Автоматизация фондовой торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизация фондовой торговли



Торговля ценными бумагами может осуществляться как на фондовых

биржах (отделах биржи), так и на внебиржевом рынке.

Фондовые биржи представляют собой организованные рынки

ценных бумаг. Они призваны обеспечивать:

• прозрачность рынка ценных бумаг;

• условия для совершения торговых сделок с ценными бумагами.

Отличительные признаки биржевой торговли:

• заменяемость ценностей, являющихся предметами купли-

продажи;

• физическое отсутствие предметов купли-продажи на месте торга;

• унификация правил совершения сделок;

• при совершении сделки контрагенты достигают договоренности

только о виде, количестве и цене, а при форвардной сделке -

также о сроке поставки предмета купли-продажи.

Такие условия сделок обеспечивают большие обороты в торговле

на биржах. Функции фондовой биржи по двум направлениям представлены

ниже.

Оборот капитала

Стыковка предложения и спроса

Предоставление владельцам ликвидных

средств возможностей для

вложения капитала

Предоставление держателям ценных

бумаг возможностей для превращения

их в ликвидные средства

Оценка капитала

Аккумуляция различных предложений

на куплю-продажу ценных бумаг

Формирование курса (цены), соответствующего

реальному экономическому

положению

Ежедневная публикация котировок,

за счет которой обеспечивается прозрачность

рынка

Динамика __________курсов ценных бумаг на биржах отображает обобщенную

оценку инвесторами текущей экономической и политической

ситуации в целом и оценку экономического положения конкретных

эмитентов.

Правила совершения операций издаются правлением биржи. Эти

правила регулируют порядок совершения сделок на данной бирже и

являются неотъемлемой частью любого заключенного на бирже контракта.

Правила устанавливают, например, вид, форму, длительность

Финансово-экономические информационные системы 99

и характер исполнения контракта, порядок выполнения поручении в

период выплаты дивидендов, реализации прав на конверсию ценных

бумаг и/или на дополнительную покупку ценных бумаг, участия облигаций

в тиражах погашения и т.п. Кроме того, в зависимости от

условий совершения той или иной сделки могут устанавливаться

пределы колебаний курса, а также время и способ фактического исполнения

контракта.

Основные участники биржевой торговли и структура информационных

связей на вторичном рынке ценных бумаг представлены на рис. 1.20.

Клиринговый

банк

/^

_1 Информационные

1 агентства V

t

\

MHBeciu|jtDi 1

Биржа

Брокеры

Маклеры

(специалисты)

~N

У

\ 1

Депозитарий

Иные

фондовые биржи

Рис. 1.20. Основные участники биржевой торговли

Главными подсистемами информационной системы биржевой

торговли являются:

• подсистема доставки заявок и поддержки торгов;

• подсистема клиринга;

• подсистема депозитария;

• подсистема информации о состоянии рынка;

• подсистема надзора за рынком.

100 Глава 1

На внебиржевом рынке осуществляются торговые сделки, не носящие

официального характера, которые совершаются вне операционного

зала биржи между неофициальными маклерами и торговцами.

В ряде случаев уставы бирж допускают представление к продаже

или покупке в операционном зале тех ценных бумаг, которые не допущены

ни к официальной торговле, ни к регулируемому рынку. Котировка

таких ценных бумаг возможна также неофициальным маклером

или группой неофициальных маклеров.

Кредитные институты имеют право выполнять торговые операции

с ценными бумагами, допущенными ко всем видам биржевой

торговли, а также с теми ценными бумагами, которые не допущены к

биржевой торговле или в настоящий момент не котируются на биржах.

При совершении торговых операций цены определяются по соглашению

между сторонами (банками, маклерами, клиентами).

Сделки совершаются следующим образом:

• через электронные системы, например Российскую торговую

систему (РТС);

• по телефону (участниками таких сделок обычно являются

крупные инвесторы, например различные фонды и инвестиционные

компании, а предметом телефонных сделок чаще всего служат облигации

и иные кредитные ценные бумаги);

• непосредственно в помещении банка - таким способом обычно

пользуются клиенты банка при приобретении и продаже облигаций

банка, коммунальных облигаций, закладных и т.п.

Все большее значение приобретает торговля через интернет-

системы, разработанные для торговли ценными бумагами. Типовые

решения в этой бизнес-нише во многом взаимосвязаны с возможностями

и решениями, разрабатываемыми для интернет-торговли в целом

(общие принципы и состояние рынка рассмотрены более подробно

в главе 4) и интернет-банкинга {см. разд. 1.3.7).

К наиболее интересным типовым решениям, пригодным для этого

бизнеса, можно отнести универсальную торговую площадку faktura.

ru и сформированную вокруг нее инфраструктуру.

См.\ Карминский A.M., Черников Б.В. Информационные системы в экономике:

В 2-х ч. - 4.1. Методология создания: Учеб. пособие. - М.: Финансы и

статистика, 2006.

Финансово-экономические информационные системы 101

Для внебиржевой торговли ценными бумагами инвестиционные

институты, в том числе банки, создают специализированные учреждения

или подразделения, например так называемые фондовые магазины.

Для автоматизации их работы разрабатываются специальные

системы, предназначенные для переуступки прав собственности по

ценным бумагам и взаимодействующие с системой учета прав собственности.

