III. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Подведение итогов урока.



— Какие задания вызвали затруднения?

— Как вы считаете, удалось ли выполнить цель сегодняшнего урока? Обоснуйте свой ответ.

 

Домашнее задание: повторить § 23, с. 36 учебника «Теория», письменно выполнить упражнение 506 (1—3 абзацы), с. 227 учебника «Практика».

 

 

Урок 84

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ,

СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

 

Цели: активизировать понятие о вводных словах; расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать понятие о вставных конструкциях и их оформлении на письме.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Вспомните, какие слова называют вводными. Что вы знаете о знаках препинания при вводных словах?

— Какие значения могут иметь вводные слова?

— Найдите среди записанных на доске предложений предложения с вводными словами.

 

Д. 1) Сегодня, я думаю, будет дождь.

2) По предположению синоптиков, зима будет снежная.

3) Завтра, видно, снова будет ненастная погода.

4) Он может быть на этом собрании?

5) Он, может быть, на собрании в клубе?

6) Он, безусловно, на собрании!

 

III. Объяснение нового материала.

— Скажите, есть ли в остальных предложениях вводные конструкции с теми же значениями? Какие это синтаксические единицы? (Словосочетание и предложение — 2 и 1 предложения.)

— Значит, вводными могут быть не только слова, но и словосочетания, и предложения. Какие еще значения они могут иметь? Рассмотрите таблицу в § 199 на с. 254 учебника «Теория» и ответьте на поставленный вопрос.

— Прочитайте материал, отмеченный значком! («Обратите внимание»), на с. 255. Придумайте свои примеры с этими словами.

— А теперь сравните 4-е и 5-е предложения, записанные на доске. Почему, как вы думаете, в одном случае может быть выделено с обеих сторон запятыми, в другом — нет? (В одном случае — это вводное словосочетание со значением неуверенности, а в другом — сказуемое.)

— Какой вывод нужно сделать из этого примера? (Нужно уметь отличать вводные конструкции от самостоятельных членов предложения.)

— Для этого нужно выполнить следующие действия. Запишите их в тетрадь.

Чтобы отличить вводные слова от знаменательных слов, нужно:

1) попробовать заменить другим вводным словом с подобным значением;

2) задать вопрос к слову;

3) определить грамматическую связь с другими членами предложения.

В ы в о д: если возможна замена, нельзя задать вопрос, нет грамматической связи с другими членами предложения — это вводное слово.

— Сравните, пользуясь данным порядком действия, два предложения:

1) Итак, она звалась Татьяной. (А. Пушкин.)

2) И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, тебя любить, обнять и плакать над тобой. (А. Фет.)

— А теперь прочитайте учебный материал на с. 256 учебника «Теория» и скажите, какие слова, словосочетания и предложения называют вставными. Чем они отличаются от вводных? Как оформляются на письме?

— Очень важно запомнить, что никогда не выделяются запятыми целый ряд слов, которые часто путают с вводными. Выпишите себе их в тетрадь со с. 257 и обведите рамочкой красной пастой.

 

I V. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 414 в учебнике «Практика» на с. 182. Определите, чем является в этих предложениях слово «бесспорно».

2) Выполнение с подробным комментированием с места упражнения 417, с. 182 учебника «Практика».

Работа по заданию к упражнению.

 

2. Объяснительный диктант.

— Запишите предложения под диктовку. Будьте внимательны, определяя вводное слово или знаменательное.

1) Быть может он для блага мира иль хоть для славы был рожден. (А. Пушкин.) 2) Его страдальческая тень быть может унесла с собою святую тайну. (А. Пушкин.) 3) А может быть и то: поэта обыкновенный ждал удел. (А. Пушкин.) 4) Красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым. (И. Тургенев.) 5) Онегин, я тогда моложе, я лучше кажется была. (А. Пушкин.) 6) Лишь изредка пронизывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу. А если в дверь тихонько постучишь, мне кажется, я даже не услышу. (А. Ахматова.) 7) Наконец и в путь обратный со своею силой ратной и с девицей молодой царь отправился домой. (А. Пушкин.) 8) И если подлинно поется и полной грудью наконец, все исчезает — остается пространство, звезды и певец (О. Мандельштам.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.004 с.)