При однородных членах предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При однородных членах предложения



 

Цель: активизировать понятие об обобщающих словах, расширить знания о постановке знаков препинания при обобщающих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит после однородных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и цель урока.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Беседа с анализом предложений.

— Вспомните, что называют обобщающим словом. Какой знак препинания употребляется при нем?

— Проанализируйте предложения. записанные на доске, найдите в них однородные члены и обобщающие слова там, где они есть. Как нужно расставить знаки препинания?

Д. 1) Виднелись или необработатые песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров.)

2) Теперь уж все было видно тропу кусты камни берег залива. (В. Арсеньев.)

3) В леса в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы твои заливы и блеск и тень и говор волн. (А. Пушкин.)

4) Дремали не только леса но и лесные озера и лениные лесные реки с пресной водой. (К. Паустовский.)

5) Ни красота ни сила ни богатство ничто беды не может миновать. (А. Пушкин.)

6) Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно. (К. Паустовский.)

III. Объяснение нового материала.

— Как быть со знаками препинания в 5-м и 6-м предложениях? Вы нашли группы однородных членов и обобщающие слова. Скажите, какие знаки препинация ставить между ними и после них. Откройте § 188, с. 243 учебника «Теорию», самостоятельно прочитайте и объясните, какие знаки и где нужно поставить в этих предложениях.

— Сформулируйте правила употребления знаков препинания при обобщающих словах.

 

I V. Закрепление нового материала.

Работа с учебником

1) Устная работа с упражнением 272 по заданию к упражнению в учебнике.

2) Выполните упражнение 275, с. 118 письменно составляя схемы расстановки знаков препинания.

 

2. Творческое задание.

— Спишите с доски текст, вставляя в него, где нужно, обобщающие слова при однородных членах.

— Расставьте недостающие знаки препинания.

Д.                                                          Русские реки

Друзья, поглядите на карту нашей страны. Сколько на... извилистых длинных рек, больших озер! Через просторные степи через зеленую тайгу через холодную безлистную тундру... проложили свой путь реки. Бесчисленное множество... малых рек, речушек маленьких лесных ручейков, прозрачных озер разбросано по великим просторам нашей страны.

В дренвости плыли груженные товарами корабли … по серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами... торговали русские люди в глубокой старине. На берегах рек возникли … Киев и Новгород, Псков и Москва.

(По И. Соколову-Микитову.)

С л о в а  д л я   с п р а в о к: водоемы, необозримые просторы, водные дороги, торговые пути, первые русские города, разнооб разные товары и другие.

— Подчеркните в получившемся тексте однородные члены. Какими членами предложения они являются?

— Составьте пунктуационную схему предпоследнего и последнего предложений.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите под диктовку несколько предложений с подробным комментированием у доски. В этих предложениях подчеркните однородные члены и обобщающие слова в соответствии с тем, какими членами предложения они являются.

1) За столом обедали три человека старушка девушка и парень, глазами похожий на старушку. 2) Он тут все от края до края знает и землю и самые малые мостики. 3) Хотите чайку спросила Люда поглядывая то на Никодима Павловича то на бабушку и едва сдерживая смех. 4) И рука его и лицо и синяя спецовка л..снились от сажи и маши(н, нн)ого масла. 5) Тихое небо скромно мерцающ.. звездами и (не)подвижные рябины с черной листвой и еще более черными грозд(?)ями ягод и белые, словно меловые, тропки пересече(н, нн)ые тенями и полосатый туман (в)дали за овинами все было спокойно бе..страс(?)но. Блёкнут к осени деревенские полянки. Летом они щедро разукраш..(н, нн)ы алыми б..рюзовыми белыми цветами и густой тяжелый от медовых запахов воздух (не) подвижно стоит над землей. А сейчас все потускнело и цветы и травы.

(По С. Антонову.)

 

V. Подведение итога урока.

— Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом.

 

Домашнее задание: § 189 — учить упражнение 278 — письменно, 276 — устно, для предупредительного диктанта принести учебники «Развитие речи».

 

 

Урок 49

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.006 с.)