II . Обобщение изученного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Обобщение изученного материала.



1. Опрос-соревнование.

— Вы закончили изучение темы «Второстепенные члены предложения». Дома каждый из вас приготовил по три вопроса по этой теме. В течение трех минут просмотрите в учебнике «Теория» параграфы, относящиеся к этой теме, напомните себе все, что изучали.

Предлагаю провести соревнованис между рядами на лучшую команду знатоков темы «Второстепенные члены предложения». Вы будете задавать друг другу вопросы: I-й ряд → II-му и III-му рядам, II-й ряд → I-му и III-му рядам, III-й ряд → I-му и II-му рядам. За каждый правильный ответ ряд получает 1 балл. В конце соревнования количество баллов, полученное каждым рядом, будет подсчитано, определен ряд-победитель.

 

Работа с карточками-цифрами от 1 до 8.

— У каждого из вас набор карточек с цифрами от 1 до 8. На доске записано восемь предложений. Я назову определенное языковое явление, а вы должны поднять номер или номера тех предложений, в которых оно встречается.

Д. 1) Каждая мелочь этого дня врезалась в память. (К. Паустовский.)

2) Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей. (М. Лермонтов.)

3) На другой день Пьер приехал проститься. (Л. Толстой.)

4) Гости просили спеть Татьяну ее любимую песню о море.

5 Константи вернулся домой к обеду, несмотря на бушующую с утра метель.

6) Её преследовала тайная мечта уйти в партизанское подполье. (А. Фадеев.)

7) Милый лес, где я мальчонкой плёл из веток шалаши, где однажды я теленка, сбившись с ног, искал в глуши. (А. Твардовский.)

8) Я раза три уже принимался пить чай, несколько раз напрасно пытался заснуть, прочел все надписи на окнах и на стенах: скука меня томила страшная. (И. С. Тургенев.)

 

В этом предложении есть несогласованное определение. (1, 4, 6.)

В этом предложении есть обстоятельство уступки. (5.)

В этом предложении есть приложение. (2.) Расскажите об употреблении дефиса при приложениях.

В этом предложении есть обстоятельство меры и степени и образа действия. (2, 7.8.)

В этом предложении есть обстоятельство времени. (3 5)

В этом предложении дополнение выражено инфинитивом. (4.)

 

Работа с учебником.

I в а р и а н т — выполнение упражнения 175 устно в учебнике «Практика» на с. 78;

II в а р и а н т — выполнение упражнения 176 устно в учебнике «Практика» на с. 78

— Запишите предложения из обоих упражнений, подчеркните, каким членом предложения является инфинитив и словоформа с умом.

 

Цифровой диктант.

1 — согласованное определение.

2 — несо определение.

3 — приложение.

Методику проведения см. в уроке 1.

 

Газета «Комсомольская правда»; солдат-пехотинец; разбитая ваза; изумленный взгляд; Москва-река; платье в горошек; город Волгоград; яйца всмятку; врач-стоматолог; носки из шерсти; карие глаза.

 

К о д:   3, 3, 1, 1, 3, 2, 3, 2, 3, 2, 1.

Развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

— Прочитайте внимательно записанные на доске предложения. Не допущены ли в них ошибки?

Д. 1) Деревня — Емельяновка лежала в стороне от проезжих дорог, верстах в трех от Петербурга.

2) Ни чем не примечательная Емельяновка: домов в ней не много, жители мирные.

3) Руки человека подчиняясь его разуму и воле превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню дикарку приносить сладкие плоды.

4) Не смотря на поздний час в доме никто не спал.

5) Колосья ржи как волны колыхались от свежего ветра.

Все ошибки, исправленные учащимися, учитель исправляет на доске красным мелом.

 

— Запишите правильно эти предложения, подчеркните все дополнения и обстоятельства, укажите, какими частями речи они выражены.

 

III. Подведение итога урока.

— Что вы успели повторить за сегодняшний урок?

 

Домашнее задание: повторить § 175—179, упражнения 177, 179 (устно).

 

Урок 38

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Цель: проверить знания и умения учащихся по теме «Второстепенные члены предложения».

 

Ход урока

В ЛЕСУ

Звезды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шепотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака вставал во всем своем величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, готовый сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлек звук, послышавшийся сверху. Будто несколько майских жуков, в голубом морозном воздухе пронеслись самолеты-истребители. Вдруг один из самолетов пронесся прямо к поляне. Эхо загудело над деревьями, опережая лося, рванувшего во весь дух в чащу.

(По Б. Полевому.)

 

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации: 8—9 классы» Т.А. Костяевой, Г.М. Чурикова.)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1 Укажите виды обстоятельств:

I в а р и а н т —в 1-м и 2-м абзацах.

II  в а р и а н т — в последнем абзаце.

 

2. Разберите по членам предложения (подчеркните главные и второстепенные члены предложения) во всех предложениях в 4-м абзаце (Старый лось... и т.д.).

 

Домашнее задание: повторить правила правописания приставок.

 

Урок 39

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ.

ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

(урок-игра)

 

Цель: активизировать знания учащихся о правописании приставок, различии приставок не и частицы не.

О б о р у д о в а н и е: 4 карточки для лото; бочонки с цифрами нз обычного лото; сигнальные карточки двух цветов: красного и синего для каждого учащегося.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке вы должны повторить правила правописания приставок, удвоенных согласных, а также вспомнить правописание согласных и гласных в корне, суффиксе и окончаниях. Урок будет проходить в форме игры «Орфографическое лото». Для этого вы разделителсь на четыре группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.012 с.)