II . Обобщение изученного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Обобщение изученного материала.



Устный опрос.

Опрос проводится по устному выполнению домашнего уп ражнения 296.

Пока учащиеся отвечают на 1—3 задания, один из учащихся записывает на доске свои примеры предложений к заданию 4; другой учащийся на доске чертит схемы к заданию 5. Затем проверяется их работа, и устно учащиеся отвечают на 7—8 задания.

 

Выборочный графический диктант.

— Подберите к схеме предложения с однородными членами (учитель показывает схемы последовательно) нужное (соответствующее данной схеме) предложение из тех, что записаны на доске. Запишите предложения и расставьте в них знаки препинания.

Д. 1) Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. (В.Г. Белинский.) 2) Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на свою родину. (И. Соколов-Микитов.) 3) От этих сосен и акаций от этой вьюги и жары я не хочу переселяться в иные чуждые миры. (Я. Смеляков.) 4) Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. (К. Симонов.) 5) Аист то улетал за кормом на болото то стоял около гнезда на сучке поджав под себя одну ногу. (Г. Скребицкий.) 6) Белая куропатка разгребая снег отыскивает себе корм замерзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов.) 7) И солнце и зеленые травы и запахи сыроватого утра и реки словом, все Сергею было родное, до слез родное. (И. Акулов.) 8) Но теперь, в начале марта, все и овраг и лес и поляна было укрыто глубоким снегом. (Г. Скребицкий.)

 

Далее учитель показывает карточки-схемы в следующем порядке:

 

 

— Проверьте, как вы справились с этим заданием. Я еще раз показываю схемы в том же порядке, а вы зачитайте записанные предложения, называя все знаки препинания в нём, объясняя свой выбор.

— Какие пунктограммы вам встретились в этих предложениях?

 

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 487 с комментированием с места (с. 218, учебник «Практика»).

 

Взаимодиктант.

Учащиеся выполняют работу в парах: сначала они друг другу диктуют тексты из карточек, выданных учителем. IIосле того как оба диктанта будут закончены, обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

I  в а р и а н т

Диктуя, соблюдайте правильную интонацию, Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

 

СКВОРЕЦ

Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червячков, гусениц, слизней, жучков и личинок! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В триста раз больше собственного веса!

Интересно глядеть, когда он, идя между грядок или вдоль дорожки, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.

(К Паустовский.)

 

II  в а р и а н т

Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются. диктуя, соблюдайте правильную интонацию.

 

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля. Березовые почки иабухли. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчелы вылетали из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.

(А. Куприн.)

 

I II. Подведение итога урока.

— Какие выводы вы можете сделать для себя из сегодняшнего урока?

 

Домашнее задание: § 186—189 - повторить; упражнение 488 — письменно.

 

Урок 57

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Цель: проверить знания и умения по теме «Однородные члены предложения».

 

Ход урока

 

В лесах было торжественно, светло и тихо.

День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.

Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах... Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

В лесах становилось все сумрачнее, все тише, и, наконец, пошел густой снег. Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса. Зима начала хозяйничать над землей...

(К. Паустовский.) (125 слов.)

 

(Текст взят из пособия «400 новых диктантов для 5—11 классов». Барышниковой Т.)

 

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е

1) Выпишите по одному примеру однородных и неоднородных определений с определяемым словом. Вверху над определениями указать однородные/неоднородные; определяемое слово по метьте значком ×.

2) Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

I в а р и а н т — в первом предложении и 1-м абзаце;

II в а р и а н т —во 2-м абзаце.

3) Выполните синтаксический разбор предложения: Он таял в черной воде озера, щекотал лицо серым дымом леса.

 

 

Урок 58

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ.

ОРФОГРАММЫ В СУФФИКСАХ

(урок-игра)

 

Цели: активизировать знания учащихся о правописании суффиксов различных частей речи, гласных о, е, ё после шипящих в суффиксах, н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, в суффиксах прилагательных.

О б о р у д о в а н и е: зачетные листы для каждой группы учащихся, карточки-задания, кубик, на сторонах которого написаны цифры от 1 до 4 (остальные грани пустые).

П о д г о т о в к а   к   у р о к у: на предыдущих уроках учитель назначает консультантов, которые к этому уроку готовят сообщение о правописании различных суффиксов, обеспечивают объяснение каждого правила примерами; со своими примерами; карточки-задания (4 шт.) по своему материалу (4 консультанта: 1-й — «Правописанне суффиксов чик/щик; ик/ек; 2-й — «Правописание о—ё после шипящих в суффиксах и правописание суффиксов глаголов»; 3-й — «Правописание суффиксов причастий»; 4-й — «Правописание суффиксов прилагательных»).

Парты расставлены соответственно по числу участников.

Учащиеся разбиты на группы.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

— Следующий урок проводится в форме учебной игры, в ходе которой вы вспомните правила и поупражняетесь в написании суффиксов различных частей речи. Для этого вы разделитесь на 4 группы. В качестве консультантов выступают ваши одноклассники. Они помогут вам вспомнить правописание тех орфограмм, по которым предстоит выполнить ими подготовленные задания, за выполнение которых каждая группа получит баллы.

В конце урока будут подведены итоги, определится победитель по наибольшему количеству баллов.

 

II. Основная часть урока.

Выступление консультантов.

1) Сообщения консультантов по своим темам. Ответы на вопросы учащихся.

2) Жребий, какой консультант будет первым давать задания той или иной группе (бросают кубики с цифрами 1—4).

Далее на усмотрение учителя: либо жеребьёвка повторяется через определенный интервал времени и консультанты меняются группами, либо консультанты переходят из группы в группу по часовой стрелке и т. п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.014 с.)