Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Случайное проявление счастьеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый раз, когда покупаете новую вещь, возьмите из шкафа какую-нибудь старую и занесите в первый попавшийся благотворительный фонд, собирающий одежду для бездомных. Не стоит так привязываться к вещам, накапливая их слишком много. Отдавайте их с лёгкостью, и пусть они сделают кого-то счастливее. Глава 8 Суть прекрасного в единстве разнообразия – Уильям Сомерсет Моэм
Мы далеко не всегда способны изменить внешние обстоятельства отдельно взятой ситуации, но наш ум может оказать решающее влияние на то, как мы её воспринимаем, интерпретируем и, соответственно, как мы будем исходя из этого себя вести. В буддизме мы часто говорим о «двойственности», описывая таким образом то, как обычно наш ум пытается определить реальность – как чёрное или белое, хорошее или плохое, хотя при этом мы прекрасно понимаем, что реальная жизнь плохо описывается подобными категоричными суждениями. В любом обсуждении любой проблемы мы всегда замечаем, что находимся либо на стороне одной позиции, либо на стороне другой – как будто мы непременно обязаны встать на чью-то сторону или принять чью-то точку зрения и затем защищать её, применяя все свои интеллектуальные знания и всё своё красноречие. И, конечно же, мы стремимся переспорить оппонента и непременно одержать «победу». Как же везёт тому, кто видит любую дискуссию как шанс научиться чему-то, увидеть жизнь с иной точки зрения. Кашьяпа, взгляни на эту вселенную трёх собраний тысяч и тысяч миров, на все эти цветы, деревья, леса, лечебные травы – на всё это разнообразие растений, многообразие названий и оттенков цветов гор, рек, долин и лугов. Огромное облако заполняет небо над этими мирами; дождь из него проливает свои воды на все места одновременно, и влага распространяется повсюду. Растения, деревья и лечебные травы – те, чьи корни, стволы, стебли, ветви и листья могут быть маленькими, средними или большими, – все получают свою меру воды. Дождь одного и того же облака позволяет каждому из этих растений расти и развиваться, цвести и приносить плоды в соответствии с его размером и видом. Однако, несмотря на то, что растут они в одной и той же почве и получают воду одного и того же дождя, все эти разнообразные растения отличаются друг от друга. – Лотосовая сутра Описанные в этой сутре деревья, травы и цветы обладают разным потенциалом, даже несмотря на то, что получают воду от одного и того же облака. То же самое можно сказать и о человеческих существах. Каждый из нас воспринимает вещи со своей уникальной точки зрения, которая основана на нашем личном опыте, особенностях личности и эмоциональных реакций. Все эти разнообразные взгляды и точки зрения являются достоверными, и поэтому, если мы сможем научиться смотреть на ситуации под разными углами зрения, сможем устранить некоторые препятствия между нами и нашим счастьем. Жизнь полна сюрпризов. Придумали бы люди поговорку «Нет худа без добра», если бы всё в жизни можно было бы чётко разделить на хорошее и плохое? Такой же опыт, другой опыт Жизнь редко складывается так, чтобы идеально соответствовать нашим планам, и лишь от нас самих зависит, как мы воспринимаем жизненные ситуации – как проблемы или как благословения. Эту простую истину открыла для себя Кэти – участница ретрита в монастыре Друк Амитабха: Обычно, когда мы приезжаем, для того чтобы принять участие в ретрите в женском монастыре Друк Амитабха, то первым делом все вместе спускаемся по лестнице с холма, на котором расположен монастырь, чтобы сделать кхору – обход священной ступы Сваямбунатх. Мы обходим ступу определённое количество раз, и затем делаем подношения. Однажды мы пошли на кхору, когда уже наступил вечер, и в конце сделали подношение огня – зажгли множество свечей с благопожеланиями всем живым существам. Во время кхоры Его Святейшество обычно идёт довольно быстро, а я всегда пытаюсь идти в первых рядах, поближе к нему. В тот раз я тоже торопилась, пытаясь не отставать, и в какой-то момент, когда мы шли по участку дороги, где скос к обочине был довольно ощутимым, я потеряла равновесие и довольно сильно подвернула ногу. Это вынудило меня сильно сбавить темп, и теперь я больше не могла поспевать за людьми, идущими в самом начале процессии. Вскоре я совсем отстала и плелась в хвосте группы. Для меня это было в новинку – я была вынуждена идти сзади из-за досадного происшествия, но в конечном итоге это обернулось для меня новым интересным опытом. Теперь я шла по дороге очень медленно и стала замечать всё, что происходит вокруг, – я увидела во всех красках жизнь людей, обитавших здесь. Ступа Сваямбунатх – это место, куда приходят доживать остаток дней люди, которым не повезло в жизни. Здесь они проводят последние дни под покровом пластикового мусора, чтобы позже найти свой последний приют уже под покровом белой простыни, деньги на которую, как и на весь процесс их погребения, жертвуют абсолютно незнакомые