Обособление уточняющих членов предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обособление уточняющих членов предложения



 

Цель: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

О б о р у д о в а н и е: сигнальные карточки со знаками «+», и «—».

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Закрепление изученного материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Расскажите, что вы знаете об уточняющих членах предложения.

— Прочитайте предложения из упражнения 391, в которых есть уточняющие обстоятельства.

 

Предупредительный диктант.

— Устно вы готовили упражнение 392. Объясните, как нужно расставить недостающие знаки препинания и подчеркнутые орфограммы.

— Подчеркните обособленные угочняющие члены предложения.

 

Работа с предложениями, записанными на доске.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д. 1) От Урала до Дуная до большой реки колыхаясь и сверкая движутся полки. (М. Лермонтов.) 2) Издали с востока шел скорый поезд. (А. Платонов.) 3) Внизу в вестибюле угрюмо горела синяя маскировочная лампочка. (В. Лидин.) 4) Ночью пришел поезд и увез Иванова и Машу в их сторону на родину. (А. Платонов.) 5) Там наверху жил маленький мальчик сын токаря из депо. (А. Платонов.) 6) В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды какие так свойственны северному побережью Черного моря. (А. Куприн.)

 

— Спишите их, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните уточняющие члены предложения, а также подчеркните однородные члены предложения.

— Как вы справились с заданием? Проанализируйте предложения.

— Назовите, какие еще обособленные члены предложения встретились в этих предложениях.

 

4. Работа с сигнальными карточками со знаками «+», «—».

— Выполните упражнение 395 устно с помощью сигнальных карточек со знаками «+» и «—». Вначале вспомните и расскажите, в каких случаях перед союзом «или» ставится запятая, а в каких — нет. (Если союз «или» присоединяет уточняющие члены, то запятая ставится, если соединяет однородные члены — то нет.)

Работаем по заданию к упражнению. Где ставится запятая, учащиеся поднимают карточку со знаком «+», где нет — со знаком «—».

 

Морфологический разбор союза.

— Вспомните порядок выполнения морфологического разбора союза на примере союза «или».

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 398 с подробным комментированием с места.

Схемы расстановки знаков препинания учащиеся, комментирующие соответствующие предложения, выходят и чертят на доске.

 

III. Подведение итога урока.

— Расскажите, что вы знаете об обособлении угочняющих членов предложения.

— А что вы знаете об обособлении второстепенных членов предложения?

 

Домашнее задание: § 190—198 — повторить, упражнение 399 — записать примеры к каждой схеме; упражнения 402 и 403 — устно.

 

 

Урок 82

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цели: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, обобщить знания об обособлении в целом; отработать навык правильного пунктуационного оформления различных обособленных членов предложения; проверить уровень усвоения знаний.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— В первой половине урока вы повторите правила обособления уточняющих членов предложения, поупражняетесь в применении этих правил на практике, а во второй половине урока повторите правила обособления второстепенных членов и с помощью небольшой самостоятельной работы проверите, как усвоили данный материал.

 

II. Закрепление изученного материала.

Группировка предложений.

— Прочитайте предложения, записанные на доске.

Д. 1) Из наших среднерусских мест грачи отлетают поздней осенью позже всех перелетных птиц. (И. Соколов-Микитов.) 2) По зеркальной воде по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И. Никитин.) 3) С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. (К. Паустовский.) 4) Вдалеке в глубине парка высокими голосами запели девчата. (С. Антонов.) 5) Там в вышине уже светило солнце, а на земле еще стояли сумерки. (К. Паустовский.) 6) Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход. (К. Паустовский.) 7) Отсюда сверху через просторные окна хорошо были видны мерцающие огни ночного города. (С. Антонов.)

— Запишите предложения, расставляя знаки препинания, в следующем порядке:

1) с однородными обстоятельствами;

2) с неоднородными обстоятельствами;

3) с уточняющими обстоятельствами.

— Проверьте вашу работу: прочитайте предложения первой группы; прочитайте предложения второй группы и третьей группы.

— С помощью какой связи — союзной или бессоюзной — присоединялись уточняющие обстоятельства?

 

2. Проверка домашнего задания.

— Какую связь вы использовали для присоединения уточняющих членов в упражнении 397, которое вы выполняли дома?

— Прочитайте получившиеся у вас предложения.

— Как вы справились с упражнением 402?

Учащиеся выходят к доске и чертят схемы.

 

— Ответьте на вопросы из упражнения 403.

Пока учащиеся устно отвечают на вопросы, один из них на доску выносит ответ на 5-е задание. Затем остальные учащиеся оценивают его ответ.

 

III. Самостоятельная проверочная работа.

— Спишите с доски текст, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните все обособленные члены предложения, вверху над уточняющими членами предложения напишите — уточ.

Д. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака вставал во всем своем зеленом величии. Несмотря на вчерашнюю метель занявшийся день обещал быть ясным морозным ядреным.

Сорока чистившая на ветке ольховника черный острый клюв вдруг повернула голову на бок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Затрещали кусты заметались вершины молоденьких сосенок заскрипел оседая наст. Сорока вскрикнула и распустив хвост похожий на оперение стрелы по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Старый лось застыл, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук...

Но зато и эти чуткие уши не слышали здесь в лесу ничего кроме птичьей трескошни стука дятла и ровного звона сосновых вершин.

(По Б. Полевому.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.007 с.)