Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единое информационное пространствоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Имеющаяся на предприятии информация хранится в разных информационных системах и на разных носителях: как электронных, так и бумажных. Весь объем этой информации образует информационное пространство предприятия. Термин "единое информационное пространство" используется для обозначения такого порядка представления, хранения информации и доступа к ней, при котором любые сведения, имеющиеся на предприятии, могут быть получены по запросу в различных срезах и сочетаниях. Очевидно, что при наличии на предприятии нескольких информационных систем и нескольких видов представления информации (в электронном виде и в виде бумажных документов) задача создания на предприятии единого информационного пространства становится не только сложной и трудоемкой, но и дорогостоящей. Поэтому если руководство предприятия принимает решение о создании на предприятии единого информационного пространства, то первым шагом на пути решения этой задачи является определение того, какие именно виды информации должны быть доступны внутри этого пространства, а какие могут 16 Глава 1 оставаться "за рамками" и быть доступны из автономно функционирующих систем. Типичным решением является автономный доступ к специализированным информационным системам (например, к правовым) и бумажным архивам. В этом случае в единое информационное пространство включают системы, обеспечивающие получение исчерпывающей информации о внутренней среде предприятия в любых видах, необходимых для анализа деятельности предприятия и подготовки управленческих решений. Как правило, это учетные системы, хотя на некоторых предприятиях к ним добавляются системы электронного документооборота (которые правильнее было бы называть системами коллективной работы с документами) и системы для управления отношениями с клиентами (или CRM-системы - Customer Relationship Management). Организация совместного использования нескольких информационных систем для создания единого информационного пространства представляет собой сложную методологическую и техническую задачу. Остановимся на некоторых аспектах, которые необходимо иметь в виду при построении единого информационного пространства предприятия на основе совместного использования нескольких учетных систем (рис. 1.1). е Информация и информационные системы в экономике 1^ В едином информационном пространстве функционируют несколько (АО специализированных учетных систем, работающих автономно. В каждую учетную систему вводятся первичные (или входные) данные, которые в ней хранятся и обрабатываются. На выходе система формирует отчеты, представляющие собой результат обработки входных данных. Когда учетные системы работают автономно, цикл их работы на этом заканчивается. При наличии единого информационного пространства ситуация усложняется. Для того чтобы можно было получать сводную картину деятельности предприятия, необходимо данные из разных учетных систем ввести в одну, в которой они будут обработаны и представлены в сводных отчетах в консолидированном виде. На рис. 1.1 система, в которую вводятся данные из нескольких систем, показана как центральная информационная система. Ввод данных в центральную информационную систему из остальных информационных систем осуществляется через интерфейсы. На рисунке показан простейший случай однонаправленных интерфейсов, т.е. таких, когда передача данных осуществляется только в одном направлении ~ из специализированных систем в центральную. В качестве центральной информационной системы может использоваться как одна из действующих на предприятии специализированных информационных систем, так и "нейтральная" система, предназначенная только для сбора поступающих в нее данных из специализированных систем, их дальнейшей обработки и представления сводных отчетов (информационное хранилище). Типичным примером организации единого информационного пространства на небольшом предприятии является использование нескольких простых специализированных учетных систем - бухгалтерской, складской и базы данных по клиентам. Поскольку каждая из этих систем дает представление только о каких-то своих аспектах деятельности предприятия, то для получения сводной картины данные из них вводятся в общую систему, которая позволяет руководителям предприятия видеть общую картину состояния предприятия и прогнозировать динамику его развития. Центральная информационная система вовсе не обязательно должна быть сложнее других. Достаточно часто в качестве центральной используется система, разработанная на основе такого распространенного программного продукта, как MS Excel. Данные вводятся в MS Excel из других учетных систем в соответствии с установленными форматами представления данных, необходимых для формирования сводных отчетов централь- 18 Глава 1 ной информационной системы. Ввод данных в центральную информационную систему может выполняться в автоматизированном режиме (когда данные экспортируются из одной учетной системы и импортируются в другую непосредственно или через промежуточный файл), вручную или комбинированным образом. На практике задача объединения нескольких специализированных учетных систем в едином комплексе (едином информационном пространстве) в части определения, какие данные должны аккумулироваться в центральной информационной системе, связана с подходом руководства предприятия к построению единого информационного пространства. Говоря о формировании единого информационного пространства предприятия в том понимании, которое мы определили выше, т.