Автоматизации банковской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизации банковской деятельности



Перечисленные выше требования к АБС характеризуют общее

направление развития. В то же время важно проанализировать состояние

рынка АБС и на примере конкретной системы рассмотреть

подходы к развитию соответствующих систем.

Опыт внедрения АБС показал, что зарубежные системы мало

прижились на российском рынке. Они сравнительно дороги, нетира-

жируемы и в силу этого недостаточно эффективны. Основными российскими

разработчиками АБС в течение длительного бремени являются

компании Diasoft, R-Style, "Программбанк", "Кворум", ФОРС,

"Инверсия", Центр финансовых технологий.

Учитывая внимание пользователей к разработкам компании

Diasoft (на эту компанию приходится около 30% рынка), более детально

рассмотрим банковские программные продукты и технологии

данной компании. Типовой спектр этих продуктов ориентирован

также на инвестиционные и страховые компании (табл. 1.3).

В настоящее время существуют три линии программных продуктов

компании, ориентированных на различные технологические

платформы и имеющих ряд характерных отличительных признаков.

1. Решение на основе системы DiasoftBANK 4x4 является наиболее

массовым на сегодняшний день. Оно легко тиражируется, отличается

относительной простотой при внедрении и эксплуатации. Базовый

вариант системы работает на проверенной временем платформе

Btrieve/Pervasive SQL. Новая версия системы DiasoftBANK 4x4

40 Глава 1

WorkFlow поддерживается на пяти платформах: Pervasive SQL, MS

SQL Server, DB2 for AS/400, Informix, Oracle.

2. Решение на базе системы "Новая Афина" способно поддержать

работу крупного многофилиального банка. Идеология построения

системы позволяет использовать ее как инструмент управления потоками

финансовой информации в банке. Мощность системы обеспечивается

в первую очередь возможностями промышленной СУБД

Oracle.

3. Достоинство решения на основе системы DiasoftBANK 5NT ~

полная интеграция программных продуктов линии Diasoft 5NT, работающих

на общем финансовом ядре. Этим обеспечивается работа

всех подразделений банка в рамках единого информационного пространства,

автоматизированное управление бизнес-процессами банка

в целом. Масштабируемость решения определяется выбором платформы

MS SQL Server или Sybase Adaptive Server.

Таблица 1.3

Назначение программного

продукта

(подсистемы)

Расчетно-кассовое

1 обслуживание

Частные вклады

Дилинг

Депозитарий

Внутренний учет

Управление

и анализ

Страхование

Удаленный клиент

Обменный пункт

Область использования

Банки

+

+

+

+

+

-f

+

-f-

Инвести-

ционные

компании

+

-f

+

+

+

Страховые

компании

+

+

+

Предприятия

+

Финансово-экономические информационные системы 41

Каждый вариант решения представляет собой гибкую, настраиваемую

многопараметрическую систему и обеспечивает многофилиальный,

многовалютный учет по нескольким планам счетов. Встроенные

средства развития системы предоставляют пользователям дополнительный

инструмент по наращиванию ее функциональности.

Функции администрирования и аудита обеспечивают требуемый уровень

информационной безопасности. Полное протоколирование всех

действий пользователя (ввод, редактирование, удаление) позволяет

проследить историю изменения информации в базе данных.

Комплексные решения, базирующиеся на любой из вышеперечисленных

систем, могут быть дополнены подсистемами, поддерживающими

специальные направления деятельности банка:

• обслуживание частных вкладчиков;

• учет ценных бумаг и срочных операций на фондовом рынке;

• учет срочных операций на денежном рынке;

• общие фонды банковского управления;

• внутрихозяйственную деятельность;

• удаленное обслуживание клиентов;

• валютно-обменные операции;

• анализ финансовых показателей банка.

Комплексность автоматизации банковской деятельности достигается

за счет продуманной архитектуры, предусматривающей наличие

ядра и ряда подсистем (рис. 1.10), развитой технологии разработки и

эксплуатации программных систем. Указанные группы модулей в

том или ином составе присутствуют в основных программных продуктах

(сл^. табл. 1.3).

