Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с сигнальными карточками.

Поиск

— После прочитанного мной предложения определите его вид и поднимите соответствующую ему сигнальную карточку: определенно-личное — карточка зеленого цвета, неопределенно-личное — карточка желтого цвета, предложение с обобщенным значением — карточка красного цвета.

1) За правое дело стой смело. (Пословица.)

2) Сижу за столом у открытого окна. (В. Бианки.)

3) Сегодня с утра начали жать рожь. (В. Бианки.)

4) Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)

5) Меня приняли в баскетболыиую команду... (Н. Носов.)

6) Одной рукой и узла не развязжешь. (Пословица.)

7) Брошу в море сети частые, белый парус подыму. (В. Брюсов.)

8) Скажешь, когда закончишь уборку комнаты.

9) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Пословица.)

10) К кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)

 

3. Альтернативное творческое задание.

— На выбор выполните одно из трех творческих заданий:

1) преобразуйте двусоставные предложения в неопределенно-личные в упражнении 209;

2) составьте неопределенно-личные предложения с данными глаголами в упражнении 210;

3) найдите неопределенно-личные предложения с обобщенным значением, укажите грамматическую форму сказуемых в упражнении 211.

Коллективная проверка.

Обязательно нужно выслушать несколько вариантов работ учащихся, выбравших упражнения 210, 211.

 

I V. Подведение итогов урока.

— О каких видах предложений вы узнали на уроке? Расскажите о них.

 

Домашнее задание: § 182, упражнение 208.

 

 

Урок 42

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о безличных предложениях, их грамматических особенностях; учить отличать безличные предложения от других видов односоставных предложений.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Расскажите, как вы поняли, чем различаются определенно-личные и неопределенно-личные предложения. А в чем особенность предложений с обобщенным значением?

 

2. Распределительный диктант.

— Распределите в два столбика предложения, которые я буду читать:

Определенно-личные                    Неопределенно-личные

   предложения                           предложения с обобщенным

                                                                значением

1) Постоим еще, Гриша. 2) Вижу горы н долины. 3) Без труда не вытянешь рыбку из пруда. 4) Вас просят к телефону. 5) Останешься с нами? 6) Стемнело.

— Прочитайте предложения 1-го столбика, 2-го столбика.

— Какое предложение вы никуда не записали? Почему?

 

III. Объяснение нового материала.

— Последнее предложение (Стемнело.) вызвало у вас затруднения. В какую группу его следует определить? Рассуждайте. Начните с грамматической формы сказуемого, определите ее. (Прошедшее время, ед. ч., ср. р.)

— Бывает ли такая грамматическая форма в определенно-личных или неопределенно-личных предложениях? (Нет.)

— Что вы можете сказать о действии и лице, его совершившем? (Такого лица нет, это действие совершается само по себе.)

— Такие предложения, в которых действующего лица нет и быть не может, действие совершается само по себе, называют безличными.

— Чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Что могут обозначать безличные предложения? Об этом вы узнаете из § 183, с. 234 в учебнике «Теория».

Особенно тщательно анализируется таблица.

— Сформулируйте особенности безличных предложений.

 

Работа с учебником.

1) Устное выполнение упражнения 217, с. 92, учебник «Практика».

2) Письменное выполнение упражнения 225. Один из учащихся выполняет его, комментнруя, на доске, а остальные ученики — в тетрадях.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения и определите в них способ выражения сказуемого.

1) Больше всего мне (не) хотелось сейчас расспросов. (Г. Бакланов.) 2) Двенадцать лет назад нам так нравилось здесь. (Г. Бакланов.) 3) Нам непросто смотреть друг другу в глаза. (Г. Бакланов.) 4) Нет дороги н.. вперед и н.. назад. (А. Твардовский.) 5) Вальдшнепа н..где не видно. (Г. Скребицкий.) 6) Сердца жаркого (не) залить вином, думу черную (не) запотчевать. (М. Лермонтов.) 7) Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. (М. Лермонтов.) 8) Савельича со мною (не) было. (А. Пушкин.)

— Расскажите о правописании наречий с не и ни, приведите примеры.

 

3. «Веселое» задание.

Упражнение в определении отличий безличных предложений от предложений других видов. Учащиеся клопком в ладоши информируют о наличии безличного предложения.

Учитель диктует предложения:

1) В воздухе запахло свежей зеленью и прохладой 2) Сегодня рисуем пейзаж. 3) Любишь кататься, люби и саночки возить. 4) Несмотря на поздний час, в комнате было совершенно светло. 5) У меня нет времени на пустые разговоры. 6) В часовой мастерской отлично отрегулировали старинные часы. 7) Хорошо в жаркий день растянуться на зеленой травке у ручья. 8) Мне опять нездоровится.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.008 с.)