I V . Подведение итога урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I V . Подведение итога урока.



— Над каким типом речи вы работали сегодня? (Рассуждение.)

— Что такое сравнение и что вы можете рассказать о нем?

 

Домашнее задание: проверьте свои черновики с точки зрения речевого, орфографического, пунктуационного оформления, затем перепишите сочинение набело.

 

Урок 73

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

 

Цели: познакомить с условиями обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, учить применять полученные знания при письме, повторить порядок морфологического разбора предлога.

О б о р у д о в а н и е: карточки-тесты для двух вариантов.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке вы познакомитесь с правилами обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, и вспомните порядок морфологического разбора предлога.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Вспомните, что вы уже знаете об обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами.

Если учащиеся затрудняются ответить, можно предложить им повторить § 178.

— Оказывается, вы уже знаете несколько случаев обособления обстоятельств: обособление сравнительных, деепричастных оборотов и обстоятельств уступки с предлогом «несмотря на».

 

III. Объяснение нового материала.

— Часто обособляются обстоятельства и с другими предлогами.

— Начертите в тетрадях таблицу:

 

С предлогами Примеры
   

 

— Откройте § 197, с. 253 учебника «Теория» и с. 167 учебника «Практика».

— Выпишите из теоретического материала учебников в одну графу таблицы предлоги, в другую — из упражнения 382 и предложений, записанных на доске, — примеры.

— Расставьте недостающие в предложениях из упражнения знаки препинания.

 

Д. 1) Старый и седобородый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (В. Короленко.) 2) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (М. Лермонтов.) 3) При наличии благопршиятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 4) По случаю моего дня рождения, было решено устроить праздник. 5) По причине тяжелой болезни, спортсмен не смог принять участие в этих соревнованиях. 6) Речка, вследствие таяния снега, вышла из берегов.

— Прочитайте содержание своей таблицы. Называйте запятые.

 

I V. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

— Выполните с комментированием с места упражнение 383, с. 168 учебника «Практика».

 

Работа с карточками-тестами.

— У вас на партах карточки-тесты для I и II вариантов. Цель этих тестов — проверить, насколько хорошо усвоен вами материал по обособлению обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, одиночным деепричастием, существительным с предлогом. Вы работаете самостоятельно. Время на выполнение задания 7 минут. После этого вы проверите себя и сразу же узнаете, какую оценку вы заработали.

 

ТЕСТ

I  в а р и а н т

1. Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются всегда.

а) да;

б) нет.

 

2. В предложении: Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел оседая наст. (Б. Полевой.) — обособленных членов предложения нет и знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

 

3. Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола. В этом предложении обособлены два деепричастия и знаки расставлены верно.

а) да;

б) нет.

 

4. Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя — обособляются, так как являются наречиями.

а)да;

б)нет.

 

5. Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.

а)да;

б) нет.

 

6) В обоих предложениях: 1) Засучив по локоть рукава, я принялась месить тесто. 2) Работать здесь придется засучив рукава — знаки препинания расставлены верно.

а)да;

б) нет.

 

II  в а р и а н т

1. Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом, не обособляются.

а)да;

б) нет.

 

2. В предложении: Спустившись в зеленую долину, мы скоро забыли о холодном ветре на вершине горы — обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

а) да;

б) нет.

 

3. Согласно установленным правилам заплывать за ограждающие буйки не разрешается. В этом предложении нет обособленных членов и все знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

 

4. Мест в автобусе свободных не оказалось, и ехать пришлось, стоя. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие и все знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

 

5. Он закинул за спину винтовку и, не оборачиваясь, пошел к выходу. В этом предложении обособлено одиночное деепричастие, все знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

 

6) «Спустя рукава, работаешь», — сказала бабушка внуку. В этом предложении все знаки препинания расставлены верно.

а) да;

б) нет.

 

— Проверьте себя.

Учитель открывает следующую запись на доске.

 

О т в е т ы:

I в а р и а н т: 1а, 2б, 3а, 4а, 5б, 6а.

II в а р и а н т: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б.

Без ошибок — оценка «5», 1—2 ошибки — «4», 3 ошибки — «3».

— Объясните, как вы рассуждали, выполняя 5—6 задания тестов обоих вариантов.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения. Будьте внимательны, помните, что предлоги, с которыми обособляются обстоятельства, являются производными, не путайте их с самостоятельными частями речи, от которых они произошли.

1) Вследствие3 затянувшейся распутицы, добраться до соседней деревни было не так-то легко. 2) В следствие, говорят, чуть не вкралась ошибка. 3) Ввиду сильного шторма, катер укрылся в3 бухте. 4) Он имел в виду не те препятствия, которые вы предполагали. 5) В случае возможных неисправностей, необходимо включить аварийную систему. 6) На улице гололедица. В этом случае необходимо соблюдать осторожность и шоферам, и пешеходам.

 

Морфологический разбор.

— Вспомните порядок выполнения морфологического разбора предлогов: «вследствие» из 1-го предложения и «в» — из 3-го предложения.

 

V. Подведение итога урока.

— Расскажите, что вы знаете об обособлении обстоятельств вообще.

Желательно попросить ответить на этот вопрос учащихся, выполнивших тесты на «3».

 

Домашнее задание: § 197 — учить, упражнение 384 (письменно); упражнение 502 — устно (подготовиться к предварительному диктанту).

 

 

Урок 74

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

 

Цель: закрепить знания учащихся об обособлении обстоятельств, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

 

II. Проверка домашнего задания.

— Назовите предлоги, с которыми обособляются обстоятельства, выраженные существительными.

— Прочитайте составленные вами предложения по заданию упражнения 384. Какие из записанных вами предложений характерны для делового стиля речи? Что им придает стилевую окраску?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.011 с.)