III. Изучение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение нового материала.



Подготовительная беседа.

— Что называют дополнением? Чем оно обычно выражается?

— Какой тип подчинительной связи характерен для дополнения по отношению к слову, от которого оно зависит?

 

Работа с предложениями.

Правая часть доски закрыта листом бумаги.

1) Лекарь второпях накапал сорок капель 2) В комнате никого не было 3) Рассказ очень понравился мне вместо двадцати. кроме нас двоих. за исключением некоторых деталей.

 

— Назовите дополнения в этих предложениях и слово, к которому они относятся.

— Как видите, никаких знаков препинания внутри предложения нет, так как связь между дополнением и главным словом достаточно прочна. Но как только у дополнения появляется оттенок добавочного значения уточнения, расширения информации, оно сразу же утрачивает тесную связь и обособляется.

Учитель открывает правую часть доски.

— Дополните каждое предложение дополнением из правой колонки. Какие дополнительные оттенки значения появились в каждом предложении? (Дополнительной информации, уточнения, исключения.) Эти дополнения обособляются, то есть выделяются запятыми.

— Откройте § 195, с. 251 учебника «Теория». Прочитайте, с какими словами, кроме слов: вместо, за исключением и кроме — обособляются дополнения.

— Составьте и запишите в качестве примера предложения с каждым из этих слов.

 

I V. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Устно выполняется упражнение 361, с. 158 учебника «Практика».

2) Письменно с комментированием у доски выполняется упражнение 363, с. 159 учебника «Практика».

 

Объяснительный диктант.

1) В ней, вместо прежней доверчивости, появилось замешательство. (И. Тургенев.)

2) Все встали и отправились на террасу, за исключением Гедеоновского. (И. Тургенев.)

3) Помимо своего резкого ответа, Андрей Гаврилович написал еще довольно дельную бумагу, но она впоследствии оказалась недостаточной. (А. Пушкин.)

— Подчеркните в каждом предложении обособленные дополнения.

— Охарактеризуйте последнее предложение по количеству грамматических основ, назовите их.

 

V. Подведение итога урока.

— Перечислите случаи, когда обособляются дополнения.

 

Домашнее задание: § 195 — учить; упражнение 362 (письменно); подготовиться к словарному диктанту по словам, выделенным жирным шрифтом на полях учебника «Практика» со с. 136 по с. 158.

 

 

Урок 68

ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ

 

Цель: закрепить полученные знания об обособлении дополнений, совершенствовать навык применения их при письме.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Закрепление изученного материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Расскажите, в каких случаях обособляются дополнения.

— Как вы сумели применить эти знания, выполняя дома упражнение 362. Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания.

 

2. Словарный диктант с грамматическим заданием.

— Дома вы готовились к словарному диктанту, закройте учебники, напишите слова под диктовку.

Искусный, конгресс, конференция, квартал, искусственный, прожектор, интенсивный, аэропорт, дивизион, гарнизон, пропеллер, оригинальный, экипаж, канонада, пьедестал, ландшафт, фасад, фронтон.

— Составьте три предложения с этими словами так, чтобы в них были обособленные дополнения.

— Если вы затрудняетесь определить лексическое значение того или иного слова, можете воспользоваться «Толковым словариком» на с. 237 учебника «Практика». Обособленные дополнения в своих предложениях подчеркните.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 365, с. 160 учебника «Практика» по вариантам с взаимопроверкой:

I  в а р и а н т — 1—3 предложения;

II  в а р и а н т — 4—6 предложения.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

В это же время, когда учащиеся работают с упражнением, двое учащихся работают у доски по индивидуальным карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1   Составь предложения, используя данные слова в качестве обособленных дополнений.   1) За исключением резервного экипажа; 2) помимо очередных рейсов; 3) кроме фруктовых деревьев; 4) не исключая участников конкурса.

 

К а р т о ч к а № 2   Спиши, расставь знаки препинания. Обособленные дополнения подчеркни.   1) Все общество за исключением княжны вернулось в гостиную. (И. Тургенев.) 2) Взгляд далеко обнимает пространство и ничего не встречает кроме белоснежного песку газноцветной и разнообразной травы да однообразных кустов. (И. Гончаров.) 3) За неамением места во флигеле мне отвели комнату в графских хоромах. (А. Чехов.) 4) Дом кроме этой комнаты стоял заколоченный необитаемый. (А.Н. Толстой.)

 

— Проверьте работы товарищей, работавших у доски по индивидуальным карточкам. Задайте им дополнительные вопросы по пройденному материалу. Дайте оценку их работы, обоснуйте свое мнение.

 

Распределительный диктант.

— Разделите лист в тетради на две колонки.

 

Обособленные определения Обособленные дополнения
     

 

— Определите, какой член предложения обособляется, и запишите в соответствующую колонку.

1) На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил, кроме воды. (Л. Толстой.)

2) Вместо ответа на какой-то запрос, он [Зурин] захрипел и присвистнул. (А. Пушкин.)

3) Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его. (А. Пушкин.)

4) Сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внес заметного замешательства в рядах красных. (М. Шолохов.)

5) Удивлённый, он даже чуть было не приостановился. (И. Бунин.)

6) Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам. (А. Степанов.)

— Подчеркните обособленные члены предложения.

— Прочитайте, как вы распределили предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.008 с.)