Определяющие профориентационную ситуацию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определяющие профориентационную ситуацию



 

1. Факторы исходной ситуации самоопределяющейся личности:

Возраст;

Пол;

Место проживания;

Особенности семьи (состав, уровень дохода, статус в обществе);

Позиция родных и близких по отношению к будущему данного человека;

Наличие друзей и их позиция по отношению к будущему данного человека;

Профессиональные намерения;

Досуговые увлечения;

Успешность в разных видах деятельности;

Представление о планируемых выборах и путях достижения цели;

Уровень притязаний (декларируемый и реальный);

Отсутствие/ или наличие стремления обязательно уехать в более благополучные страны и регионы (сейчас или в перспективе).

 

2.Мотивационные факторы самоопределения:

 

Желание/ или принципиальное нежелание обратиться к профконсультанту, даже под давление родных и близких;

Готовность обратиться к профконсультанту, но под давлением родителей (прийти самому или быть «приведенным» насильно).

Готовность сотрудничать с профконсультантом;

Готовность сотрудничать с другими людьми в вопросах профессионального выбора и планирования карьеры;

Готовность сделать осознанный и самостоятельный выбор;

Стремление слепо следовать советам других людей (родителе, приятелей, учителей и др.);

Пассивная позиция клиента, основанная на уверенности, что можно быть иждивенцем (или жить на богатое наследство);

Пассивная позиция, основанная на уверенности, что его «выгодно» пристроят влиятельные родители, знакомые и другие люди.

 

3.Возможные проблемы и противоречия ситуации самоопределения:

3.1. Проблемы и противоречия, связанные с рассогласованием базовых факторов: «хочу», «могу» и «надо» (как ожиданий со стороны значимых людей и общества в целом).

Для наглядного представления и выявления основных противоречий можно воспользоваться методикой Схемой анализа основных противоречий самоопределения (см. Пряжников, Румянцева, 2013, С. 170-173).

 

3.2. Проблемы и противоречия, связанные с рассогласованием основных факторов выбора профессии (по Е.А.Климову):

Склонности;

Возможности (здоровье, способности, возможности семьи и формальные характеристики ситуации самоопределения);

Информированность и выборах и перспективах карьеры;

Уровень притязаний;

Позиция родных и близких;

Позиция сверстников;

Наличие /или отсутствие профессиональных планов (как интегрирующий фактор).

Для наглядного представления данных факторов и определения рассогласования между ними моно воспользоваться «Восьмиугольником основных факторов» (см. Приложение 8).

 

3.3. Проблемы и противоречия, связанные с рассогасованностью основных компонентов Личной профессиональной перспективы (ЛПП):

Отсутствие выбора и полная неопределенность жизненной и профессиональной перспективы;

Недовольство клиента планируемыми выборами и перспективами;

Слишком большое число вариантов профессиональных выборов и карьерных планов;

Не реалистичность выборов и карьерных планов;

Неуверенность в своих силах;

Незнание своих реальных возможностей (применительно к конкретным действиям);

Внутренние проблемы (сомнения, разочарования, апатия…);

Проблемы, связанные со здоровьем и внешностью;

Внешние проблемы (противодействие родных и близких, сложные обстоятельства…), осложняющие выборы и их реализацию.

Отсутствие резервных вариантов («подстраховки» на случай неудачи по основному варианту).

Недостаточная информированность о выборах и карьерных перспективах;

Сомнения в социальной престижности выборов (слишком примитивные, малооплачиваемые и др.).

Сомнения в этической приемлемости выборов.

Здесь за основу можно взять методику Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) (см. Приложение 8).

 

3.4. Проблемы и противоречия, связанные с неопределенностью понимания «справедливости»:

Внутренний конфликт личности, связанный с разным пониманием идеи справедливости;

Внутренний конфликт личности, связанный с ее отказом от ранее сформированными представлениями справедливости в пользу карьерной «выгоды» («сделка с совестью»);

Внешний конфликт личности, связанный с осуждением неблаговидных карьерных действий со стороны значимых людей;

Страх «расплаты» за неблаговидные карьерные действия личности;

Неблаговидные карьерные действия личности «по неведению» (на основе несформированной совести);

Неблаговидные карьерные действия личности под прикрытие примитивной общественной морали (кола все воруют, занимаются доносительством и т.п.);

Неблаговидные карьерные действия под прикрытием идеи «мести» за ранее полученные обиды (меня обижали, а теперь я обижаю других…).

