Глава 68. Специфика профориентологического исследования (по сравнению с практическими методами) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 68. Специфика профориентологического исследования (по сравнению с практическими методами)



68.1.Особенности организации и проведения профориентологического исследования (основные схемы и примерные гипотезы исследования)

 

Во многом профориентологическое исследование основано на общие традиции экспериментальной психологии и педагогики (см. Алмаев, 2012; Гусев и др., 2005; Дружинин, 1994; Загвязинский, Атаханов, 2005; Кричевец и др.2012;, и др.). И все же можно выделить специфику собственно профориентологического исследования, которая проявляется в следующем:

 1.Ориентация на сущностные проблемы самоопределения, выбора и планирования карьеры. За основу могут быть взяты модели. Отражающие эти проблемы, например, «три кита» выбора профессии (противоречия между основными составляющими выбора), «восьмиугольник» основных факторов самоопределения, схема построения Личной профессиональной перспективы (ЛПП) (см. Главу 1 и Приложение 8), а также – различные содержательные и процессуальные модели самоопределения (см. Главу 3 и др.).

2.Сложность объекта и предмета исследования – самоопределяющуюся личность, которая интегрирует в себе самые различные представления о психике и ее активности, а также – те пространства, в которых человек самоопределяется (мир профессий, социум…). Все это часто не позволяет ограничиваться в исследовании лишь традиционным анализом факторов самоопределения и корреляциями между ними, т.к. и сам субъект самоопределения и общий контекст планирования жизни целостен и предполагает не столько измерение отдельных компонентов самоопределения, сколько их «понимание», а иногда и «прочувствование» на основе богатого опыта, профессиональной интуиции и реального взаимодействия с клиентом (или испытуемым). Также это предполагает широкий кругозор самого профориентолога-исследователя, т.е. понимание того, что происходит за традиционными рамками психологии и обыденных представлений…

3.Особенности взаимоотношений с испытуемым (обследуемым), который рассматривается не только как некий «объект», но и как «соучастник» самой процедуры исследования. Понятно, что не с каждым испытуемым удается устанавливать именно такие отношения, но это может рассматриваться как некий образец настоящего профориентологического исследования.

4.Профорниетологическое исследование во многом носит методологический характер, т.к. предполагает и исследование деятельности самого профконсультанта. В итоге, предметом исследования становится вся система взаимоотношений с самоопределяющейся личностью, в которую включены и профконсультанты, и профориентологи, и родители клиента (школьника), и педагоги, и администраторы…

Хотим также напомнить, что в научном исследовании, в отличие от обследования (как практической задаче) главное – получение новых данных, т.е. обогащение науки. При этом, интересы испытуемого всегда должны рассматриваться важнее, чем даже интересы науки, т.е. само исследование и полученные результаты никак не должны ущемлять прав и достоинства испытуемого. Более подробно о специфике и организации профориентологического исследования и профориентологического эксперимента написано в другой нашей работе (см. Пряжникова, Пряжников, 2010, С.323-366).

 

68.2. Анализ успешности самоопределения конкретной личности

 

О критериях оценки эффективности профориентационной работы уже говорилось в Разделе 1, Главе 10 настоящего пособия. В данном разделе мы уточним, по каким позициям можно более подробно изучать готовность школьника к самоопределению:

1. Опросник по схеме построения Личной профессиональной перспективы – ЛПП (см. Приложение 1) позволяет оценить целостно готовность человека к планированию карьеры, а также –проанализировать качество конкретных компонентов ЛПП.

2. Соотношение и взаимосвязь (непротиворечивость) планов и перспектив.

 3. Анализ уровня самостоятельности личности в профессиональных выборах и планировании перспектив.

4. Анализ уровня самостоятельности личности при реализации выборов и карьерных планов.

5. Анализ представлений личности о себе (о своей мотивации, способностях, состоянии здоровья и др.).

6. Анализ возможностей семьи и реальной помощи родителей.

7. Исследование потенциальной и реальной помощи со стороны товарищей.

8. Анализ потенциальной и реальной помощи со стороны школы и профконсультантов.

9. Анализ уровня информированности самоопределяющейся личности (макро- и микро-информированности).

10. Анализ уровня уверенности в себе и оптимистичности самоопределяющейся личности.

11. Анализ общей ориентировки личности на рынке труда и готовность рассуждать о перспективах его развития.

12. Анализ ориентации личности на принцип справедливости.

13. Анализ представлений личности о карьерном успехе и др.

В исследованиях можно изучать влияние на выделенные выше параметры и их проявления конкретных методов и программ работы, а также – целых систем профориентации, основанных на взаимодействии разных социальных институтов. Правда, в так называемых «квалификационных» («школярских») исследованиях больший акцент делают на взаимодействии (корреляции) конкретных факторов профессионального самоопределения. Например, изучают, каким образом детско-родительские отношения влияют на качество ЛПП (или на какие-то более конкретные компоненты профессиональных планов: на информированность о выбираемых профессиях, на стремление заниматься на подготовительных курсах, на активность по подготовке к ЕГЭ и др.).

 

68.3.Оценка развития самого специалиста-профориентолога (профконсультанта)

Анализ деятельности профоконсультанта может проводиться по следующим параметрам: 1) наличие продуманного плана профориентационной работы; 2) готовность к адекватной самооценке эфффективности своего труда по конкретным критериям и показателям (умение выделять значимые критерии эффективности); 3) профессиональный кругозор, использование разных форм и методов работы; 4) готовность обсуждать сложные проблемы самоопределения с выходом на оценку и прогнозирование рынка труда, с рассмотрением этических вопросов самоопределения и др.; 4) систематическое повышение квалификации и самообразование (освоение новых методов работы, знакомство с новыми идеями в области педагогики и психологии); 5) ориентация на инновационную деятельность (собственные наработки, попытка обобщать свой опыт в тезисах и статьях); 6) готовность делиться своим опытом с педагогами и другими консультантами (быть наставником) и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.009 с.)