Работа гидравлического гасителя колебаний
Гидравлические гасители колебаний устанавливаются в центральном подвешивании тележек вагонов. Принцип работы заключается в последовательном перемещении вязкой жидкости при помощи поршня через узкие каналы (дроссельные отверстия) и всасывании ее обратно через рабочий клапан одностороннего действия. При прохождении жидкости через каналы возникает вязкостное трение, в результате чего происходит превращение механической энергии колебательного движения вагона в тепловую и последующее ее рассеяние (диссипация).
Ход поршня вверх называется отдачей, ход поршня вниз - сжатием.
Рис.92. Ход штока вверх (отдача)
При ходе штока вверх жидкость в надпоршневой полости цилиндра сжимается и дросселируется через два щелевых канала. Щелевые каналы образуются двумя лысками на гребешках клапана, установленного в штоке гидрогасителя, и диском, прижатым к гребешкам. В освобождающийся под поршнем объем, равный разности между объемами под поршнем и над поршнем, из резервуара через ряд отверстий в корпусе нижнего клапана засасывается жидкость. Жидкость высокого давления при этом ходе находится только над поршнем.
При резком ходе штока вверх масло не успевает перетечь через дроссельное отверстие а и давление над поршнем возрастает. При достижении величины давления жидкости в 45±5 кг/см2 шарик перепускного клапана открывает отверстие, сжимая пружину и позволяя маслу перетекать в полость под поршнем.
Таким образом, перепускные клапаны ограничивают рост усилий при ходе поршня и позволяют демпферу сохранять демпфирующие свойства. Одновременно масло из полости А резервуара, воздействуя на тарелку клапана в цилиндре, заполняет освободившийся объем под поршнем.
При ходе поршня вниз открываются отверстия в корпусе клапана, через которые жидкость из подпоршневой полости перетекает в освобождающийся объем цилиндра над поршнем.
Другая часть жидкости, равная разности между объемами под поршнем и над поршнем, сжимается и дросселируется в резервуар через два щелевых канала.
При резком ходе штока вниз (или при загустевании жидкости) давление жидкости в цилиндре резко повышается, так как жидкость не успевает дросселироваться через каналы нижнего клапана и резервуар.
При повышении давления жидкости до 45±5 кг/см2 перепускной клапан цилиндра открывается, обеспечивая дополнительное перетекание масла и ограничивая этим усилия сжатия.
Рис.93. Ход штока вниз (сжатие)
Таким образом, масло не оказывает большого сопротивления медленных перемещениях штока поршня и наоборот, при резких перемещениях оказывает большое сопротивление, чем и достигается гашение колебаний рессор центрального подвешивания.
Рис.94. Работа гидравлического гасителя колебаний
|