатели жизненного успеха. Если критерии успеха носят более глобальный и обобщенный характер, то показатели – обычно конкретизируют эти критерии через определенные вещи, жизненные и карьерные достижения, через статус и самоуважение… и др. В данном упражнении нам предстоит выделить именно показатели успеха, более приближенные к реальной жизни. Такие критерии часто становятся основой для планирования и карьеры, и жизни. Следует учесть, что такие критерии могут различаться в разные эпохи, у разных народов и в разных социально-профессиональных группах населения. Кроме того, эти критерии могут меняться и в жизни конкретного человека, по мере его развития и изменения его образа жизни. При выделении показателей успеха, лучше ориентироваться на то, что характерно для большинства людей, но каждый из участников может взять за основу и свои собственные представления об успехе».

2.Мотивационный этап процедуры можно условно развить на два подэтапа:

1) Ведущий задает вопрос аудитории: «Кто назовет самые важные показатели карьерного успеха?». Кто-то из участников с места пытается назвать такие критерии, а ведущий кратко отражает это на доске (желательно перечнем). По каким-то критериям в группе могут возникать небольшие споры, по которым ведущий может констатировать проблемность вопроса.

2) Далее ведущий может выбрать из названных критериев один, например, «достаток (высокий заработок, комфорт и т.п.)» или «выдающееся карьерное достижение». Ведущий может предложить участникам пояснить, по каким показателям (признакам, доказательствам…) можно проиллюстрировать «достаток» или «выдающееся карьерное достижение». Все это также можно отразить на доске. Например, по «достатку» это могут быть: «счет в зарубежном банке», «роскошная вилла (или другая дорогая недвижимость)» и т.п., а по «выдающемуся карьерному достижению» – «Правительственная награда», «признание коллег», «благодарность людей, пользующихся данным достижением (вылеченных больных, восторженных читателей или зрителей…)».

На данном этапе использования упражнения участники могут лучше осознать, как соотносятся критерии и показатели успеха.

3.Каждому участнику предлагается выписать на листе бумаги (перечнем) типичные критерии и показатели (см. ниже). Можно также заранее выписать эти показатели на доске или воспользоваться мультимедийной доской, но так, чтобы показатели были постоянно перед глазами участников. Мы обычно предлагаем участникам выписать показатели успеха самостоятельно, чтобы эти перечни сохранились у них для последующих размышлений уже за рамками данного упражнения… Если перечень не полный, каждый участник может дописать недостающие показатели успеха, но такие, которые достаточно значимы для большинства. Желательно, выписывать каждый показатель успеха с определенным номером и на каждой строчке (без пропусков строк), чтобы весь перечень оказался на одной странице, перед глазами для удобства последующей работы.

Возможные показатели жизненного и профессионального успеха:

1) телевизор;

2) холодильник;

3) машина;

4) квартира;

5) фирменные джинсы;

6) поездка за границу (даже не важно, какая);

7) свой дом;

8) вилла с бассейном;

9) компьютер; (майки, кепки, жвачка…);

10) мобильный телефон;

11) персональные водители и телохранители;

12) свой бизнес;

13) дети в элитных зарубежных школах и колледжах;

14) работа за границей;

15) дети со своим бизнесом за рубежом;

16) престижная должность в российской фирме с огромной зарплатой;

17) выдающееся достижение в определенной сфере («герой войны», «герой труда», «уважаемый и известный специалист», награды, высокие премии и др.);

18) восхищение и благодарность других людей;

19) зависть со стороны других людей;

20) чувство собственного достоинства, без объективных (вещественных) подтверждений;

21) чувство собственного развития (духовного, интеллектуального);

22) гордость за отличное здоровье и внешность…

23) брак по расчету («выгодная сделка»);

24) брак по любви

25) высшее образование, ученая степень.