е. единого информационного пространства учетных данных о деятельности предприятия, логично предположить, что его построение начинается с определения учетной политики предприятия. Под учетной политикой предприятия понимается не бухгалтерский документ, который в соответствии с требованиями действующего законодательства обязан быть на каждом предприятии, а общие стратегические направления того, как осуществляется учет на предприятии: что, как, в каких видах и с какой периодичностью учитывается. Причем под учетом понимается не только бухгалтерский, но и управленческий учет. В сущности, когда мы говорим об учетной политике предприятия, речь идет о системе планирования и контроля его деятельности с целью управления.__ Вопрос №8 Информационные технологии (ИТ) определяют, какое количество, какого рода информации и за какое время предприятие в состоянии собрать и обработать. Для ИТ характерно широкое использование электронных способов создания, наполнения, хранения и распространения информации посредством компьютерных и информационно- коммуникационных сетей коллективного доступа. Информационные технологии определяют способ сбора, хранения и распространения (доставки) информации от мест ее создания до потребителей. Современные информационные технологии также называют автоматизированными информационными технологиями, подчеркивая роль, которую играют в этих технологиях средства автоматизации. В автоматизированной информационной технологии (АИТ) предприятия все экономические факторы и ресурсы отражаются в единой информационной среде (едином информационном пространстве) в виде совместимых данных. Это позволяет рассматривать, например, процесс принятия решения как построение и исследование информационной модели, показывающей, какие изменения произойдут с ресурсами предприятия при выполнении тех или иных действий. При этом с самими ресурсами первоначально ничего не происходит - в процессе моделирования используются только данные об их состоянии и сценарии изменения различных параметров этих состояний. Для того чтобы эффективно управлять предприятием в современных условиях, необходимо: • вести мониторинг основных производственных и обеспечивающих производство бизнес-процессов; • иметь быстрый доступ к архивам документов, проектной и технической документации, технологическим картам производственных процессов; • получать информацию о загрузке рабочих мест, перемещении материалов по участкам производства, расходе рабочего времени; • проводить регулярную инвентаризацию, регистрировать изменение запасов материалов, готовой продукции, незавершенного производства и, наконец, детально классифицировать затраты в различных срезах. АИТ дает возможность легко манипулировать многократно укрупненными данными, не вдаваясь в подробности, чтобы выработать стратегическую линию действий предприятия. И в то же время АИТ позволяет легко "опускаться" на уровень детальной первичной информации для решения тактических вопросов. АИТ является динамичным инструментом, с помощью которого можно передавать сообщения и анализировать данные для оперативного управления предприятием, а также строить модели стратегического развития предприятия на основе обобщенной информации о его деятельности за прошедшие периоды. Для построения стратегических моделей могут использоваться различные научные подходы. В автоматизированной информационной системе (АИС) более точно, глубоко и оперативно, чем в традиционном бумажном документообороте, отражается действительное состояние предприятия, полнее объясняются факты, обеспечиваются условия возможной взаимозаменяемости ресурсов, вырабатываются альтернативные варианты решений, позволяющие руководителям принимать обоснованные управленческие решения. Конечно, даже самая лучшая АИС имеет ограничения и не принимает решения за руководителя. Но ее использование существенно облегчает процесс подготовки решения и повышает вероятность его правильности. Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объе- 34 Глава 1 диненных в технологическую цепочку, обеспечивающую создание, сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. Рассмотрим основные компоненты информационных технологий. Внутренние и внешние источники информации. В качестве внутренних для предприятия источников информации могут выступать: • транзакционные системы, предназначенные для выполнения бизнес-операций и учетных операций; • система внутрифирменного электронного документооборота; • документы из электронных хранилищ; • документы на бумажных носителях. К внешним источникам информации относятся: • информационные агентства, поставляющие данные как в электронном виде, так и на бумажных носителях; • законодательные и регулирующие органы; • клиенты и партнеры предприятия, предоставляющие данные в электронном виде или на бумажных носителях. Информационные потоки, поступающие в информационную систему предприятия из разных источников, частично проходят транзитом, частично направляются в информационные хранилища. Доставка информации. Может осуществляться из внешних и внутренних источников по выделенным