Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определяющие профориентационную ситуацию
1. Факторы исходной ситуации самоопределяющейся личности: Возраст; Пол; Место проживания; Особенности семьи (состав, уровень дохода, статус в обществе); Позиция родных и близких по отношению к будущему данного человека; Наличие друзей и их позиция по отношению к будущему данного человека; Профессиональные намерения; Досуговые увлечения; Успешность в разных видах деятельности; Представление о планируемых выборах и путях достижения цели; Уровень притязаний (декларируемый и реальный); Отсутствие/ или наличие стремления обязательно уехать в более благополучные страны и регионы (сейчас или в перспективе).
2.Мотивационные факторы самоопределения:
Желание/ или принципиальное нежелание обратиться к профконсультанту, даже под давление родных и близких; Готовность обратиться к профконсультанту, но под давлением родителей (прийти самому или быть «приведенным» насильно). Готовность сотрудничать с профконсультантом; Готовность сотрудничать с другими людьми в вопросах профессионального выбора и планирования карьеры; Готовность сделать осознанный и самостоятельный выбор; Стремление слепо следовать советам других людей (родителе, приятелей, учителей и др.); Пассивная позиция клиента, основанная на уверенности, что можно быть иждивенцем (или жить на богатое наследство); Пассивная позиция, основанная на уверенности, что его «выгодно» пристроят влиятельные родители, знакомые и другие люди.
3.Возможные проблемы и противоречия ситуации самоопределения: 3.1. Проблемы и противоречия, связанные с рассогласованием базовых факторов: «хочу», «могу» и «надо» (как ожиданий со стороны значимых людей и общества в целом). Для наглядного представления и выявления основных противоречий можно воспользоваться методикой Схемой анализа основных противоречий самоопределения (см. Пряжников, Румянцева, 2013, С. 170-173).
3.2. Проблемы и противоречия, связанные с рассогласованием основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову): Склонности; Возможности (здоровье, способности, возможности семьи и формальные характеристики ситуации самоопределения); Информированность и выборах и перспективах карьеры; Уровень притязаний; Позиция родных и близких;
Позиция сверстников; Наличие /или отсутствие профессиональных планов (как интегрирующий фактор). Для наглядного представления данных факторов и определения рассогласования между ними моно воспользоваться «Восьмиугольником основных факторов» (см. Приложение 8).
3.3. Проблемы и противоречия, связанные с рассогасованностью основных компонентов Личной профессиональной перспективы (ЛПП): Отсутствие выбора и полная неопределенность жизненной и профессиональной перспективы; Недовольство клиента планируемыми выборами и перспективами; Слишком большое число вариантов профессиональных выборов и карьерных планов; Не реалистичность выборов и карьерных планов; Неуверенность в своих силах; Незнание своих реальных возможностей (применительно к конкретным действиям); Внутренние проблемы (сомнения, разочарования, апатия…); Проблемы, связанные со здоровьем и внешностью; Внешние проблемы (противодействие родных и близких, сложные обстоятельства…), осложняющие выборы и их реализацию. Отсутствие резервных вариантов («подстраховки» на случай неудачи по основному варианту). Недостаточная информированность о выборах и карьерных перспективах; Сомнения в социальной престижности выборов (слишком примитивные, малооплачиваемые и др.). Сомнения в этической приемлемости выборов. Здесь за основу можно взять методику Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) (см. Приложение 8).
3.4. Проблемы и противоречия, связанные с неопределенностью понимания «справедливости»: Внутренний конфликт личности, связанный с разным пониманием идеи справедливости; Внутренний конфликт личности, связанный с ее отказом от ранее сформированными представлениями справедливости в пользу карьерной «выгоды» («сделка с совестью»); Внешний конфликт личности, связанный с осуждением неблаговидных карьерных действий со стороны значимых людей; Страх «расплаты» за неблаговидные карьерные действия личности; Неблаговидные карьерные действия личности «по неведению» (на основе несформированной совести); Неблаговидные карьерные действия личности под прикрытие примитивной общественной морали (кола все воруют, занимаются доносительством и т.п.);
Неблаговидные карьерные действия под прикрытием идеи «мести» за ранее полученные обиды (меня обижали, а теперь я обижаю других…).
3.5.Проблемы и противоречия, связанные с неопределенностью понимания «профпригодности»: Ориентация на формальные требования, мало связанные с реальной работой; Ориентация на реальные требования будущей работы, но не учитываемые при формальном (официальном) профотборе; Ориентация на слишком большое число компетенций, в которых легко запутаться, ели не выделить «ключевые» (центральные, генеральные) компетенции; Ориентация на готовые компетенции еще до начала реальной работы (не основанные на опыте) (игнорирование идеи Е.А.Климова о том, что настоящая профпригодность формируется в само труде); Ориентация на абстрактные компетенции, без учета реальных условий труда (игнорирование идеи Е.А.Климова о том, что профпригодность – это взаимное соответствие человека и его работы); Ориентация на усредненный «профиль специалиста»: отказ от идеи развивать индивидуальный стиль труда (как показатель высокого профессионализма и настоящей профпригодности).
