III . Подведение итога урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Подведение итога урока.



— Что вы сегодня успели повторить за урок?

 

Домашнее задание: упражнение 187.

 

Урок 40

ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели: дать понятие об односоставных предложениях; о группах односоставных предложений по способу выражения главного члена; уяснить особенности определенно-личных предложений.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы начинаете изучение новой темы «Односоставные предложения», познакомитесь с различными видами односоставных предложений и подробно рассмотрите особенности определенно-личных предложений.

 

II. Объяснение нового материала.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д.              1 столбик                                             2 столбик

1)Я люблю вечерние прогулки.                     1) Люблю грозу в начале мая...

                                                                                                     (Ф. Тютчев.)

2) Маша сказала мне о твоей                     2) Мне сказали о вашей

просьбе.                                                    просьбе.

3) Наступила долгожданная                       3) Весна.

весна.

 

— Найдите грамматическую основу в предложениях столбика слева. Сколько в них главных членов?

— Как называются предложения с двумя главными членами? (§ 165 — Двусоставные.)

— А теперь найдите грамматические основы в предложениях правого столбика. Сколько в них главных членов?

— Как называются такие предложения? (§ 165— Односоставные.)

— Посмотрите, чем отличаются первые два предложения от третьего. (В 1-м — 2-м пре дложениях главный член — сказуемое, а в 3-м – подлежащее.)

— Совершенно верно. Односоставные предложения делятся на две группы:

1) с главным членом в форме сказуемого;

2) с главным членом в форме подлежащего.

— Предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными предложениями.

— Теперь сравните 1-е и 2-е предложения обоих столбиков. Изменилось ли содержание предложений из 2-го столбика, смысл от того, что в них нет подлежащего? (В 1-м — нет, так как сказуемое «люблю» указывает конкретное лицо, совершающее действие; во 2-м — незначительно изменилось, так как действие совершенное конкретным лицом, становится действием неопределенного лица.)

— Предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо, то есть сказуемое употреблено в форме 1-го или 2-го лица, называются определенно-личными, как в первом случае.

— А предложения, в которых действие совершается неопределенным лицом и сказуемое выражается формой 3 л. мн. числа или прошедшего времени мн. числа, называются неопределенно-личными предложениями.

— Но это еще не все виды односоставных предложений, в которых один главный член — сказуемое. Откройте учебник «Теория» на с. 231, § 180. Прочитайте, какие еще есть виды односоставных предложений.

— Самостоятельно прочитайте § 181 об определенно-личных предложениях и ответьте, в чем особенность этого вида предложений.

 

III. Закрепление нового материала.

Выборочный диктант.

З а д а и и е: запишите под диктовку только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член.

 

Палатка устроена. В ней тепло и сухо. Фонарь «летучая мышь» висит на стене.

Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке. Сон в осенние ночи в палатке крепкий светлый. Часто просыпаешься, выходишь посмотреть на небо. Ночь. Тишина. (К.Г. Паустовский)

 

— Проверим, как вы справились с заданием.

— Есть ли среди записанных вами предложений определенно-личные? Назовите. Объясните почему вытакдумаете.

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 85, упражнение 193.

Первое задание (перед упражнением) выполняется коллективно, устно. Второе задание (после упражнения) учащиеся выполняют самостоятельно, а трое учащихся выполняют его на доске: один выписывает предложения, относящиеся к группе 1), другой — к группе 2), третий — к группе 3).

 

— Проверьте, верно ли вы выполнили задание и ваши одноклассники на доске.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.107.29 (0.007 с.)