Так, программный комплекс Diasoft WorkFlow 4x4 обладает общей

архитектурой, позволяющей последовательно, уровень за уровнем

реализовать прикладную функциональность автоматизируемой

предметной области

1. Все системы Diasoft WorkFlow 4x4 построены на основе единого

инструментального ядра. Это не просто инструментарий разработки,

а ядро системы, отвечающее прежде всего за работоспособность

ее бизнес-модели в целом.

2. Набор бизнес-компонентов реализует необходимый объем учетных,

бухгалтерских функций, обеспечивает ведение различных типов

счетов и оборотно-сальдовой информации по ним.

3. Учтенная информация может быть использована для анализа и

построения отчетности. Для этих целей используется универсальная

42 Глава 1

система подготовки отчетности. Ее универсальность достигается использованием

в режиме "активного словаря" актуальной информации

о модели банка. Система позволяет осуществлять выборку первичных

данных, их предварительную обработку, печать в соответствии с

настраиваемыми выходными образцами или передачу отчетных данных

в офисные Windows-приложения.

Модули

анализа и

формирования

отчетности

Модули

активно-пассивных

операций

Модули

автоматизации

учетных операций

Модули

оказания

интерактивных

услуг

Рис. 1.10. Структурная схема комплексной автоматизации банка

За ввод и обработку информации отвечают прикладные подсистемы.

Примером крупнейшей прикладной системы линии Diasoft WorkFIow

4x4 является банковская система DiasoftBANK WorkFIow 4x4. Она также

имеет компонентную структуру, в полной мере предусматривающую

использование функциональности нижележащих архитектурных

уровней и горизонтальных связей между своими модулями и

другими системами.

Ядро включает базовые функции, необходимые для функционирования

каждого программного продукта. Эти функции являются

Финансово-экономические информационные системы 43

основой реализации системы формального учета, а в развитом варианте

- и содержательного учета. Базовые функции предусматривают:

• ведение плана счетов бухгалтерского учета и справочника клиентов

банка;

• организацию документооборота;

• ведение активных остатков счетов и бухгалтерских выписок по

ним;

• ведение контрактов (описаний бизнес-процессов, происходящих

в банке);

• контроль прав доступа пользователей к информации и ресурсам;

• ведение архивов и организацию доступа к ним;

• аудит сущностей прикладной системы;

• интеграцию прикладных систем.

Состав и функции модулей автоматизации учетных операций

приведены на рис. 1.11.

1 Модули автоматизации учетных операций

f Операционный учет >

Учет денежной наличности

Обеспечение межбанковских

операций и маршрутизация

Ведение операционной

конверсии

1 Начисление процентов J

f Депозитарный учет >

Учет ценных бумаг и их

эмитентов

Ведение реестров акционеров

и плана счетов ДЕПО

Обработка инвестиционных и

V брокерских операций у

Учет основных средств

Отслеживание внутреннего

движения основных средств

Ведение журналов учета,

операций и полызователей

Ведение справочников

ч )\

Учет персонала

Учет данных по персоналу

Ведение справочников

Расчет начислений и

удержаний

Ведение журнала операций

^ J\

Рис. 1.11. функции модулей автоматизации учетных операций

44 Глава 1

К ним прежде всего относится операционный учет, т.е. компоненты,

которые служат основой так называемого операционного дня

банка. Кроме того, учетные операции характерны для внутрибанковских

операций, предназначенных для учета основных средств и других

активов банка (зданий и сооружений, нематериальных активов,

малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.д.), а также

кадрового учета, включая заработную плату, и учета ценных бумаг

(депозитарный и регистрационный учет).

На основе операционного учета осуществляется автоматизация

ряда основных областей банковской деятельности.