3.6. Проблемы и противоречия, связанные с идеей «выгодного вложения»: Ориентация на счастливый случай, на основании которого можно будет организовать выгодное дело и потом ничего не делать, а только «стричь купоны»; Ориентация на выбор «денежной профессии» (места работы), когда за небольшие усилия можно получать огромные деньги…
3.7. Проблемы и перспективы, связанные с идеей иждивенчества: Ориентация на «выгодный брак»; Ориентация на получения богатого наследства (вложение в любовь со стороны богатого родственника в надежде на получение значительной доли наследства…); Надежда, что родители обеспечат безбедное существование, и позволят вообще не работать (как вариант для прикрытия своего тунеядства, можно сымитировать занятие каким-либо «творчеством» в свободном режиме…); Надежда, что родители (или влиятельные родственники, знакомые) «выгодно» пристроят на работу, где за минимальные усилия можно будет получать огромные деньги…
3.8. Проблемы и перспективы, связанные с идеей «конкурентоспособности»: Ориентация не на дело, а на склоки и борьбу с конкурентами; Ориентация не на развитие деловых качеств, а на развитие качеств, позволяющих имитировать работу (или качеств, позволяющих быть эффективным интриганом и склочником); Ориентация не на эффективную работу, а на налаживание «выгодных» связей с начальством и лидерами коллектива; Ориентация не на эффективную работу, а на выполнение бестолковых формальных требований работы (отчеты, заигрывание с проверяющими и т.п.); Ориентация на компетенции, связанные не с эффективной работой, а с навыками самопрезентации (при приеме на работу, на корпоративах в присутствии начальства и т.п.).
3.9. Проблемы и противоречия, связанные с идеей подмены выбора профессии – выбором «удачного» места жительства (страны, региона), организации и коллектива: Отказ от своей культуры в пользу другой, более благополучной страны (на фоне отказа от любимой профессии, или, наоборот, с возможностью получения любимой профессии);
Отказ от своей «малой Родины» в пользу более благополучного региона (на фоне отказа от любимой профессии, или, наоборот, с возможностью получения любимой профессии); Отказ от любимой работы и родного коллектива в пользу более высокого заработка в очень склочном другом коллективе (или в другой организации)…
3.10. Упрощенное выделение основных противоречий (поскольку проблем и противоречий реально бывает слишком много, то можно ограничиться наиболее часто встречающимися): 1) выбор между стремлением к комфорту и стремление к самостоятельности; 2) выбор между стремлением к комфорту и стремлением к творческой самореализации; 3) выбор между альтруистической и эгоистической ориентациями; 4) выбор между бесконечной подготовкой к главному делу жизни и самой работой, требующей самоотдачи уже сейчас; 5) выбор между ориентацией на высокие достижения в труде, с одной стороны, и бесконечным стремлением к самосовершенствованию в освоении все новых и новых технологий (компетенций), с соответствующими сертификатами и дипломами, с другой стороны (см. подробнее – Пряжников,Румянцева, 2013, С.92-97).
4. Альтернативные варианты разрешения проблем и соответствующего противоречия (типичные действия и позиции личности по решению разнообразных противоречий): Ничего не делать (все со временем решится «само собой»); Обратиться за советом к более опытному и компетентному человеку (уточнить, к какому…); Обратиться за реальной помощью, в надежде на бескорыстность помогающего; Обратиться за реальной помощью и поддержкой, предполагающие адекватное вознаграждение со стороны самоопределяющейся личности; Обратиться за реальной помощью, предполагающую унижение (или неблаговидные дела) самоопределяющейся личности. Работа над собой с целью повысить свою компетентность и ресурсы для решения проблемы самоопределения (укрепление здоровья, повышение квалификации, освоение новых технологий без отрыва от учебы или от производства…); Действия наугад (в надежде, что «повезет»); Напористые действия (по схеме «взять нахрапом»); Организация благоприятных внешних условий для успешного карьерного действия (создание надежной команды, поиск единомышленников, поиск спонсора или покровителя, решение вопросов с проживанием, оптимизация отношениями с родными и близкими людьми…). Организация внутренних условий для успешного карьерного действия (информационная подготовка, создание внешних и внутренних условий для «карьерного куража», работа над внешностью и деловым поведением, тайм-менеджмент…).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.016 с.) |