им люди. Другая сторона жизни вокруг ступы – это постоянное движение самых разных людей – пёстрая толпа, состоящая из торговцев, членов местного сообщества и случайных прохожих. Когда я добралась до того места, где мы обычно делаем подношения огня, монахини уже зажгли десятки свечей на ступенях ступы. Это выглядело очень красиво и действовало умиротворяюще. Я опустилась на колени и тоже стала зажигать свечи, наслаждаясь красотой момента и приятным обществом монахинь, получая заряд позитивной энергии, идущей от этого места и самого ритуала. То, что я шла так медленно, позволило мне увидеть то же самое место под абсолютно другим углом зрения. Для меня это стало хорошим уроком. Во-первых, я пришла к выводу, что мне вовсе не обязательно всегда непременно идти впереди процессии, что, должна признаться, было моей настоящей страстью, когда я делала кхору, а также открыла для себя что-то новое, увидела ситуацию в иной перспективе. Надеюсь, что смогу применить этот урок на практике – сохраню способность проще относиться к другим точкам зрения или принимать то, что жизнь не следует намеченному мной плану, ведь теперь я знаю, что это может привести к встрече с чем-то интересным! Ум ничем не ограничен Будда создал продвинутые методы практики медитации и работы с умом, и через какое-то время о нём заговорили как о человеке, который может ходить сквозь стены, скалы и даже парить над вершинами гор. Подобные приписываемые ему способности, конечно же, противоречат общепринятым законам логики и физики. Однако сила ничем не ограниченного ума Будды позволяла ему выходить за пределы общепринятых концепций и обозначений, он понимал, что стена является для нас непроходимой преградой лишь в силу нашего восприятия, а потому через неё всё же можно пройти. Пожалуй, самым наглядным примером может служить обычная вода. Для рыб вода является домом, мы же, человеческие существа, даже несмотря на то, что используем воду в качестве питья, необходимого для поддержания жизни, сразу же умрём, если вдруг вздумаем в ней жить. Таким образом, назначение и смысл воды меняются в зависимости от того, кто её воспринимает. Другими словами, нам не следует целиком полагаться ни на одно из определений воды. Точно так же обстоит дело и со счастьем – не стоит пытаться дать ему чёткое однозначное определение, поскольку разные люди могут по-разному понимать, что это такое. Как говорится в одной притче дзен: «Красавицу любовник видит как наслаждение, монах как отвлечение, а для комара она лишь еда». Много лет назад, когда люди с Запада впервые прибыли в Тибет, местное население сильно боялось их, поскольку они выглядели очень странно – раньше в этих местах никто никогда не видел голубоглазых блондинов. При виде белых людей тибетцы начинали хлопать в ладоши, поскольку это считался проверенный способ отгонять от себя что-то страшное. Западные же люди были польщены тем, как их здесь встречают, ведь в их культуре аплодисменты считались выражением восхищения. Как только мы начнём более осознанно смотреть на мир, выходя за пределы своих ментальных склонностей и концепций, нам будет всё легче воспринимать его по-другому, поскольку мы больше не будем склонны придерживаться жёсткой безапелляционной позиции. Как минимум мы хотя бы начнём отдавать себе отчёт в том, что воспринимаем мир через призму собственных взглядов. Как же это может нам помочь достичь состояния счастья? Как вы, наверное, уже поняли, если мы будем смотреть на мир всегда с одной и той же неизменной точки зрения, то нам так или иначе придётся определить для себя некий набор идей и концепций о том, что является добром, о том, что является правильным, и т.д. Наш образ мыслей навсегда съедет в накатанную колею, и ум потеряет гибкость. Тогда мы, скорее всего, выдумаем себе неизменное уравнение счастья – решим, что можем быть счастливыми лишь в том случае, если наша жизнь соответствует определённым критериям, а если хоть что-то идёт не так, как следует, мы будем реагировать неприятием, вызывающим тревогу, думая, что теперь нам счастья не видать. Когда мы застреваем в какой-либо неизменной системе мировоззрения, то легко раздражаемся и злимся на других людей, которые не укладываются в нашу картину мира. У нас появляется длинный список правил и предписаний как «надо» и как «не надо» себя вести, сверяясь с которым мы скатываемся к постоянной критике других людей. Если мы не способны поставить себя на место другого человека, то нам будет очень сложно выстраивать взаимодействие с окружающими нас людьми, чувствовать к ним эмпатию и сострадание. Мы можем остаться в изоляции, и наш ум замкнётся сам на себя, не в состоянии адаптироваться к текущим ситуациям. Именно поэтому нам просто необходимо регулярно тренировать гибкость ума. Это напоминает ситуацию с двигателем автомобиля – если мы предоставим ум самому себе, оставим его без нагрузки на долгое время, то он заржавеет и его подвижные части просто заклинит.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.012 с.) |