Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Настольные профориентационные игрыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Настольные карточные игровые методики (Пряжников, 2012, С.154-192), по сравнению с описанными выше карточными системами, позволяют моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах. Это позволяет использовать данные методики как “домашнее” средство для самостоятельного использования детьми и их родителями, а также для многократного проигрывания этих процедур. В профориентационной игре “Или-Или” участники передвигают свои фишки по игровому полю, совершая выписанные на каждой клеточке ходы, связанные с выбором или отказом от тех или иных составляющих профессионального, жизненного и личностного развития. По сделанным (в виде отобранных карточек) выборам в конце игры определяется, какой профессиональный и жизненный стереотип удалось реализовать каждому участнику. В эколого-экономической игре “Бизнес-Мусор” моделируются нравственные аспекты предпринимательской деятельности. Участники покупают территории, строят на них свои предприятия, но, в отличие от близкой по духу знаменитой игры “Монополия”, эти предприятия дают игрокам не только прибыль, но и загрязняют все имеющиеся территории (всё покрывается специальными карточками с “черепами”, олицетворяющими “экологическую смерть”). Если не финансировать природоохранные мероприятия, то игра быстро заканчивается экологической катастрофой. Постоянная нехватка у участников “лишних” денег провоцирует не только игровые эмоциональные переживания, но и необходимость как-то кооперироваться против общей опасности. Дополнительную интригу в процедуру привносят специальные игровые роли Банкира, Мафии, Браконьера, Президента, Милиции-полиции, Чуда, Беды, а также особые карточки со случайными экономическими и экологическими “событиями”. Поскольку и эти методики оказалось довольно сложно изготовить типографским способом[6], то были разработаны более упрощенные игры: игра-шутка “Тудема-сюдема”, где участники также составляют из карточек образы своего счастья (само шутливое название игры определяется характером игровой процедуры: карточки постоянно так и ходят туда-сюда...), а также, построенная по гомеостатическому принципу и рассчитанная на более ранний возраст (учащихся 4-6 классов), шутливая игра “Такой-сякой”, где участники совместными усилиями выстраивают на игровом поле образы друг-друга, что позволяет закладывать основы самопознания и будущего самоопределения. Поскольку и эти игры сложно издавать, а самостоятельно рисовать их готовы далеко не все психологи, была сделана отчаянная попытка придумать еще более упрощенный вариант игры с использованием обычных игральных карт (двух полных колод). В появившейся таким образом игре “Психо-бизнес” (Пряжников, 1992) моделируются некоторые нравственные моменты. Если в обычных карточных играх цели участников можно назвать “коммерческими” (набрать побольше очков), то в данной игре подведение итогов построено таким образом, что все нехорошие действия, сделанные против остальных игроков (изъятие у них очков, “перехват” возможной прибыли и др.) специально наказываются и, поэтому, часто более выгодной игровой стратегией оказывается если не бескорыстная совсем, то хотя бы уважительная к другим позиция. Даже опытные картежники понимали это нехитрое правило лишь после нескольких проигрываний. Опыт использования данной игры в школе показал. что она легко усваивается учащимися, но со стороны администрации стали возникать претензии. Нам было даже предложено “перерисовать” эту же игру и “использовать ее, как и другие карточные методики”. По-своему, администрация, видимо, права, поскольку дети действительно могут начать хвалиться своим родителям, что психолог с ними “в картишки режется”... Лучше все-таки издавать специальные профконсультационные карточки, к которым ни у кого претензий не возникает, но для этого должны наступить и лучшие для педагогики и психологии времена. Диагностические возможности настольных игр примерно такие же, как в карточных игровых профконсультационных методиках. В дополнение к этому можно выделить и такие особенности, как возможность оценивать позиции родителей учащихся, если они включены в игровые процедуры на равных условиях. Заметим, что изначально многие настольные игровые методики разрабатывались как «домашнее» средство. Но если методику проводит психолог-консультант, то у него появляется возможность наблюдать действия участников, включая и родителей подростков. В этом плане интересно оценить степень взаимопонимания детей и их родителей, уровень откровенности и напряженности между ними (если эти показатели вызывают у психолога сомнения, то под благовидным предлогом методику можно быстро завершить и проводить работу раздельно с ними). Можно также постоянно сравнивать оценки и рассуждения родителей и их детей (например, в игре «Или-Или»). В некоторых случаях можно также посмотреть, насколько родители готовы корректировать свои представления после того, как они познакомятся с мнениями своих детей. Естественно, все это нужно проводить достаточно корректно, чтобы не травмировать участников. Для диагностических и исследовательских целей все данные наблюдения необходимо фиксировать, а для этого, необходимо выделить уровни проявления наблюдаемых параметров и конкретные показатели их проявления (можно воспользоваться и показателями, разработанными для других методов). А затем все это фиксировать и обрабатывать (например, с помощью контент-анализа).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.007 с.) |