II. Закрепление изученного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Закрепление изученного материала.



1. Проверка домашнего задания.

— Расскажите, что вы знаете об обособлении деепричастных оборотов.

— Объясните, как вы расставили знаки препинания в домашнем упражнении.

 

Работа с учебником.

З а д а н и я:

1) Рассмотрите схемы в учебнике на с. 163, показывающие условия обособления одиночных деепричастий. В каком положении чаще обособляются одиночные деепричастия?

2) Выполните устно упражнение 375. Прочитайте задание. Подумайте, как более удачно перестроить данные предложения.

— Прочитайте ваши предложения. Объясните, чем вы руководствовались, выбирая, какой глагол-сказуемое заменить деепричастием.

— Обратите внимание на выделенные жирным шрифтом слова на правом поле с. 164. Почему эти слова при одиночном употреблении не обособляются? (Они переходят в наречия.)

— То есть если при этих словах есть зависимые слова, то это уже будут деепричастные обороты, они обособляются всегда; если они употребляются в предложении без зависимых слов, значит, они являются наречиями и не обособляются.

3) Проверьте, как вы усвоили этот материал. Выполните с подробным комментированием с места упражнение 377, с. 164 учебника «Практика».

 

3. Творческое задание.

— Прочитайте записанные на доске выражения:

Д. понурив голову

положа зубы на полку

скрепя сердце

повесив нос

— Как называют подобные выражения? (Фразеологизмы.) Можете ли вы объяснить их значения?

— Составьте и запишите 3 предложения с любыми из этих фразеологизмов.

— Прочитайте свои предложения, объясняя расстановку знаков препинания. Будут ли обособляться фразеологизмы?

— Еще раз назовите случаи, когда нужно быть особенно внимательными при обособлении и не обособлении одиночных деепричастий и входящих в деепричастный оборот?

 

Работа с сигнальными карточками.

— По ходу чтения предложений определите, есть в них обособления или нет. Если есть, поднимите красную карточку, если нет — желтую.

1) Река, набегая на глинистый берег, неслась куда-то.

2) Он молча вышел из комнаты.

3) Трудились мы не покладая рук.

4) Разозлившись, он вдарил кулаком по столу.

5) Приехав июльским утром в этот тихий и тенистый городок, я направился к озеру.

6) Очертя голову он ринулся вниз по крутому склону оврага.

7) Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом папином кресле.

8) На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.

9) Это упражнение выполняют сидя.

 

Работа в парах. Взаимодиктант.

— Продиктуйте друг другу по очереди текст упражнения 381. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, сверяясь с доской, на которой я открою текст упражнения с правильно расставленными знаками.

Учитель должен заранее написать на доске упражнения 381 с верно расставленными знаками и до момента проверки скрыть его от учащихся.

 

III. Подведение итога урока.

— Расскажите об особенностях обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями или деепричастными оборотами.

 

Домашнее задание: § 196 — повторить, упражнение 379. Принести учебник «Развитие речи» (тексты комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

 

 

Уроки 71—72

РАССУЖДЕНИЕ.

СРАВНЕНИЕ — РАЗНОВИДНОСТЬ РАССУЖДЕНИЯ (сочинение)

 

Цели: расширить знания учащихся о рассуждении как одном из типов речи путем знакомства со сравнением: последовательным и параллельным; совершенствовать связную, логически выстроенную речь учащихся.

 

Ход уроков

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке вы вспомним известные типы речи, рассмотрите подробно один из них — рассуждение и его разновидность

— Cравнение. Затем напишите сочинение-сравнение двух литературных героев.

 

II. Подготовка к сочинению

Беседа.

— Вспомните, какие три основных типа речи вы знаете. (Повествование, описание, рассуждение.)

— В чем особенности каждого из этих типов речи? Кратко назовите их.

— Какова структура текста-рассуждения? (Тезис, доказательства, вывод.)

 

Работа с учебником.

З а д а н и я:

1) Откройте учебник «Развитие речи» на с. 126, упражнение 202. Прочитайте стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла...».

2) Прочитайте отрывок из статьи С.Я. Маршака «Слово в строю» и скажите, к какому типу речи можно отнести данный текст. Почему вы так думаете?

— Найдите в тексте отрывка тезис и спишите его.

— Теперь постарайтесь для доказательства справедливости данного тезиса использовать другое слово в контексте — «печаль».