{.Расчетно-кассовое обслуэюивание. Учет данных о клиентах,

договорах банковского счета, открытие и ведение счетов клиентов,

обработка банковских документов различных видов, проведение расчетов

через различные сети. Автоматизированное ведение картотек

документов. Расчет и взимание комиссии с клиентов за проведение

операций.

2. Деятельность операционной кассы и валютно-обменных пунктов.

Обеспечение комплексной автоматизации и полнофункционального

учета покупки/продажи иностранной валюты и банковских чеков,

зачисление/снятие/перевод денежных средств на рублевые и валютные

счета, ведение реестра операций и журнала проводок по

операциям, формирование всех необходимых первичных документов

и отчетных форм. Обеспечение снижения налоговых отчислений в

соответствии с действующим законодательством.

3. Операции на денежном и валютном рынках. Автоматизация

учета ведения операций на рынке межбанковских кредитов и различного

типа операций с валютой. Поддержка своповых, форвардных,

опционных, а также конверсионных сделок, заключаемых на Московской

межбанковской валютной бирже (ММВБ). Контроль кредитных

лимитов. Поддержка принятия решений, специализированные

средства управления позициями. Автоматический и ручной неттинг

сделок. Автоматическая подготовка подтверждений и отражение

операций в бухгалтерском учете.

4. Меэюбанковские и меэюфилиальные расчеты. Автоматизированный

учет и оформление сделок. Учет операций пролонгации сделок,

начисление процентов, расчет и урегулирование резервов под

возможные потери по ссудам. Автоматический или ручной неттинг

сделок. Подготовка подтверждений, подготовка рублевых и валют-

Финансово-экономические информационные системы 45

ных платежных поручений, бухгалтерское оформление сделок. Формирование

обязательств по выдаче, возврату кредитов и процентов

по ним. Формирование календаря платежей по процентам в случае

ежемесячной выплаты процентов.

Состав и функции модулей активно-пассивных операций {см. рис.

1.10) предусматривают:

• депозитное и кредитное обслуживание клиентов с автоматическим

начислением процентов по гибкой схеме;

• обеспечение процессинга банковских карт;

• операции на рынках межбанковских кредитов и валютного обмена,

внебиржевом и биржевом рынках ценных бумаг;

• автоматизированный учет и оформление сделок;

• автоматизированное управление счетами НОСТРО;

• управление портфелями ценных бумаг;

• сохранение архива производимых операций.

Кредитование физических и юридических лиц включает в себя

регистрацию кредитных заявок клиентов, анализ кредитоспособности

заемщиков, учет заключенных кредитных договоров различных видов,

а также учет обеспечения по ссудам, расчет платежных календарей,

начисление процентов и штрафов, расчет и урегулирование резервов

под возможные потери по ссудам и бухгалтерское оформление

кредитных операций.

Функции модулей оказания интерактивных услуг предусматривают:

• получение информации о деятельности банка и состоянии счетов

клиентов, а также другой финансовой информации;

• подготовку клиентами документов к оплате и заявок на конвертацию

валюты;

• открытие и закрытие краткосрочных вкладов;

• передачу клиентами по каналам связи распоряжений банку;

• удаленную работу с наличными средствами.

Использование интернет-банкинга обеспечивает возможность

оперативного доступа клиентов к финансовой информации, предоставляемой

банком посредством доступа в режиме on-line; формирование

и передачу через Интернет в банк электронных документов

различных типов; предоставление возможности доступа к центральной

системе через интерфейс для мобильных клиентов; безопасность

удаленного доступа и защиту данных.

46 Глава 1

Y^ywTidi модулей анализа и формирования отчетности (рис. 1.12)

ориентирована на задачи управления и прогнозирования, а также на

задачи аналитической и оперативной отчетности. Особое значение

эти модули имеют в свете предстоящего перехода банков на отчетность

по МСФО.

