Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособление уточняющих членов предложения

Поиск

 

Цели: дать понятие об уточняющих и уточняемых членах предложения, учить различать их между собой, познакомить с основными условиями обособления уточняющих членов предложения, учить применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы вспомните, что называют обособлением, повторите случаи обособления второстепенных членов предложения и познакомитесь с условиями обособления уточняющих членов предложения.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Что называют обособлением?

— Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы знаете?

— Как вы думаете, чем отличаются слова: уточняющие и уточняемые?

Выслушиваются все варианты: и с точки зрения морфемики (разные суффиксы), и с точки зрения морфологии (действительное и страдательное првчастия), но учитель должен добиться объяснения разницы в значениях: уточняющие — те, что сами уточняют значения других членов предложения, а уточняемые — те, которые разъясняются, уточняются.

 

III. Объяснение нового материала.

— Прочтите предложения, записанные на доске:

 


    Д. I.       когда?

1. Ранним утром на

        где?

краю болота танцует глухарь.

                    где?

2. В темном лесу и

              где?

в глухих оврагах сумрачно и

сыро.

                                

                       какой?

3. Глубокий снег сильно замед-   лял наше продвижение.

4. Встреча старых соперников

должна

                                     когда?

состояться через два дня.

II.           когда?

1. Ранним утром,

когда именно?

на зорьке, танцует глухарь.

                  где?

2. В темном лесу, в

где именно?

глухом овраге, устроила волчи-   ца свое логово.

                               какой?

                       какой именно?

3. Глубокий, по колено, снег сильно замедлял наше продвижение.

4. Встреча старых соперников должна

                                  когда?

состояться через два дня,

                                     когда именно?

то есть семнадцатого апреля.


 

— Найдите обстоятельства места и времени в предложениях I столбца.

Учашиеся называют, учитель подчеркивает.

 

— Сопоставьте эти предложения с предложениями II столбца. Что изменилось в содержании предложения? (Появились новые члены предложения, которые уточняют информацию обстоятельств.)

— Назовите эти уточняющие члены.

Учащиеся называют, учитель подчеркивает.

 

— Обратите внимание, что уточняющие члены являются тем же членом предложения, что и уточняемые, то есть обстоятельством. Уточняться могут любые второстепенные и главные члены предложения.

— Как присоединяются уточняющие члены к уточняемым? (С помощью интонации и союза или только интонации.)

— Откройте § 198 на с. 253. Прочитайте учебный материал и назовите, с помощью каких именно союзов присоединяются уточняющие члены предложения.

— Прочитайте предложения на правой части доски:

Д. Из лишайников в тундре распространены олений мох, или ягель. (Е. Пермитин.) К чаю нужно купить рулет или тортик.

— Почему в одном случае перед союзом «или» стоит запятая, а в другом — нет?

— Какой вывод нужно сделать для себя? (Не всегда союз «или» присоединяет уточняющие члены.)

 

IV. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнения 387.

2) Письменное выполнение упражнения 388.

Работа по заданию к упражнениям.

 

— Рассмотрите схемы расстановки знаков препинания в предложениях из упражнения 390. Объясните, в чем трудность различения этих обстоятельств.

— Придумайте и запишите свои примеры предложений, чтобы в одном случае были обособленные обстоятельства, в другом — однородные или неоднородные обстоятельства.

 

Объяснительный диктант.

— Потренируйтесь писать предложения с угочняющими членами под диктовку. Повторите некоторые случаи правописаний наречий.

— Подумайте, во всех ли предложениях есть уточняющие члены?

1) В верх дома, под самую кровлю, угодил снаряд. 2) Вверх3 и вниз по реке идут баржи и катера с грузами. 3) Отряд продвигался в глубь леса, на место первой стоянки. 4) Недалеко от дороги, в густых кустах орешника, был устроен привал. 5) Он поступил нехорошо, не по-товарищески3. 6) Не далеко, а совсем близко оказалось то, что мы искали.

 

Морфологвческий разбор.

— Вспомните порядок морфологического разбора наречия:

I в а р и а н т — вверх;

II  в а р и а н т — не по-товарищески.

 

V. Подведение итога урока.

— Какие члены предложения называют уточняющими?

— С помощью каких союзов они могут присоединяться?

 

Домашнее задание: § 198 — учить, упражнение 391 (письменно), упражнение 392 (устно).

 

 

Урок 81



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.006 с.)