Обобщение изученного по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщение изученного по теме



«ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Цели: обобщить знания о способах выражения подлежащего; типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки трёх цветов — желтые, синие, красные; иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» художника И. Билибина («Уроки литературы». — № 5. —2001 / Приложение к журналу «Литература в школе»).

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке вы должны обобщить изученный материал по теме «Главные члены предложения», закрепить умение находить грамматическую основу, определять тип сказуемого и применять на письме правило постановки тире между главными членами предложения.

II. Обобщение изученного.

Объяснительный диктант.

— Запишите небольшой текст, а затем выполните ряд заданий к нему.

Тишина стоит на озере Киево. Но недолговечен этот покой. Скоро вешние воды огласит гомон крикливых птичьих стай. Сюда теперь ежегодно слетаются тысячи речных чаек. Одни и те же птицы по десять — двенадцать лет подряд выводят птенцов на заповедном озере.

Тысячи чаек здесь были окольцованы, и это помогло ученым установить дальность перелетов этих птиц.

Озерная колония чаек стала природной лабораторией для изучения биологии этих полезных птиц.

(Д. Зуев /Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс. / Сост. В.П. Озерская.)

В каждом предложении учащиеся комментируют правописание орфограмм, встрегившихся в нем.

— Подчеркните подлежащие, выраженные цельным словосо четанием. Назовите их.

— Назовите предложение, в котором имеется простое глагольное сказуемое. Подчеркните его.

— Есть ли в этом тексте составное глагольное сказуемое? Назовите его.

— Подчеркните и назовите составные именные сказуемые. Укажите способ выражения именной части сказуемого (какой ча стью речи выражено).

 

Работа с сигнальными карточками.

— Сейчас предстоит работа с сигнальными карточками.

З а д а н и е. Определите тип сказуемых в прочитанных мной предложениях. Поднимите вверх желтую карточку, если это простое глагольное сказуемое, синюю — если составное глагольное, красную — если составное именное сказуемое. Причем, если в этом предложении нужно ставить тире, поднимите вверх большой палец левой руки.

1) Чтенис — ног лучшее учение. (Пословица.)

2) Бал – вещь хорошая. (А.С. Грибоедов.)

3) Он пустился бежать во весь дух. (Н.В. Гоголь.)

4) Кое-где снег уже растаял.

5) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

6) Старушки все — народ сердитый. (А.С. Грибоедов.)

7) Ты будешь ждать моего звонка.

8) Конечно, это большое искусство — ждать. (Л. Соболев.)

9) Лес стоит радостный, праздничный.

10) Он замечательно умный человек. (И.С. Тургенев.)

— Назовите случаи, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым и когда не ставится.

 

3. Тест с самопроверкой.

Откройте учебник «Практика» на с. 63. Выполните тест для самоконтроля, это позволит вам выяснить, насколько вы готовы к итоговой контрольной работе по этой теме. На выполнение этого задания — 8 минут.

— Проверьте выполненные тестовые задания. Правильные ответы на доске;

Д. 1 б; 2 в; 3 в; 4 в, а; 5 в.

 

Творческаи работа.

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» художника И. Билибина. Вы уже хорошо знакомы с творчеством этого художника и успели заметить некоторые особенности его стиля.

По возможности учитель должен показать и другие иллюстрации, выполненные этим художником. В указанном номере приложения «Уроки литературы» их достаточное количество.

— Характерные особенности «билибинского стиля» — поэтичность, образность, народность. Его иллюстрации выполнены в декоративно-орнаментальной манере, с использованием мотивов русского народного творчества.

— Ваша задача — составить к иллюстрации 7—8 предложений с использованием разных типов сказуемых и выполнить следующее требование: чтобы хотя бы в одном предложении между подлежащим и сказуемым было тире.

— Прочитайте свои работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.004 с.)