 

4.Далее участники рисуют таблицу (см. ниже). Можно и здесь раздать заранее отпечатанные таблицы, но наш опыт показывает, что, если показать на доске, как делается таблица, то участники легко нарисуют ее самостоятельно. Каждый участник может дописать 2-3 социально-профессиональные группы самостоятельно, если эти группы для него интересны.

 

Социально-профессиональные и возрастные группы населения

Эпохи (с примером номеров возможных ценностей для «крестьян»…)

60-80-е годы прошлого столетия 90-е годы прошлого столетия «нулевые» годы нынешнего столетия «светлое будущее» (лет через 20-30)
крестьяне (колхозники, фермеры…) 1.2.3.7.18 6.7.9.19.25 6.13.14.19.25 17.18.20.21.
рабочие        
инженеры        
чиновники        
творческая интеллигенция (художники, артисты, журналисты, ученые…)        
подростки-старшеклассники        
студенты юноши        
студенты-девушки        
типичные жители Кавказа (или другого региона)        
типичные жители Англии (или другой страны)        
типичные жители Москвы (или другого областного города)        
типичные жители районных городов и поселков        

 

5. Участникам предлагается заполнить таблицу. Напротив каждой социально-профессиональной и возрастной группы (по очереди) необходимо выписать номера не более пяти (5-ти) тех показателей успеха, которые наиболее характерны для большинства типичных представителей этой группы. Сделать это необходимо по эпохам, учитывая то, что значимость показателей успеха от эпохи к эпохе может меняться. Номера показателей успеха выписываются в ячейки на пересечении данной социально-профессиональной группы и соответствующей эпохи. Участникам важно сказать, что показатели успеха должны быть реалистичными как для представителей данной социально-профессиональной группы, так и для данной эпохи. Например, если речь идет о 60-80-х годах (в советскую эпоху), то для типичного крестьянина (колхозника) было странно серьезно мечтать о «детях, обучающихся в элитных зарубежных школах и университетах», хотя какие-прошлого столетия конкретные (отдельные) колхозники, возможно, о чем-то подобном и размышляли (см. в таблице - пример возможных ценностей для крестьян)…

В таблице (см. выше) на примере «крестьян» показаны возможные показатели успеха. Понятно, что с выписанными нами показателями можно и поспорить, но упражнение и предназначено для активизации размышлений, что предполагает как несогласие с мнением преподавателя, так и споры между самими участниками. По большому счету, каждый должен сам для себя определить, что же для него лично является показателем карьерного успеха.

6. Далее упражнение можно продолжать по разным сценариям:

1) При ограниченном времени, можно предложить кому-либо из участников выйти перед аудиторией и выписать на доске названия показателей успеха по одной из социально-профессиональных групп по всем эпохам. После можно задать выступающему уточняющие вопросы и организовать небольшую дискуссию. В рамках одного занятия можно предложить выступить двум-трем участникам.

2) Всем участники разбиваются на небольшие группы по 5-7 человек с таким расчетом, чтобы получилось 3-5 команд. После этого в каждой команде выбирается старший из участников упражнения для организации групповой работы. Каждой команде можно дать задание, совместно выделить наиболее важные показатели успеха (по всем эпохам) по какой-либо конкретной образовательно-возрастной группе. Такую группу могут выбрать сами участники, или ведущий определяет это в обязательном порядке. Далее, каждая группа сама определяет своего «докладчика» (или двух докладчиков, чтобы они чувствовали себя увереннее), делают краткое сообщение (не более 3-5 минут), отвечают на уточняющие вопросы, после чего остальные участники могут высказаться и даже немного поспорить с докладчиками (на вопросы и обсуждение по каждому докладу можно отвести 5-7 минут). После этого выступает следующий докладчик и т.д.

3) Также можно предложить заполнить данную таблицу в режиме «домашнего задания», с последующей проверкой и обсуждения наиболее типичных представлений на одном из занятий.

 

Приложение 2.

Материалы для Фонда оценочных средств (ФОСа) по курсу «Профориентология»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.019 с.)