IV . Подведение итога урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV . Подведение итога урока.



— Какие предложения называются безличными?

— Чем могут быть выражены сказуемые в безличных предложениях?

 

Домашнее задание: § 183, упражнение 220 — устно; упражнение 219. Принести учебник «Развитие речи».

 

 

Урок 43

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о назывных предложениях, познакомить с грамматическими особенностями этих предложений, учить различать односоставные предложения разных видов.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

I I. Подготовка к объяснению нового материала.

Проверка домашнего задании.

Вначале проверяется устное упражнение 220, затем упражнение 219.

 

Анализ предложений, записанных на доске.

— Прочитайте записанные на доске предложения. Назовите, какие из них являются односоставными. Укажите их вид.

Д. 1) К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. 2) В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного. 3) Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. 4) Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. 5) Ночь. 6) Холодно. 7) Тишина. 8) Хочется спать. 9) И вдруг что-то совсем рядом свистнуло. 10) Раздался треск.

 

I II. Объяснение нового материала.

— Вид каких односоставных предложений вы не смогли определить? (5, 7.) Каким главным членом выражены эти предложения? (Подлежащим.) Каково значение этих предложений, что в них утверждается? (Наличие явления, предмета.)

— Такие предложения называются назывными.

— Как вы считаете, такие предложения могут быть распространенными?

— Прочитайте § 184 и выясните, каким второстепенным членом могут распространяться назывные предложения.

 

I V. Закрепление нового материала.

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 228 с комментированием. с. 96, учебник «Практика».

— Проанализируйте примеры в пунктограмме «Знаки препинания в конце назывных предложений». Отличается ли это правило от общего правила постановки знаков препинания в конце предложения?

 

2. Устное творческое задание.

— Замените несколько коротких безличных или неопределенно-личных предложений одним назывным предложением.

Д. 1) Похолодало. Подмораживает. Нет ничего интереснее, чем шуршать опавшей листвой. (Осень.)

2) Подморозило. Залили под окном каток. (Зима.)

4) Небо заволокло черными тучами. Тихо. Душно. Вдруг громыхнуло вдали, затем оглушило совсем рядом. Яркая вспышка. (Гроза.)

 

Работа с учебником «Развитие речи».

— Откройте учебник «Развитие речи» на с. 99, упражнение 163. Прочитайте фрагмент из повести И.С. Шмелева «Куликово поле».

— Теперь внимательно прочитайте теоретические сведения об особом виде назывных предложений: именительный представления, или именительный темы (с. 101-102, учебник «Р.р.».

— Выполните устно задание упражнения 166 — подтвердите каждое положение этого теоретического материала примерами из упражнений 164, 165.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения, поставьте знаки препинания, выполните их разбор по членам предложения.

1) Вот серый старый дом. Теперь он пуст н глух. (Н. Некрасов.) 2) Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины. (Н. Некрасов.) 3) Мох да вереск да граниты... Чуть шумит сосновый бор. (В. Брюсов.) 4) Скорый поезд. Он гремит лесами стелет дым на желтое жнивье. (С. Щипачев.) 5) Сядем там на кочке... Зной и тишина.. В голубом веночке высь отражена. (В. Брюсов.) 6) Звучный мерный звук копыт. Кони б..ют о камень плит. (В. Брюсов.)

 

В это время двое учащихся получают индивидуальные карточки задания. Если позволяют размеры доски, то хотя бы одного из них стоит вызвать к доске.

 

К а р т о ч к а № 1

Составьте безличные предложения с данными сказуемыми.

1) Стало светать. 2) Надоело жцать. 3) Знобит. 4) Холодно. 5) Надо написать. 6) Тепло. 7) Нет, не было.

С этой карточкой учащийся работает в тетради. При проверке зачитывает вслух получившиеся предложения.

 

К а р т о ч к а № 2

Спишите предложения, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Определите вид односоставных предложений.

1) В окружающ..й их осе(н, нн)ей природ.. было уныло и грус(?)но в этот час. (А. Платонов.) 2) Огромн..е окно возле которого мы с..дели будто завес..ли сплошными в..ртикальными жалюзи. (А. Яхонтов.) 3) Чтобы пройти к бер..гу озера прих..дил..сь вытапт..вать узкие тр..пинки в душист..х высок..х травах. (К. Паустовский.) 4) Леше очень захотел..сь скомк..ть холодный сн..жок и кинут(?)ся в бой. (Ю. Яковлев.) 5) Как хорошо солнечн..м летн..м утром выбежать с сачком в руках в сад или во двор побегать пог..нят(?)ся за прол..тающ..ми бабочками и мушк..ми. (Г. Скребицкий.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.008 с.)