Рассуждают учащиеся устно. Можно дать время на обдумывание содержания рассуждения, опросить 1—2 учащихся, а можно работать коллективно.

 

3) Работа по вопросам в упражнении 203.

Устно обсуждаются вопросы под цифрой 1.

 

— Прочитайте стихотворение вашего сверстника. Проследите, удалось ли автору выполнить задание, которое вы только что обсудили.

После прочтения выслушиваются все высказывания учащихся.

 

— Скажите, как называется письменный анализ чьей-либо творческой работы. (Рецензия.)

— К какому типу речи относится рецензия? (Рассуждение.)

— Как вы думаете, по какому плану должна составляться рецензия?

4) Откройте с. 186. Ознакомьтесь с памяткой «Как работать над рецензией на сочинение». Сравните ее с вариантом, предложенным вами.

— Прочитайте рецензию на прочитанное вами сочинение и проследите, соответствует ли оно пунктам, указанным в памятке.

— Что является объектом рассуждения в рецензии? (Сочинение учащихся.) То есть один объект. Иногда рассуждать приходится о двух и более объектах, указывая на их достоинства и недостатки, на особенности каждого из них и т.д. Такая разновидность рассуждения называется сравнением.

5) Прочитайте сравнение двух помещиков в отрывке из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (упражнение 210, с. 138, учебник «Развитие речи»).

— Почему это сравнение вызывает улыбку? (Оно основано на сопоставлении несущественных, разнородных признаков.)

— Чтобы избежать подобного эффекта, сравнение нужно строить по определенным правилам. Прочитайте их (с. 138).

— Сравнение может быть последовательным и параллельным. Рассмотрите схемы их построения в упражнении 212, с. 139 учебника «Развитие речи».

Работают по заданию к упражнению. Особое внимание следует уделить примечаниям на с. 140.

 

— А теперь начертите в тетради такую таблицу:

 

Для выражения сходства Для выражения различия Для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой
     

 

— Заполните ее, выписывая из дополнительных сведений, отмеченных специальным значком на с. 142—143, какие слова, выражения, речевые обороты и т.д. употребляются для обозначенных целей.

6) Откройте упражнение 221, с. 144. Прочитайте стихотворение. Сравните по грамматическим признакам выделенные предложения.

— Теперь прочитайте образец текста-рассуждения со сравнительным разбором этих предложений на с. 212 (ответы к упражнению).

7) Самостоятельно выполните упражнение 222.

Проверка проводится по «цепочке».

8) Соревнование между рядами, кто быстрее справится с заданием к упражнению 224: 1-й ряд — задание «а»; 2-й ряд — «б»; 3-й ряд — «в».

— Прочитайте, какие вы нашли пары предложений.

9) Работа по вариантам. Определите вид сравнения: полное или частичное; последовательное или параллельное в сочинениях:

1  в а р и а н т — «Хлестаков и Городничий... В чем их различие?» (с. 146—147);

2  в а р и а н т — «Хлестаков и Городничий... В чем их сходство? (с. 148—150). Составьте план этих сочинений.

— Прочитайте свои ответы.

— Соблюдены ли в этих сочинениях основные правила сравнения?

— Ваша задача — написать сочинение на тему «Ляпкин-Тяпкин и Земляника».

— Как вы думаете, судя по названию, это должно быть полное или частичное сравнение?

— Давайте рассмотрим на вклейке в учебнике «Развитие речи» рисунки П.М. Боклевского к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

— Опишите устно портрет Ляпкина-Тяпкина и Земляники, обратив внимание на позу, фигуру, выражение лиц героев.

— Зачитайте их описание из «Замечаний для господ актеров». Сравните с увиденным портретом.

— Такими ли вы себе их представляли?

— Откройте упражнение 226, с. 151 учебника «Развитие речи». Подготовьте, используя текст комедии, ответы на данные в упражнении вопросы.

— Приступайте к работе над сочинением. Обязательно используйте сделанные вами выписки из текста комедии, сначала составьте план сочинения в соответствии с выбранным вами видом сравнения: последовательным или параллельным; определитесь с основаниями для сравнения героев, еще раз прочитайте правила сравнения и приступайте к работе над черновиком сочинения.

 

III. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель обязательно должен увидеть черновик каждого учащегося, дать совет, помочь скорректировать предложения, если потребуется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.012 с.)