Состояние и перспективы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и перспективы развития



Электронной коммерции

Технологии электронной коммерции за счет использования Интернета

дают возможность сократить затраты, выявить новые каналы

сбыта, создать новые формы взаимодействия с поставщиками, диет-

226 Глава 4

рибьютерами и клиентами, обеспечивают поддержание высокого

профессионального уровня сотрудников и равномерное распространение

корпоративных стандартов на удаленные офисы. Они способствуют

повышению скорости принятия решений на всех уровнях

управления, а также степени согласованности принимаемых решений.

Иными словами, ЭК - это повышение эффективности бизнеса,

основанное на использовании информационных технологий для

обеспечения его рентабельности, конкурентоспособности и управляемости,

что подтверждается опытом крупнейших компаний мира.

Мировые тенденции. Число пользователей Интернета превысило

1 млрд человек, в том числе треть из них приходится на развитые стра-

наы. Их количество постоянно растет прежде всего за счет стран с переходной

экономикой и стран третьего мира. По оценкам различных исследований,

рост объемов ЭК в ближайшее время составит 30 - 70% в

год, и по прогнозам в 2006 г. ЭК будет составлять до 18% общего объема

операций. По оценкам аналитической фирмы Forrester Research,

объем торговли в режиме on-line для бизнеса (В2В) примерно в 10

раз превышает аналогичный показатель для сектора В2С.

В странах с развитой экономикой (Северная Америка и Западная

Европа), несмотря на временную экономическую стагнацию в

2001 - 2003 тт,, доля электронных межфирменных расчетов по продажам

товаров и услуг росла существенно быстрее и уже достигает

20%. По сути дела, это свидетельство глобальных сдвигов в бизнес-

отношениях в сторону электронной коммерции. Доля Северной Америки

в полном объеме услуг составляет 55 - 60%, Европы - 25 - 30%,

Азии - 10%. На остальной мир приходится менее 5%.

Аналитики предсказывают электронной коммерции в сфере В2В

блестящее будущее. Предполагается, что появление на рынке новых

игроков приведет к сокращению доли Северной Америки до 40%,

доля европейского рынка будет составлять не менее 30%, а на остальной

мир будет приходиться до 30%.

Предприятия все больше фокусируют свое внимание на возможностях

ЭК. Экономические проблемы начала XXI в. будут даже стимулировать

использование новых методов ведения бизнеса в целях снижения

производственных и непроизводственных издержек и повышения

рентабельности инвестиций. Именно они позволят сократить

постоянно растущие издержки на маркетинг и доставку товаров и услуг,

а также существенно ускорить информационный обмен. Число

Информационная среда бизнеса 227

компаний, ведущих электронный бизнес, постоянно увеличивается.

Если в 1997 г. было чуть более 2 тыс. компаний, вовлеченных в сферу

В2В, то в 1999 г. их количество достигло 44 тыс., а в 2004 г. число

подобных компаний превысило 1 млн.

Улучшение экономической конъюнктуры будет способствовать

развитию электронного ритейлового бизнеса, хотя даже в США общий

объем В2С в ЭК составляет только 3% (и до 20% в наиболее развитых

сегментах рынка, связанных с информационными технологиями).

В странах с переходной экономикой, в том числе в странах Центральной

и Восточной Европы, уровень операций ЭК невысок и составляет

1 - 2%. В то же время достаточно быстрые темпы развития

уровня компьютеризации являются хорошей основой для предстоящего

роста этих средств доставки товаров и услуг. Положительным

фактором является внимание политиков к развитию электронных ресурсов

в этих странах, в том числе и в России. Понимание того, что

информационные технологии составляют потенциальную основу для

создания, преобразования, использования и изменения продуктового

ряда и роста производства, служит предпосылкой развития ЭК.

Перспективы электронной коммерции в России. По оценкам

экспертов, для создания в России нормальной информационной инфраструктуры

необходимо продавать 5 - 6 млн компьютеров в год. В

силу относительно низких зарплат и высоких цен на вычислительную

технику компьютерная грамотность населения по-прежнему остается

низкой. Три четверти населения ни разу не работали с компьютером.

