Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Закрепление изученного материала.
1. Проверка домашнего задания. — Расскажите, что вы знаете об обособлении деепричастных оборотов. — Объясните, как вы расставили знаки препинания в домашнем упражнении.
Работа с учебником. З а д а н и я: 1) Рассмотрите схемы в учебнике на с. 163, показывающие условия обособления одиночных деепричастий. В каком положении чаще обособляются одиночные деепричастия? 2) Выполните устно упражнение 375. Прочитайте задание. Подумайте, как более удачно перестроить данные предложения. — Прочитайте ваши предложения. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая, какой глагол-сказуемое заменить деепричастием. — Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом слова на правом поле с. 164. Почему эти слова при одиночном употреблении не обособляются? (Они переходят в наречия.) — То есть если при этих словах есть зависимые слова, то это уже будут деепричастные обороты, они обособляются всегда; если они употребляются в предложении без зависимых слов, значит, они являются наречиями и не обособляются. 3) Проверьте, как вы усвоили этот материал. Выполните с подробным комментированием с места упражнение 377, с. 164 учебника «Практика».
3. Творческое задание. — Прочитайте записанные на доске выражения: Д. понурив голову положа зубы на полку скрепя сердце повесив нос — Как называют подобные выражения? (Фразеологизмы.) Можете ли вы объяснить их значения? — Составьте и запишите 3 предложения с любыми из этих фразеологизмов. — Прочитайте свои предложения, объясняя расстановку знаков препинания. Будут ли обособляться фразеологизмы? — Еще раз назовите случаи, когда нужно быть особенно внимательными при обособлении и не обособлении одиночных деепричастий и входящих в деепричастный оборот?
Работа с сигнальными карточками. — По ходу чтения предложений определите, есть в них обособления или нет. Если есть, поднимите красную карточку, если нет — желтую. 1) Река, набегая на глинистый берег, неслась куда-то. 2) Он молча вышел из комнаты. 3) Трудились мы не покладая рук. 4) Разозлившись, он вдарил кулаком по столу. 5) Приехав июльским утром в этот тихий и тенистый городок, я направился к озеру. 6) Очертя голову он ринулся вниз по крутому склону оврага. 7) Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом папином кресле.
8) На том берегу, вспыхивая, мелькали огни. 9) Это упражнение выполняют сидя.
Работа в парах. Взаимодиктант. — Продиктуйте друг другу по очереди текст упражнения 381. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, сверяясь с доской, на которой я открою текст упражнения с правильно расставленными знаками. Учитель должен заранее написать на доске упражнения 381 с верно расставленными знаками и до момента проверки скрыть его от учащихся.
III. Подведение итога урока. — Расскажите об особенностях обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями или деепричастными оборотами.
Домашнее задание: § 196 — повторить, упражнение 379. Принести учебник «Развитие речи» (тексты комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Уроки 71—72 РАССУЖДЕНИЕ. СРАВНЕНИЕ — РАЗНОВИДНОСТЬ РАССУЖДЕНИЯ (сочинение)
Цели: расширить знания учащихся о рассуждении как одном из типов речи путем знакомства со сравнением: последовательным и параллельным; совершенствовать связную, логически выстроенную речь учащихся.
Ход уроков I. Организационный момент. — Сегодня на уроке вы вспомним известные типы речи, рассмотрите подробно один из них — рассуждение и его разновидность — Cравнение. Затем напишите сочинение-сравнение двух литературных героев.
II. Подготовка к сочинению Беседа. — Вспомните, какие три основных типа речи вы знаете. (Повествование, описание, рассуждение.) — В чем особенности каждого из этих типов речи? Кратко назовите их. — Какова структура текста-рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод.)
Работа с учебником. З а д а н и я: 1) Откройте учебник «Развитие речи» на с. 126, упражнение 202. Прочитайте стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». 2) Прочитайте отрывок из статьи С.Я. Маршака «Слово в строю» и скажите, к какому типу речи можно отнести данный текст. Почему вы так думаете? — Найдите в тексте отрывка тезис и спишите его. — Теперь постарайтесь для доказательства справедливости данного тезиса использовать другое слово в контексте — «печаль».