 

3.5.Проблемы и противоречия, связанные с неопределенностью понимания «профпригодности»:

Ориентация на формальные требования, мало связанные с реальной работой;

Ориентация на реальные требования будущей работы, но не учитываемые при формальном (официальном) профотборе;

Ориентация на слишком большое число компетенций, в которых легко запутаться, ели не выделить «ключевые» (центральные, генеральные) компетенции;

Ориентация на готовые компетенции еще до начала реальной работы (не основанные на опыте) (игнорирование идеи Е.А.Климова о том, что настоящая профпригодность формируется в само труде);

Ориентация на абстрактные компетенции, без учета реальных условий труда (игнорирование идеи Е.А.Климова о том, что профпригодность – это взаимное соответствие человека и его работы);

Ориентация на усредненный «профиль специалиста»: отказ от идеи развивать индивидуальный стиль труда (как показатель высокого профессионализма и настоящей профпригодности).

 

3.6. Проблемы и противоречия, связанные с идеей «выгодного вложения»:

Ориентация на счастливый случай, на основании которого можно будет организовать выгодное дело и потом ничего не делать, а только «стричь купоны»;

Ориентация на выбор «денежной профессии» (места работы), когда за небольшие усилия можно получать огромные деньги…

 

3.7. Проблемы и перспективы, связанные с идеей иждивенчества:

Ориентация на «выгодный брак»;

Ориентация на получения богатого наследства (вложение в любовь со стороны богатого родственника в надежде на получение значительной доли наследства…);

Надежда, что родители обеспечат безбедное существование, и позволят вообще не работать (как вариант для прикрытия своего тунеядства, можно сымитировать занятие каким-либо «творчеством» в свободном режиме…);

Надежда, что родители (или влиятельные родственники, знакомые) «выгодно» пристроят на работу, где за минимальные усилия можно будет получать огромные деньги…

 

3.8. Проблемы и перспективы, связанные с идеей «конкурентоспособности»:

Ориентация не на дело, а на склоки и борьбу с конкурентами;

Ориентация не на развитие деловых качеств, а на развитие качеств, позволяющих имитировать работу (или качеств, позволяющих быть эффективным интриганом и склочником);

Ориентация не на эффективную работу, а на налаживание «выгодных» связей с начальством и лидерами коллектива;

Ориентация не на эффективную работу, а на выполнение бестолковых формальных требований работы (отчеты, заигрывание с проверяющими и т.п.);

Ориентация на компетенции, связанные не с эффективной работой, а с навыками самопрезентации (при приеме на работу, на корпоративах в присутствии начальства и т.п.).

 

3.9. Проблемы и противоречия, связанные с идеей подмены выбора профессии – выбором «удачного» места жительства (страны, региона), организации и коллектива:

 Отказ от своей культуры в пользу другой, более благополучной страны (на фоне отказа от любимой профессии, или, наоборот, с возможностью получения любимой профессии);

Отказ от своей «малой Родины» в пользу более благополучного региона (на фоне отказа от любимой профессии, или, наоборот, с возможностью получения любимой профессии);

Отказ от любимой работы и родного коллектива в пользу более высокого заработка в очень склочном другом коллективе (или в другой организации)…

 

3.10. Упрощенное выделение основных противоречий (поскольку проблем и противоречий реально бывает слишком много, то можно ограничиться наиболее часто встречающимися):

1) выбор между стремлением к комфорту и стремление к самостоятельности;

2) выбор между стремлением к комфорту и стремлением к творческой самореализации;

3) выбор между альтруистической и эгоистической ориентациями;

4) выбор между бесконечной подготовкой к главному делу жизни и самой работой, требующей самоотдачи уже сейчас;

5) выбор между ориентацией на высокие достижения в труде, с одной стороны, и бесконечным стремлением к самосовершенствованию в освоении все новых и новых технологий (компетенций), с соответствующими сертификатами и дипломами, с другой стороны (см. подробнее – Пряжников,Румянцева, 2013, С.92-97).

 

 4. Альтернативные варианты разрешения проблем и соответствующего противоречия (типичные действия и позиции личности по решению разнообразных противоречий):

Ничего не делать (все со временем решится «само собой»);

Обратиться за советом к более опытному и компетентному человеку (уточнить, к какому…);

Обратиться за реальной помощью, в надежде на бескорыстность помогающего;

Обратиться за реальной помощью и поддержкой, предполагающие адекватное вознаграждение со стороны самоопределяющейся личности;

Обратиться за реальной помощью, предполагающую унижение (или неблаговидные дела) самоопределяющейся личности.

Работа над собой с целью повысить свою компетентность и ресурсы для решения проблемы самоопределения (укрепление здоровья, повышение квалификации, освоение новых технологий без отрыва от учебы или от производства…);

Действия наугад (в надежде, что «повезет»);

Напористые действия (по схеме «взять нахрапом»);

Организация благоприятных внешних условий для успешного карьерного действия (создание надежной команды, поиск единомышленников, поиск спонсора или покровителя, решение вопросов с проживанием, оптимизация отношениями с родными и близкими людьми…).

Организация внутренних условий для успешного карьерного действия (информационная подготовка, создание внешних и внутренних условий для «карьерного куража», работа над внешностью и деловым поведением, тайм-менеджмент…).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.016 с.)