Темпы, предусмотренные программой "Электронная Россия" (увеличение

к 2010 г. числа персональных компьютеров в корпоративном

секторе в 6 раз и в частном - в 4 раза), недостаточны для достижения

качественно нового уровня компьютеризации.

В 2005 г. активная аудитория сети Интернет в России (Рунет)

достигла 22 млн человек, т.е. около 15% населения. Более 70% аудитории

приходится на крупные города. Практически во всех регионах

России открыты коллективные пункты доступа в Интернет, число

которых составляет 10 тыс. В 2005 г. их услугами воспользовались

3,5 млн человек. Сейчас в Москве сосредоточено 16% пользователей

Рунета. Но даже в наиболее развитом регионе - Москве российский

рынок Интернета сегодня находится примерно на том же уровне, что

в США в конце XX в.

Тем не менее использование сети Интернет для межфирменного

взаимодействия развивается весьма активно. Ведь внедрение элек-

228 Глава 4

тронных методов ведения бизнеса определяется производственной

необходимостью. Здесь все решает экономическая выгода от внедрения

новых технологий. Большинство крупных и средних российских

предприятий уже поняли удобства, получаемые ими при использовании

Интернета. Сектор корпоративной электронной торговли характеризуется

тем, что подавляющее большинство предприятий и фирм

обеспечены компьютерами и имеют выход в Интернет, а системы

доставки и проведения платежей, пусть даже пока в режиме off-line,

достаточно хорошо отлажены. Кроме того, на фоне экономического

подъема объем межфирменной торговли будет постоянно расти.

Преимущества внедрения корпоративных интернет-решений на

российском рынке достаточно очевидны и вытекают как из мирового

опыта, так и из тенденций развития отечественной экономики. В таких

сферах, как создание своего сайта в Интернете, покупка и реклама,

в Интернете уже представлена половина крупных и средних

фирм. В то же время продажи через Интернет осуществляли только

немногим более 10% фирм. Среди наиболее перспективных направлений

в сфере корпоративной ЭК - поддержание заказов, электронные

расчеты, логистика, размещение заказов в режиме on-line. Дальнейшего

развития следует ожидать по созданию торговых площадок,

услуг по предоставлению информации и технической поддержке

электронной коммерции.

Объемы электронного взаимодействия между предприятиями в

России, по мнению экспертов Brunswick Warburg, будут расти в среднем

более чем в 2 раза в год и уже составляют миллиарды долларов.

Руководители российских компаний более оптимистично, чем западные

аналитики, смотрят в будущее сектора В2В в России. Многие

крупные компании планируют вложение инвестиций в развитие торговых

площадок. В ближайшие несколько лет нас ожидают следующие

тенденции в области межфирменной торговли в режиме реального

времени:

• приоритетные условия для лидеров рынка в силу квадратичной

зависимости роста объемов торгов от числа активных клиентов, что

позволит создать преимущества для успешно действующих электронных

торговых площадок по сравнению с конкурентами;

• развитие связей вертикальных площадок с функциональными узлами

(горизонтальными площадками): первые из них владеют знаниями

специфического рынка, а вторые - знанием специфического бизнес-

процесса, что будет способствовать расширению клиентской базы;

Информационная среда бизнеса 229

• развитие биржевых моделей за счет внедрения дополнительных

функций (в том числе форвардных сделок и опционов), преимущественно

на рынках стандартных товаров;

• замена торговых площадок отдельных фирм-производителей

(быть может, за исключением торговых площадок крупных холдингов)

специализированными крупными торговыми системами;

• наибольший прирост активности частных и отраслевых торговых

площадок за счет их специализации;

• расширение активности представителей малого и среднего

бизнеса по развитию клиентской базы и повышению эффективности

своей деятельности за счет аренды приложений.

Торговые площадки в России находятся в постоянной борьбе за

существование, и, несмотря на разнообразные попытки повышения

доходности, сравнительно немногим из них удается выжить в своей

изначальной роли организатора торговли в сети. Перспективы развития

коммерческой части Рунета во многом зависят от государственных

органов, урегулированности правового поля электронной коммерции,

от самих бизнесменов и их готовности к реструктуризации

бизнеса. Все определит конкуренция, поскольку на Западе переход на

электронные формы бизнеса - дело решенное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.018 с.)