I I. Проверка домашнего задании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I I. Проверка домашнего задании.



Проверка упражнения по заданию, данному в учебнике, позволит учителю плавно перейти к основному этапу урока.

 

I II. Повторение изученного материала.

Беседа.

— Вы ответили, что все части речи делятся на служебные и самостоятельные, ав чем их отличие? Чем различаются служебные части речи друг от друга?

 

Работа со схемой.

— Посмотрите на схему, выполненную на доске. Заполните ее примерами слов устно.

— Теперь перечертите схему в тетрадь или просто запишите по группам части речи, а вместо примеров, а вместо примеров, напротив каждой части речи, перечислите те грамматические категории, которыми она обладает.

 

 

— Проверка проводится по «цепочке».

Одну из работ учителю лучше взять на проверку, чтобы по ней легче было сориентироваться, все ли категории перечислил отвечающий.

— К какой части речи вы отнесете слова: стекло, мой, печь? Почему?

Если смысл задания понятен не всем учащимся, учитель должен пояснить слова контекстом. Вещество стекло по трубке. Разбили стекло. Это мой бинокль. Мой посуду быстрее. Лодка дала течь. Вода стала течь сильнее.

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 25 на с. 15.

(Задания 1, 2 до упражнения и задание 1 после упражнения рекомендуем выполнить устно с подробным комментированием. Задание 2 после упражнения — письменно.)

— Какие частицы, выписанные вами, всегда вызывают затруднение в написании? (Не и ни.)

— Дома вы должны были вспомнить правила правописания не с разными частями речи. Кто сейчас готов ответить?

 

Работа в парах.

— Выполните упражнение 27 по вариантам: I вариант — 1-я часть + 2 слова из 2-й части; II вариант — 2-я часть + 3-я часть.

— После выполнения задания обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

В это время один из учащихся выполняет на доске упражнение 26.

 

— Какими правилами вы пользовались при выполнении задания? Проверьте, верно ли выполнил ваш товарищ на доске упражнение 26. Скажите, какое правило он должен был вспомнить, чтобы не сделать ошибок.

 

Творческая работа.

— Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке». Составьте к ней 5—6 предложений, используя как можно больше различных частей речи.

— Кто использовал все части речи? Зачитайте свои предложения.

Далее, если позволяет время, учащиеся читают работы, в которых использовано меньшее число частей речи.

 

I V. Итог урока.

— Итак, какие же выводы для себя вы сделали из сегодняшнего урока?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 30 на с. 16. Подготовить сообщение: I вариант — о различении частиц не и ни; II вариант — о различении причастий и отглагольных прилагательных и правописании суффиксов в причастиях и прилагательных.

 

 

Урок 5

МОРФОЛОГИЯ

 

Цели: закрепить навыки различения частей речи, их право и выбора частиц не и ни, отличия сочетаний предлогов с существительными и местоимениями, местоимений и частиц от служебных частей речи и наречий, правописания суффиксов прилагательных и причастий.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки с заданиями.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите повторение темы «Морфология».

Далее учитель сообщает цель урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Посмотрите на доску. Как в этих случаях отличить служебные части речи от сочетания служебных с самостоятельными? Как от этого изменится их правописание?

Д. Спрятаться за (то) дерево.

Холодно, за (то) тихо.

Все было так (же), как и прежде.

В продажу поступили так (же) бананы.

(В) следствие(и) дождей пропал урожай.

(В) следствие(и) обнаружены недочеты.

 

III. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником.

— Прежде чем приступить к выполнению тренировочных упражнений, послушайте сообщение о различении частиц не и ни, которое поможет вам выполнить задание на эту орфограмму безошибочно.

— Откройте учебник «Практика» на с. 16 и выполните упражнения по вариантам; I вариант упражнение 28; II вариант — упражнение 29. Двое учащихся выполняют эти упражнения на доске.

— Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте одновременно своих одноклассников, работавших на доске, и тетради соседа.

— Как вы оцените выполненные работы?

— Чтобы перейти к следующему этапу работы, необходимо вспомнить, как различить причастие и прилагательное, какие правила правописания определяют количество «н» в их суффиксах. Об этом вы готовили дома сообщения. Послушайте их.

 

Выборочный диктант.

— Запишите в тетрадях заголовки двух столбиков: «Прилагательное» и «Причастие».

— Выпишите из диктуемых мной предложений только прилагательные и причастия, сразу обозначая суффикс, если он есть.

1) Звучный голос нашего батальонного командира разбудил меня. (Гаршин.)

2) Из-за поворота железной дороги выскочил окутанный черным дымом курьерский поезд. (Куприн.)

3) Возле одного из крайних дворов сидели на сваленных дубах казаки. (Шолохов.)

4) Он достал из кармана пальто серебряный с чернью портсигар и вынул оттуда карточку. (Тургенев.)

5) Лодка тотчас была спущена на воду. (А. Толстой.)

6) Картина выставлена, куплена и увезена. (Гаршин.)

7) Соленые огурчики оказались очень вкусными.

8) К обеду подали сильно подсоленный суп.

9) Свою старую рваную рубашку он выбросил, а брюки, разорванные лишь на колене, аккуратно заштопал.

— Проверка с комментированием.

 

Морфологический разбор.

— Запишите предложение: Его тут забодала корова, и он две недели лежит в лазарете. (А. Арбузов.)

— Выполните морфологический разбор трех любых самостоятельных частей речи и одной служебной. Порядок разбора можно напомнить себе по схеме, выполненной вами на прошлом уроке, или по учебнику «Теория», с. 302—305.

Двух-трех учащихся рекомендуется вызвать к доске, чтобы можно было проверить разбор всех слов в предложении. Еще двум учащимся можно предложить индивидуальные карточки-задания.

 

К а р т о ч к а № 1

Луна3 зашла3 за мыс, и3 огня не стало видно. Еще мгновенье, и лодка вошла под темные3 своды деревьев.

(В. Арсеньев.)

 

К а р т о ч к а № 2

Еще не успевшая остыть от дневного3 зноя земля излучала3 в воздух тепло, и от3 этого было немного3 душно.

Примечание. Слова под цифрой 3 предназначены для морфемного разбора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.008 с.)