Сжатое изложение с элементом сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сжатое изложение с элементом сочинения



Цели: совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их; умение излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения.

 

Ход уроков

I. Оргаиизационный момент.

— На сегодняшнем уроке развития речи вы продолжите работу с понятиями «микротема» и «микротекст», обсудите тему интеллигентности. Самостоятельно вы должны будете сжато передать содержание статьи академика Д.С. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» и продолжить ее собственным сочинением, развивая эту же тему в своих размышлениях и выводах.

 

II. Подготовка к самостоятельной работе.

Дискуссия об интеллигентности.

— Скажите, знакомо ли вам слово «интеллигентный». Что оно означает, по-вашему? (Воспитанный, сдержанный, культурный, отзывчивый, чуткий и т.п.)

— Д.С. Лихачев написал интереснейшую статью, в которой он рассуждает, спорит с собой и читателем, выясняя, что же такое интеллигентность и почему каждый человек должен быть интеллигентным. Прочитайте эту статью (учебник «Развитие речи» на с. 18, упражнение 14).

Чтение статьи, ответь на вопросы, приведенные в учебнике после статьи на с. 20.

 

— Как вы понимаете слова «интеллигентность» и «интеллигентный»? Прочитайте восьмистишье Р.Г. Гамзатова в упражнении 15.

Текст стихотворения рекомендуется вынести на доску.

 

— Кто из «собеседников» автора более интеллигентен? Поче му вы так считаете?

— Могли бы вы сейчас привести пример интеллигентности из своих личных впечатлений или из книг, фильмов?

 

2. Составление плана к тексту.

— Вновь обратитесь к статье. Назовите еще раз ее тему. Запишите ее в тетради. Из каких микротем она складывается? Запишите их по порядку.

1. «…Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах...»

2. «…Интеллигентность равна нравственному здоровью...»

3. «...Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью...»

4. «…она проявляется в тысяче и тысяче мелочей…»

5. «…интеллигентность надо в себе развивать, тренировать...»

6. «...Душевная слабость ведет к физической слабости...»

7. «…Это залог его личного счастья и аурьи доброжелательности вокруг него...»

— Вы получили простой план статьи. Поскольку ваша задача — написать сжатое изложение статьи, то вы сейчас еще раз перечитайте текст и к каждому пункту плана запишите микротекст, раскрывающий его содержание.

— Как из основного текста вы сделаете микротекст? (Сократим основной текст до 2-х — 3-х предложений.)

— Прочитайте, что у вас получилось.

Лучше вместе работать по каждому пункту.

 

— Внимательно прочитайте задание к упражнениям 16 и 17. Это опорные задания для ваших сочинений по продолжению изложения. Задание для самостоятельной работы выберите сами.

III. Самостоятельная работа.

— Еще раз прочитайте статью, закройте учебники и сжато изложите ее содержание по плану, записанному в тетради, а затем дополните работу своим сочинением. Продумайте плавный переход от изложения к сочинению.

За 15—20 минут до окончания второго урока учителю стоит напомнить учащимся, что работу пора переписывать набело.

 

IV. Итог уроков.

— Сдайте свои работы на проверку.

 

Домашнее задание: заготовить дома таблицы на отдельных листочках:

 

Обстоятельство Пример
места  
времени  
причины  
образа действия  
сравнения  
цели  
условия  
уступки  

 

 

Урок 35

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. ВИДЫ ОСТОЯТЕЛЬСТВ

Цели: активизировать полученные ранее знания об обстоятельствах; познакомить с видами обстоятельств, их особенностями; учить определять виды обстоятельств на практике.

О б о р у д о в а н и е: карточки-таблицы.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке вы вспомните, что изучали ранее об обстоятельствах, познакомитесь с основными видами обстоятельств, особенностями оформления на письме обстоятельств сравнения и уступки.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

— Внимательно прочитайте и рассмотрите все условные обозначения в записанных на доске предложениях и приготовьтесь рассказать, что вы знаете об обстоятельствах.

 

 

— Что называют обстоятельством? Чем может быть выражено обстоятельство и на какие вопросы отвечает?

— От какого члена предложения чаще всего зависит обстоятельство?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)