Модули анализа и формирования отчетности

Прогнозирование и управление

Обработка внешних данных разных типов

Поддержка технологий информационных хранилищ

Формирование и использование модели функционирования банка

^

Аналитическая отчетность

Консолидация многофилиальной отчетности

Работа в большом интервале операционных дней

Расчет значений на основании разнородной входной информации

Оперативная отчетность

Консолидация многовалютной отчетности

Формирование отчетов в пакетном режиме

Получение типового набора отчетов по гибкому шаблону

Рис. 1.12. Функции модулей анализа и формирования отчетности

Информационно-аналитическая подсистема (модули) на практике

должна функционировать как интегрированная, объединяющая все

информационные потоки, связанные с работой внутри банка (филиалов,

дополнительных офисов и самостоятельных структурных подразделений)

и поступающие извне. Необходимо обеспечить рациональное

сочетание следующих видов интеграции:

• функциональной, позволяющей согласованно выполнять технологические

и организационно-экономические операции по управлению

взаимосвязанными процессами;

• организационной, обеспечивающей рациональное распределение

ответственности и прав доступа персонала к информации;

Финансово-экономические информационные системы 47

• программной, создающей условия для функционирования

взаимосвязанного комплекса подсистем, согласованного с технологическими

процессами обработки информации;

• информационной, обусловливающей взаимодействие потоков

информации на основе единой информационной базы и совместимых

систем сбора и обработки информации.

Информационный фонд должен представлять собой совокупность

единых для всех пользователей централизованных баз данных,

библиотечного фонда, локальных информационных массивов специального

и справочного назначения. При создании информационного

фонда основное внимание нужно уделять полноте охвата тематических

интересов всех пользователей автоматизированной системы за

счет интегрирования различных существующих информационных

массивов в банке, в стране и за рубежом.

Аналитические модули системы должны обеспечивать структуризацию

и обработку данных для последующего принятия решений.

Необходимо наличие специального интерфейса, позволяющего наращивать

возможности системы путем разработки новых алгоритмов

анализа и подключения их на рабочем месте конкретного аналитика.

Большинство операций по расширению состава информационного

фонда, в том числе по вводу новых объектов анализа и их показателей,

должно осуществляться администратором системы самостоятельно

и без всякого программирования.

Безопасность хранения коммерческой информации - главное требование,

предъявляемое к разработке подобной системы. Его достижение

предполагается за счет использования развитой структуры доступа

к различным функциональным подсистемам, четкой регламентации

работы с ними, подбора специальной высоконадежной конфигурации

оборудования, а также за счет использования программных средств

защиты. Представляется целесообразным дублирование наиболее ценной

и существенной информации, а также протоколирование работы с

системой пользователя любого уровня.

Передача абоненту закрытой информации осуществляется только

по выделенному каналу связи. Если он отсутствует, то пришедший

запрос его правомочности рассматривается как заявка на подготовку

соответствующей информации. Она готовится уполномоченным персоналом

и высылается клиенту почтой в зашифрованном виде.

Общедоступная информация предоставляется всем абонентам

системы, поскольку является широко публикуемой в различных

48 Глава 1

средствах массовой информации и не содержит коммерческой тайны.

Ее наличие в системе расширяет необходимый справочный материал

и повышает оперативность работы.

Планирование деятельности - один из основных вопросов финансовой

деятельности банка. Имеющиеся сегодня подходы и методики

позволяют говорить об этом более детально. В состав традиционных

интегрированных АБС система планирования может входить в качестве

автономно функционирующей надстройки.

Автоматизированная система планирования (АСП) включает в

себя три уровня, обеспечивающих декомпозицию целей: стратегический,

тактический и оперативный (рис. 1.13).

