Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По проектированию проблемных ситуаций
В основе проектирования и организации дискуссий со студентами – выделение основных компонентов ситуаций самоопределения: 1) формальные характеристики ситуации клиента; 2) мотивации что-то позитивно изменить в своей жизни и карьере; 3) проблемы и основные противоречия самоопределения; 4) альтернативных вариантов разрешения противоречия; 5) выбора (принятия решения); 6) реализации решения; 7) возможной коррекции выбора; 8) подведение итогов самоопределения (на разных жизненных этапах). В идеале, следовало бы сделать все это, применительно к каждой образовательно-возрастной группе, учитывая специфику самоопределения в этих группах. Но в силу ограниченности места, мы в данном приложении делать этого не будем. Ниже более подробно представлены основные компоненты ситуации профессионального и личностного самоопределения, лежащие в основе проектирования проблемных ситуаций: 1.Формальные характеристики ситуации клиента важны для лучшего понимания его ситуации самоопределения. В основе здесь идея о том, что стартовые возможности у людей, к сожалению, сильно различаются, т.е. чьи-то стартовые возможности позволяют человеку довольно безболезненно ставить сложные карьерные цели и достигать их, тогда, как для других людей сложно бывает достичь даже банальные цели… Неблагоприятные стартовые возможности могут рассматриваться как «проблемы» карьерного старта. Правда, иногда бывает и так, что стартовые сложности закаляют личность, что позволяет позже достигать самые высокие и сложные цели (о «звездном часе» маленького человека – см. в Главе 4, теме 39). 2. Мотивация что-то позитивно поменять в своей жизни может исходить от самого клиента и тогда сам факт его обращения к профконсультанту уже свидетельствует о какой-то мотивации. Но это может быть и обращение к профконсультанту по принуждению (например, родители привели подростка на консультацию, или в школе проводится «поголовная» профориентация, или в организации в обязательном порядке персонал проходит психологическое обследование (или тестовый профотбор при зачислении на работу). Пассивная ли иждивенческая позиция клиента может сама по себе рассматриваться как мотивационная проблема. Для реального взаимодействия консультанта и клиента желательно организовать работу на основе взаимного доверия и понимания важности, что само по себе, может стать проблемой на первых порах. Но в случае достижения такого взаимодействия, можно переходить и к рассмотрению содержательных проблем самоопределения. …
3.Проблема рассматривается как любая содержательная сложность, препятствующая полноценному самоопределению. При этом сама полноценность самоопределения связывается с успехом, основанном на самостоятельном и осознанном действии самоопределяющейся личности, не противоречащем этическим ограничениям и совести личности. При этом проблема конкретизируется в противоречии, а противоречия связывается с любым рассогласованием основных факторов самоопределения, которые в совокупности, должны обеспечить самостоятельный и осмысленный выбор (или карьерное планирование). Здесь можно опираться на различные модели самоопределения: «Три кита» профориентации, «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии», Модель личной профессиональной перспективы (ЛПП), Модель справедливости, Модель профпригодности, Модель конкурентоспособности, Модель «выгодного вложения», Модель иждивенчества и др. (см. Главу 3, тему 32 настоящего пособия). Также можно опираться на динамические модели, отражающие развитие субъекта самоопределения. Эти модели обычно связаны с возрастными периодизациями и периодизациями становления профессионала, а также – с соответствующими кризисами развития (см. Главу 3, тему 32 настоящего пособия). 4.Альтернативный вариант разрешения проблем и соответствующего противоречия - это любые (реалистичные или фантазийные) средства, которые, по мнению клиента или профконсультанта, могут разрешить противоречие. 5.Выбор – это совокупность усилий самого клиента и помогающих ему людей в выборе наиболее приемлемой альтернативы. Можно воспользоваться разными методиками такого выбора. Например, методами профессиональной диагностики, схемами альтернативного выбора (см. Приложение 8) и др. 6.Реализация выбора (решения) предполагает определенные действия по достижению намеченных профессиональных и жизненных целей. Здесь сложности возникают часто в связи с тем, что клиента не научили, не подсказали, как грамотно действовать в реальных жизненных ситуациях, связанных с карьерными достижениями.
7.Коррекция выбора предполагает, что в ходе практической реализации решения клиент (как субъект самоопределения) обнаружит много новой информации, на основании которой ранее принятое решение может уточняться и даже меняться, но уже на основе ранее приобретенных с помощью профконсультанта, навыков уточнения проблемы, основного противоречия, выделения и выбора альтернатив… 8.Подведение итогов самоопределения может по времени произойти довольно быстро, а может быть отсрочено на годы… В любом случае, если клиент посчитает, что предшествующие выборы оказались не успешными, или у клиента изменилось само представление об успехе, то это порождает новые проблемы и требует поиска новых средств решения этих проблем. Мы считаем, что при моделировании проблемных ситуаций со школьниками, студентами или сотрудниками организаций следовало бы рассмотреть и возможность переосмысления и разочарования в прежних представлениях об успешной карьере. Здесь важен сам факт рассмотрения такой возможности и подсказки на будущее, предотвращающие у клиента риск отчаяния и разочарования во всей своей жизни…
На основании всего этого можно сказать, что проблемные ситуации самоопределения могут проектироваться, применительно ко всем этим компонентам, и на этапе формирования мотивации, и на этапе уточнения проблемы и основного противоречия и т.д.
Факторы,
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.006 с.) |