Основными особенностями такого рода систем являются:

• прием заявок на продажу и покупку ценных бумаг;

• сведение заявок в режиме биржи и в режиме прямого указания;

• гарантированное исполнение заключенных сделок за счет блокировки

выставленных на продажу ценных бумаг в депозитариях и

обязательного депонирования сумм, обеспечивающих покупку заявленного

количества ценных бумаг;

• проведение необходимых денежных расчетов, взимание налогов

на доход от продажи ценных бумаг и налогов на операции с ценными

бумагами;

• учет движения денежных средств;

• организация обмена с неограниченным количеством депозитариев.__

Вопрос №34

Автоматизация в торговле

Торговля - один из наиболее интенсивно развивающихся секторов

приложения информационных технологий, хотя по объективным

причинам автоматизация торговли началась не столь стремительно,

как в банковском секторе. Во-первых, торговля более консервативна

в восприятии информационных технологий, чем банковский сектор.

Во-вторых, стартовые условия автоматизации в торговле не были

столь благоприятны. В-третьих, объективные потребности в автоматизации

складывались постепенно, в том числе с интеграцией торговых

предприятий и осознанием того, что автоматизация является

стратегическим фактором конкуренции. Может быть, сдержанность

на начальных этапах определила стремительность последующего

развития информационных систем в торговле. Определенное преимущество

в конкурентном споре, естественно, получили те фирмы,

которые раньше начали процесс автоматизации.

Особенно это характерно для оптовых и рознично-оптовых компаний,

в том числе сетевых. Такие компании ориентируются на не-

102 Глава 1

большую маржу, высокие обороты и значительное число клиентов,

которые требуют индивидуального подхода. Как здесь обойтись без

современных информационных технологий учета? Именно ИТ позволяют

не проиграть в условиях жесткой конкуренции, обеспечивая

индивидуализированный и качественный сервис, своевременные и

регулярные поставки, низкую стоимость дополнительных услуг и,

следовательно, конкурентную стоимость продукции. Автоматизация учета в торговле

Для торговой фирмы движение товаров и денег играет главенствующую

роль, поэтому автоматизация торговой деятельности предусматривает

многовариантность организации закупок и торговых

схем, гибкую и прозрачную схему складского и секционного учета,

многокассовый, многобанковский учет денежных средств и контроль

взаиморасчетов с поставщиками и покупателями.

В основу ряда комплексов положены схемы документооборота и

принципы, аналогичные описанным выше.

Финансово-экономические информационные системы 111

1. Комплексный охват деятельности фирмы.

2. Отслеживание движения товара на протяжении всего пути с

момента его закупки до реализации по всем промежуточным операциям.

3. Учет товаров в разрезе партий в учетных ценах.

4. Получение текущей информации по состоянию складов, магазинов

и прочих подразделений фирмы, а также о взаимоотношениях

с покупателями и поставщиками.

5. Организация различных видов торговой деятельности: опт,

розница, консигнация, комиссия и др.

6. Проведение маркетинговых исследований и финансового анализа

по результатам деятельности фирмы за любой период времени.

7. Ведение независимого учета по нескольким фирмам с возможностью

объединения отчетов об их деятельности.

8. Ведение многовалютного учета.

9. Представление данных в российском или международном

стандарте.

10. Возможность выборки необходимой информации по сложному

критерию и представление ее в любом удобном виде: в виде печатной

формы, таблицы, экспорта в файл, передачи по электронной почте.

11. Максимальная гибкость в настройке комплекса и в распределении

прав доступа.

12. Работа в сетях с большими объемами данных; распределенный

характер системы.

13. Максимальная открытость комплекса, в том числе возможность

экспорта в популярные программные среды.

14. Легкость в освоении и адаптируемость к задачам клиента.

15. Возможность стыковки и интеграции с другими программными

продуктами.

Рассмотрим более подробно управление складской деятельностью

торговой фирмы (на складах и в торговых точках). Общая схема

документооборота для складской деятельности в торговле представлена

на рис. 1.23.

При этом учитываются следующие факторы:

• товар может иметь несколько независимых единиц измерения,

например количество товара, количество упаковок, вес, стоимость;

• товар может оцениваться в различных валютах;

• товар может иметь различный статус, например статус резервирования;

112 Глава 1

• товар может иметь несколько цен в зависимости от объемов и

группы покупателей и поставщиков, а также от состояния товара в

процессе его хранения и реализуемости на рынке.

Внутри-

складское,

межскладское

Передача

подотчетному

лицу

Передача в

магазины и

филиалы

Передача

дистрибьютерам

Передача

партнерам

Консигнационный

товар

Недоброкачественный

товар

Инвентаризация

Закупка

у поставщика

Прием на

реализацию

Перемещение

Приход

Возврат

[ от покупателя

Оприходование

излишков

Переоценка

Продажа

Возврат

поставщику

Списание Н

Отпуск после

оплаты товара

Передача на

консигнацию

Производство

Брак

Нереализованный

товар

Недоброкачественный

товар

Рис. 1.23. Схема управления складской деятельностью в торговле

Особое значение имеет взаимосвязь между подсистемами торговых

секций (напрямую или через внутренний склад последних), бухгалтерией

и подсистемой аналитической и управленческой отчетности.

В частности, анализ функционирования склада предусматривает

получение полной картины о состоянии складов, магазинов и прочих

подразделений фирмы, о закупках и продажах с формированием любых

отчетных документов, которые охватывают:

• поставки с аналитикой по подразделениям, поставщикам, товарам

или группам товаров, проведение взаимозачетов, получение общего

свода по поставщикам;

• продажи по различным видам торговой деятельности с анализом

по поставщикам, подразделениям, покупателям и товарам;

Финансово-экономические информационные системы 113

• загрузку складов товаром на любой день в ценах остатков или

продаж в различных единицах измерения товара;

• переоценку, возврат, перемещения по поставщику, покупателю,

товару или подразделению;

• транспортные расходы.

Основой для автоматизации торгового зала может служить внедрение

штрих-кодов в качестве стандарта деятельности ТФ.

Штрих-коды как средство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.39 (0.063 с.)