На уровне стратегического планирования, ориентированного на

высшее звено руководства банка, осуществляется моделирование деятельности

банка в терминах обобщенных банковских потоков. Подсистема

стратегического планирования позволяет получать ответы на вопросы

о возможностях и перспективах развития банка, а также о путях

и способах достижения конечных результатов финансовой деятельности,

отвечающих его стратегическим целям и задачам. Подсистема

обеспечивает верификацию и формирование плановых документов,

объединенных в целевую программу финансовой деятельности банка

на заданную перспективу. Для формирования целевой программы

должны быть решены следующие расчетные задачи:

• определение потребных объемов и динамики размещения ресурсов

на интервале планирования;

• определение минимально необходимых объемов и динамики

привлечения ресурсов на интервале планирования;

• установление допустимых значений средневзвешенных характеристик

пассивных инструментов - стоимости и времени привлечения;

• нахождение допустимых значений средневзвешенных характеристик

активных инструментов - доходности и времени размещения;

• определение итоговых сумм и динамики допустимых расходов

банка, относимых на себестоимость за счет чистой прибыли;

• формирование плановых финансовых потоков выплат банка по

кредиторской задолженности и поступлений в банк по дебиторской

задолженности;

• формирование программы изменения мгновенно ликвидных

активов (денег);

• планирование сумм ежемесячных отчислений в фонд обязательных

резервов;

Финансово-экономические информационные системы 49

• планирование сумм налоговых отчислений в бюджет в плановом

периоде.

Миссия, цели

и задачи банка

Состояние

рублевого

рынка

Состояние

валютного

рынка

Законодательные

и

нормативные

акты

Состояние

баланса банка

Финансовое

состояние

клиентов и

банков-

партнеров

Графики

платежей по

заключенным

договорам

Графики

платежей по

планируемым

договорам

Ограничения

на параметры

финансовой

деятельности

Стратегическое

целевое

планирование

финансовой

деятельности

Тактическое

планирование

финансовой

деятельности

Оперативные

указания и

распоряжения

руководства

Оперативное

финансовое

планирование

отдельных

операций

I

Целевая

программа

развития

Предложения

по

корректировке

целевой

программы

Темпы, объемы

и сроки

привлечения и

размещения

ресурсов

План-график

платежей

подразделений

банка

Рис. 1.13. Структура системы планирования банковской деятельности

50 Глава 1

В результате решения задачи стратегического планирования помимо

целевой программы составляется прогноз агрегированного баланса

банка на предусмотренные нормативами отчетные даты. Математическая

постановка задачи представляет собой вариационную

задачу оптимального управления.

Результаты решения задачи стратегического планирования используются

в качестве системы обобщенных требований к последующим

уровням планирования.

На уровне тактического планирования конкретизируется задача

финансовой деятельности в среднесрочной и относительно близкой

перспективе. При этом стратегические требования к обобщенным

характеристикам деятельности банка трансформируются в плановые

параметры основных инструментов банковского портфеля (по привлечению

и размещению). На этом уровне привлекается уточненная

прогнозная информация о рыночных и других ограничениях, действующих

на интервале планирования.

На оперативном уровне выполняется планирование конкретных

сделок банка в различных секторах рынка на ближайшую перспективу

и ежедневное распределение фактически имеющихся в распоряжении

банка финансовых ресурсов с учетом требований оперативных

планов банковской деятельности.

Планирование осуществляется итеративно. В случае существенных

отклонений параметров рынка от прогнозных допустима корректировка

как тактических, так и стратегических планов. Начавшееся внедрение

подсистем первых двух уровней, безусловно, будет способствовать

развитию методов планирования в различных сферах бизнеса.

Структура типичного крупного коммерческого банка включает:

• головной офис с большим числом пользователей АБС и развитым

документооборотом, широким диапазоном решаемых задач как

по обслуживанию клиентов (юридических и физических лиц), так и

по межбанковским и внутрибанковским операциям;

• сеть дополнительных офисов, не имеющих собственного баланса;

• сеть прежде всего иногородних филиалов, ряд из которых может

иметь собственные сети дополнительных офисов и операционных касс;

• системы удаленного обслуживания клиентов (системы "клиент-

банк"), в том числе и через Интернет.

Рассмотрим более подробно вопросы автоматизации филиалов и дополнительных

офисов, а также удаленного банковского обслуживания.__

 

Вопрос 29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.96.239 (0.22 с.)