Рассуждают учащиеся устно. Можно дать время на обдумывание содержания рассуждения, опросить 1—2 учащихся, а можно работать коллективно.
3) Работа по вопросам в упражнении 203. Устно обсуждаются вопросы под цифрой 1.
— Прочитайте стихотворение вашего сверстника. Проследите, удалось ли автору выполнить задание, которое вы только что обсудили. После прочтения выслушиваются все высказывания учащихся.
— Скажите, как называется письменный анализ чьей-либо творческой работы. (Рецензия.) — К какому типу речи относится рецензия? (Рассуждение.) — Как вы думаете, по какому плану должна составляться рецензия? 4) Откройте с. 186. Ознакомьтесь с памяткой «Как работать над рецензией на сочинение». Сравните ее с вариантом, предложенным вами. — Прочитайте рецензию на прочитанное вами сочинение и проследите, соответствует ли оно пунктам, указанным в памятке. — Что является объектом рассуждения в рецензии? (Сочинение учащихся.) То есть один объект. Иногда рассуждать приходится о двух и более объектах, указывая на их достоинства и недостатки, на особенности каждого из них и т.д. Такая разновидность рассуждения называется сравнением. 5) Прочитайте сравнение двух помещиков в отрывке из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (упражнение 210, с. 138, учебник «Развитие речи»). — Почему это сравнение вызывает улыбку? (Оно основано на сопоставлении несущественных, разнородных признаков.) — Чтобы избежать подобного эффекта, сравнение нужно строить по определенным правилам. Прочитайте их (с. 138). — Сравнение может быть последовательным и параллельным. Рассмотрите схемы их построения в упражнении 212, с. 139 учебника «Развитие речи». Работают по заданию к упражнению. Особое внимание следует уделить примечаниям на с. 140.
— А теперь начертите в тетради такую таблицу:
— Заполните ее, выписывая из дополнительных сведений, отмеченных специальным значком на с. 142—143, какие слова, выражения, речевые обороты и т.д. употребляются для обозначенных целей. 6) Откройте упражнение 221, с. 144. Прочитайте стихотворение. Сравните по грамматическим признакам выделенные предложения. — Теперь прочитайте образец текста-рассуждения со сравнительным разбором этих предложений на с. 212 (ответы к упражнению). 7) Самостоятельно выполните упражнение 222. Проверка проводится по «цепочке». 8) Соревнование между рядами, кто быстрее справится с заданием к упражнению 224: 1-й ряд — задание «а»; 2-й ряд — «б»; 3-й ряд — «в». — Прочитайте, какие вы нашли пары предложений. 9) Работа по вариантам. Определите вид сравнения: полное или частичное; последовательное или параллельное в сочинениях: 1 в а р и а н т — «Хлестаков и Городничий... В чем их различие?» (с. 146—147); 2 в а р и а н т — «Хлестаков и Городничий... В чем их сходство? (с. 148—150). Составьте план этих сочинений. — Прочитайте свои ответы. — Соблюдены ли в этих сочинениях основные правила сравнения? — Ваша задача — написать сочинение на тему «Ляпкин-Тяпкин и Земляника». — Как вы думаете, судя по названию, это должно быть полное или частичное сравнение?
— Давайте рассмотрим на вклейке в учебнике «Развитие речи» рисунки П.М. Боклевского к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». — Опишите устно портрет Ляпкина-Тяпкина и Земляники, обратив внимание на позу, фигуру, выражение лиц героев. — Зачитайте их описание из «Замечаний для господ актеров». Сравните с увиденным портретом. — Такими ли вы себе их представляли? — Откройте упражнение 226, с. 151 учебника «Развитие речи». Подготовьте, используя текст комедии, ответы на данные в упражнении вопросы. — Приступайте к работе над сочинением. Обязательно используйте сделанные вами выписки из текста комедии, сначала составьте план сочинения в соответствии с выбранным вами видом сравнения: последовательным или параллельным; определитесь с основаниями для сравнения героев, еще раз прочитайте правила сравнения и приступайте к работе над черновиком сочинения.
III. Самостоятельная работа учащихся. Учитель обязательно должен увидеть черновик каждого учащегося, дать совет, помочь скорректировать предложения, если потребуется.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.012 с.) |