III . Подведение итога урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Подведение итога урока.



— Какие лексические понятия вы вспомнили? С помощью каких видов работ их закрепили?

Домашнее задание: выполнить упражнение 5, с. 7. Задание: определить стиль речи, тему, основную мысль текста, средства связи и тип речи.

 

Урок 2

МОРФЕМИКА И ОРФОГРАФИЯ

Цели: активизировать знания учащихся о членении слова на морфемы, о способах словообразования, о взаимосвязи орфографии и морфемики; совершенствовать умение определять способ словообразования и образовывать слова заданным способом, умение вычленять морфемы в слове, определять виды орфограмм и устанавливать их написание в соответствии с правилом.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки с заданиями.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке вы должны повторить, что изучает «Морфемика», способы словообразования, связь правописания с умением правильно выделять морфемы в словах.

 

II. Проверка домашнего задания.

Коллективная проверка: вызванный учащийся читает текст, называет, что он определил. Остальные учащиеся соглашаются, оппонируют, дополняют.

 

III. Повторение изученного.

Беседа.

— Вспомните, на какие значимые части — морфемы — делятся слова. Что является предметом изучения «Морфемики»?

— Скажите, какая связь между «Морфемикой» и «Словообразованием»? (Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем.)

— Перечислите способы образования слов, которые таким образом связаны с «Морфемикой». (Префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный постфиксальный.)

— Назовите остальные способы словообразования.

 

Работа с таблицей в тетрадях.

— Перенесите в тетради таблицу, которую вы видите на доске.

 

Префиксальный способ Суффиксальный способ Префиксально-суффиксальный способ Сложение
       

 

— А теперь распределите записанные ниже слова по графам таблицы в соответствии со способом словообразования.

 

Д. Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, межконтинентальный, паровозный, прибежать.

 

Два ученика выполняют дифференцированное (аналогичное) задание по карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1

Кладовка, пылесос, саратовец, неудобства, преинтересный, вагон-ресторан, достижение, завистливый, подснежник, бесплатный, январский, предутренний.

 

К а р т о ч к а  № 2

Доисторический, предрассветный, подоконник, юго-восток, железный, внеплановый, шипучий, традиционный, древнерусский, подлокотник, дырявый, сверхзвуковой.

 

По окончании работы проводится проверка с комментированием.

— Образуйте от слов; море, ухо, береза — новые слова префиксально-суффиксальным и суффиксальным способами.

В это время учитель проверяет, как справились с заданием учащиеся, работавшие по карточкам.

— Как вы справились с этим заданием? Назовите, какие образовали слова. (Приморский, моряк, наушник, ушная (раковина), подберезовик, березняк.)

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 11, упражнение 14. Подумайте над вопросами и приготовьтесь ответить на них.

Через несколько минут выслушиваются ответы учащихся.

— Каким образом взаимосвязаны «Морфемика» и «Орфография»? (Для того, чтобы верно выбрать правило написания, нужно знать, в какой части слова находится данная орфограмма.)

— Выполните упражнение 17 на с. 12.

(Дополнительное к упражнению задание 3 выполняется с комментированием.)

 

Распределительный диктант.

В то время, как нее учащиеся пишут диктант, можно вызвать к доске учащегося для выполнения аналогичного задания в упражнении 15 на с. 12.

— Запишите в тетрадях заголовки трех столбиков.

Безударная            Непроверяемая         Чередующиеся

гласная в                гласная в                     гласные в

 

— Запишите слова под диктовку в соответствующие столбики.

Лесной, загорелый, батальон, растение, зажигать, затемнить, водяной, автомобиль, внимание, гармония, блеснуть, затянуть, измельчить, прикасаться, отклонение, озарение, терпение, дебют.

 

— Прочитайте, что у вас получилось. Одновременно подтвердите свой выбор формулировкой правила на данную орфограмму.

Затем учащиеся проверяют работу на доске.

 

Работа со словарем.

— В диктанте встретились слова гармония, дебют. Кто может объяснить лексическое значение этих слов?

— Сравните ваши предположения со словарем. («Толковый словарик» в конце учебника «Практика», с. 239). Прочитайте, какие значения указаны в словаре.

— Теперь образуйте от этих слов любым способом производные слова и составьте с ними предложения.

— Прочитайте, что у вас получилось.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.007 с.)