III . Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Объяснение нового материала.



— Теперь прочитайте словосочетания, записанные справа.

Учитель открывает II часть доски.

 

— Какой частью речи выражены определения в этих примерах? В чем особенность этих определений? (Они не обозначают признака, а дают другое название, характеризующее определяемое слово.)

— Такие определения называются приложениями.

— Скажите, какую пункгограмму вы видите в этих словосоче таниях. (Дефис.) Прочитайте § 176 и ответьте, чем еще может быть выражено приложение. Когда употребляется дефис, а когда нет?

— Что следует запомнить для правильного употребления на письме дефиса?

— Какое из существительных, записанных на доске, является приложением?

Д. 1) Сестра Виктория.

2) Водопад Виктория.

— В каком роде будет употребляться сказусмое — глагол «быть» в прошедшем времени, если бы вы составили с этими словосочетаниями предложения? (В 1-м — была: Сестра Виктория была красивой девушкой. Во 2-м — был: Водопад Виктория был потрясающ по своему великолепию.)

 

I V. Закрепление нового материала.

1. Устное комментирование примеров.

Д. 1) Чижа захлопнула злодейка-западня.

2) Жил в хижине бедняк-сапожник. (И. Крылов.)

3) Поэт Н.А. Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги.

4) Над Москвой-рекой ноднимались здания. (С. Васильев.)

— Найдите в записанных на доске предложениях приложения и объясните употребление дефиса или его отсутствие.

— Почему в 3-м предложении в сочетании существительных «реки Волги» нет дефиса, а в 4-м предложении в сочетании существительных «Москвой-рекой» есть дефис? Попробуйте сформулировать правило.

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 158 нас. 72 учебника «Практика».

Особое внимание следует уделить заданию после упражнения, оно позволяет сделать важный вывод и плавно перейти к следуюющему заданию.

— Проанализируйте два предложения из упражнения 159. Отличаются ли они по смыслу? Как вы думаете, почему? Какими членами предложения являются слова: студенты и победители в этих предложениях? (В первом — подлежащим и сказуемым; во втором — определяемым словом и приложением.)

— Почему важно различать эти два схожих на первый взгляд явления? (Для правильной постановки дефиса и тире; для того, чтобы верно определять грамматическую основу предложения.)

 

3. Творческое задание.

— Перепишите предложения, записанные на доске, заменяя согласованные определения приложениями.

Д. 1) Навстречу нам вышел (старый) сторож.

2 Сразу полюбилась добру молодцу (красивая) девица.

3) Ночева тучка золотая на груди (огромного) утеса.

4) Откуда эта (громобойная) пушка?

Прочитайте, какие предложения у вас получились. Сразу же называйте, употребили ли вы дефис.

 

V. Подведение итога урока.

— Что называется приложением?

— Какими именами существительными оно может выражаться? (Собственными и нарицательными).

— Что будет являться приложением при сочетании нарицательных и собственных имен существительных, если собственное имя существительное называет лицо? (Нарицательное существительное.)

— А если имя собственное называет предмет? (То оно и является приложением.)

— Для чего это важно знать? (Чтобы правильно согласовать сказуемое с подлежащим.)

— В каких случаях при приложениях употребляется дефис?

 

Домашнее задание: § 176, упражнение 161. Задания 1, 2 после упражнения — устно.

 

 

Урок 31

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цели: закрепить понятие о приложении; отрабатывать навык правописания приложений при сочетании нарицательных существительных и нарицательных и собственных существительных

О б о р у д о в а н и е: карточки со знаками «-» и «+».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Как вы справились с домашним заданием? Расскажите, какой теоретический материал вы сначала выучили, чтобы выполнить безошибочно задание. Прочитайте записанные предложения, называя вставленные буквы и все знаки препинания.

— Как вы ответили на вопросы в заданиях 1, 2 после упражнения?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.005 с.)