Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Циферблат» творческого процесса профориентолога-проектировщика

Поиск

 

Известный психофизиолог Г.Селье в несколько шутливой форме так выделял основные этапы и общиймеханизм творческого процесса ученого (по аналогии с физиологическим процессом чуда-рождения): 1 - любовь (или хотя бы желание что-то сделать в науке); 2 - оплодотворение (фактами, явлениями, впечатлениями); 3 - созревание (“вынашивание” идеи); 4 - родовые схватки (“знаю, но сказать пока не могу”...); 5 - рождение (в науке - это скорее радость, чем боль); 6 - обследование (осмысление “рожденного”). При этом Г.Селье признавался, что больше всего пятого этапа («рождения идеи»), когда хочется рассказать об этом всему миру, но вокруг «не находится никого, кто мог бы оценить значение моей находки» (см. Селье Г., 1987, с. 75-81). Таким образом, подлинное творчество нередко связано с внутренней готовностью к одиночеству и первоначальному непониманию.

Отталкиваясь от приведенных выше рассуждений (и несколько видоизменив их) можно предложить образную модель творческого процесса при разработке активизирующих профконсультационных методик. Условно эту модель можно назвать “Циферблатом творческого процесса” (основные действия психолога-проектировщика), где выделяются следующие основные этапы действий:

1) Желание работать хорошо (и сделать что-то существенное) в данном направлении практической психологии;

2) Накопление эмпирического и теоретического опыта по данной проблеме (или просто в ходе своей практической работы);

3) Осознание проблемы (как несоответствие между имеющимися частями опыта, или несоответствие между своими профессиональными целями и средствами);

4) Возникновение идеи (образа, первого варианта новой методики, позволяющей решать выявленное противоречие);

5) Начало практической проверки методики (идеи), часто предполагающее преодоление первых (неизбежных) неудач и превращение пока еще неуклюжей идеи в более-менее работающее средство; на данном этапе желательно не очень-то «афишировать» свой рискованный поиск, чтобы не стать преждевременно объектом насмешек и «всеуничтожающей» критике, т.е. самому стремиться к некоторому «одиночеству» (почти по Г.Селье – см. выше);

6) Доведение методики до совершенства (в практической деятельности, а также в обсуждении с коллегами-психологами, но уже тогда, когда в целом методика признана полезной и перспективной…);

7) Неизбежное накопление отрицательного опыта (корректный, опытный специалист, как правило, обнаруживает недостатки даже в самых «удачных» методах работы, т.к. «идеальных» методов не бывает);

8) Либо отказ от методики, либо желание усовершенствовать ее и переход к последующему накоплению опыта и т.д. (повторение цикла проектировочных действий).

Все это можно представить в виде образной модели (см. Рис. 8.1).

 

                                                 Либо отказ от дальнейшей работы

           

 Либо дальнейшее совершенствование идеи

      8     1      
                   
    7         2    
                   
  6         3    
                   
      5     4      
                   
                   

 

Рисунок 8.1. «Циферблат» творческого процесса: большая стрелка показывает этап, на котором находится психолог-проектировщик (в соответствии с выделенными этапами процесса разработки активизирующей профконсультационной методики – см. в тексте); маленькая стрелка показывает, какая по счету попытка при разработки методики.

 

Если понимать методику как совокупность внешних и внутренних средств профессиональной деятельности (см. подробнее – Раздел 5, Главу 40), то важно при проектировании методики позаботиться и своей внутренней готовности использовать собственную методику. Также важно учесть, чтобы новая методика позволяла не только использовать свой уже сложившийся индивидуальный стиль трудовой деятельности (см. подробнее Раздел 5, Главу 40), но и развивать его.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.008 с.)