II I. Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II I. Объяснение нового материала.



— Так называются и способы подчинительной связи: примыкание, согласование и управление. Различаются они степенью подчинения зависимого слова главному.

— Прочитайте об этом § 158 в учебнике «Теория» на с. 201 и основные положения оформите в виде опорной схемы. Откройте учебник «Практика» на с. 24. Вы видите начало схемы. Дополните ее, перечислив средства связи и части речи (или члены предложения), характерные дня этого способа. Эта схема будет вашим помощником при выполнении упражнений.

 

I V. Закрепление нового материала.

Выполнение упражнения 49 на с. 25.

Первые восемь строчек упражнения лучше выполнять с комментированием с места или у доски, остальные шесть строчек учащиеся анализируют самостоятельно, но один учащийся должен выполнить это задание на доске для наглядности. Это может сделать заранее учитель на скрытой части доски.

 

2.— Запишите предложения:

1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой.

2) Зари багряной полоса объемлет ярко небеса. (А.С. Пушкин.)

— Выпишите из этих предложений словосочетания с подчинительной связью. Укажите главное и зависимое слово и способ подчинительной связи.

В это время двое учащихся, хорошо усвоивших новый материал, получают аналогичное задание на карточках.

 

К а р т о ч к а № 1

Шумя, тростник над озером трепещет. (А.К. Толстой.)

На море синее вечерний пал туман. (А.С. Пушкин.)

 

К а р т о ч к а № 2

Медленно катится ночь надо Мной тяжелою тканью... (А.К. Толстой.)

Ко рву примчался конь ретивый и через ров перескочил. (А.С. Пушкин.)

 

3. Морфологический разбор наречия ярко3 и предлога от 3 из записанных предложений.

В это время учитель проверяет работы по карточкам.

 

V. Подведение итога урока.

— Какие способы подчинительной связи вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Какие члены предложения наиболее часто связываются управлением и согласованием? А какие части речи всегда примыкают?

 

Домашнее задание: упражнение 52 на с. 26; подготовиться к словарному диктанту по всем словам, помещённым вне основного текста в этом разделе до с. 25; § 158.

 

 

Урок 12

СПОСОБЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

 

Цели: закрепить знание о способах подчинительной связи; совершенствовать умение различать эти способы и образовывать словосочетания заданным способом; повторить порядок морфемного и словообразовательного разбора.

О б о р у д о в а н и е: карточки-тесты.

 

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Устный опрос.

Словарный диктант.

Аудитория, тенденция, официант, аттестат, свидетельство, дисциплина, аннотация, философия, гарантия, прогрессивный, изображение, восторжествовать, репутация, полемизировать, удостоверение, мировоззрение.

 

— Составьте 3 словосочетания с различными способами подчинительной связи. Сдайте работы на проверку.

 

III. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 51, с. 26.

Работа по всем заданиям к упражнению.

 

— Вспомните порядок морфемного и словообразовательного разбора. Выпишите из второго предложения слова молчаливый и картинных. Из каких морфем состоят эти слова? Выделите их.

— Найдите производящие основы этих слов. Каким способом образованы эти слова?   ←  молчать — суффиксальный способ;  ←  картина — суффиксальный способ.)

 

Цифровой диктант.

— Определите способ подчинительной связи в предложениях и поставьте нужную цифру; 1 — согласование; 2 — управление; 3 — примыкание.

Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шел, оглядываясь; взмахнул рукой, сильно ударился; приятный голос; пошел напиться; услышал шорох; очень далеко.

 

Проверьте получившийся у вас код с правильным кодом.

К о д: 1, 3, 2, 2, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3.

 

Творческая работа.

- Запишите слова; гладь, правило, голубей.

Составьте с этими словами словосочетания так, чтобы эти слова оказались разными частями речи, причем при составлении словосочетаний с первыми двумя словами используйте способы связи согласование и примыкание, а с третьим словом — управление и примыкание.

 

 

Задание для самоконтроля.

У вас на партах карточки-тесты. Вы можете работать по ним индивидуально, можете работать в паре с соседом. Цель этого задания — проверить, достаточно ли хорошо усвоен вами материал. Какие задания вызывают трудности.

 

К а р т о ч к а – т е с т

1. Способ связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово.

Управление. да — «+»; нет— «—».

2. Вид связи, объединяющий равноправные части (слова и предложения), называется сочинительной связью.

Да — «+»; нет— «—».

3. Это средство синтаксической связи сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством связи.

Окончание — «+»; интонация — «—»; союзы — «0».

4. В данном словосочетании «взглянул мельком» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».

5. В данном предложении «Мы услышали, как скрипнула дверь» Связь: сочинительная — «+»; подчинительная — «—».

6. Способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонации — называется согласованным: да — «+»; нет— «—».

7. В данном словосочетании «не дождь, а снег» вид связи: управление — «+» согласование — «—»; примыкание — «0».

8. В данном словосочетании «Не дождь, а снег» вид связи: подчинение — «+»; сочинение — «-».

Учитель открывает на доске правильные ответы.

— Проверьте, такая ли комбинация знаков у вас получилась: +, +, -, 0, -, -, -, -.

— Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки. А кто сделал 1—2 ошибки? Сделайте для себя нужные выводы и повторите тот материал, который вызвал затруднения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.008 с.)