каналам, по глобальным электронным сетям коммерческого или общего назначения, по корпоративным и локальным компьютерным сетям. Бумажные документы хранятся в бумажном виде в обычных архивных папках или могут быть преобразованы в электронные копии для хранения в электронных архивах и передачи в электронном виде заинтересованным потребителям. Управление информацией. Исходные данные, поступающие в систему из различных источников, как правило, фильтруются. В частности, могут осуществляться следующие этапы преобразования: • проверка корректности (внутренняя непротиворечивость данных, безопасность внесения данной записи для системы в целом); • реформатирование (приведение к общему формату в соответствии с принятыми на предприятии стандартами представления информации); • фильтрация и агрегирование данных; Информация и информационные системы в экономике 35 • исключение дублирования данных; • датирование данных (обязательное внесение метки данных в соответствии с принципом историчности). Существенно облегчают пользователям поиск необходимой информации во внутренних архивах создание и ведение метабазы (описание структур хранилищ данных), которая может заполняться администратором системы или конечным пользователем. Хранение информации. Хорошо организованное информационное хранилище обладает свойствами предметной ориентации данных, историчности, интегрированности и неизменяемости во времени. Глубина хранения информации обычно составляет от 10 лет для агрегированной (обобщенной) информации до 1-5 лет (не считая текущего года) для детализированной информации. Исторические данные по истечении определенных сроков могут складироваться в общесистемном архиве данных, предназначенном для долговременного хранения на разнообразных видах носителей (на магнитных лентах, в оптических и/или магнитооптических библиотеках и др.). В случае необходимости просмотра данных из долговременного архива (например, для ретроспективного анализа временных рядов) они могут быть разархивированы и обработаны обычным образом. Для описания правил функционирования информационных архивов, ведения учета выполняемых архивных операций и доступа к архивной информации существуют специальные средства ведения метабазы и поддержания метаданных. Анализ информации. Основными потенциальными пользователями материалов из информационных хранилищ являются среднее и высшее звено управления, системные аналитики, использующие историческую и текущую информацию о деятельности предприятия для подготовки принятия решений по управлению предприятием. Аналитические задачи можно разделить по их виду и способу моделирования данных. Каждый из компонентов преобразования информации представляет самостоятельный интерес. В зависимости от конкретной прикладной задачи могут превалировать те или иные составляющие, использоваться различные способы работы с информацией. Информационные системы по своему назначению могут иметь регистрационную, консультационно- справочную или информационно-аналитическую направленность. 36 Глава 1 Для регистрационных систем наиболее существенное значение имеют такие характеристики, как быстродействие, объем хранимой информации, возможность работать в распределенном режиме. Такие системы принято называть транзакционными, поскольку транзакция является их основной единицей хранения, обработки, анализа. Для таких систем требования к пользовательскому интерфейсу относительно просты и представляют типовые формы для операторов. Если оператором, по сути, является потребитель продукции (например, системы электронной коммерции), то требования к пользовательскому интерфейсу несколько выше. Если системы включают аналитические подсистемы, то для них вопрос о пользовательском интерфейсе еще более актуален. Крайне важна для транзакционных систем проблема управления информацией, включая проверку корректности транзакций и запросов, проверки непротиворечивости бизнес-процессов и полномочий на их инициализацию. Консультационно-справочные системы отличаются повышенными требованиями к возможностям хранения, классификации и поиска информации. Вопрос поиска традиционно являлся критическим для таких систем. В частности, для ускорения поиска и повышения его гибкости используются методы формирования индексов для слабоструктурированной информации. Аналитические системы требуют расширенных возможностей классификации структурированной информации. Для этих целей могут использоваться специализированные базы данных, обладающие повышенными возможностями работы с многомерной информацией либо напрямую (многомерные базы данных), либо апостериори (инициированные многомерные структуры). Естественным для этих систем являются требования к объему хранения и гибкости поиска информации. Достаточное распространение в качестве компонентов таких систем в последнее время получили информационные хранилища. Этим определяются основные направления развития информационных технологий. Они должны быть ориентированы на поддержание все ускоряющихся бизнес-процессов как в сфере управления организацией, так и непосредственно в производственном процессе, включая последовательное наращивание возможностей по дистанционному управлению бизнесом. Информация и информационные системы в экономике 37 Направления развития Информационных технологий Основными взаимосвязанными и усиливающими друг друга направлениями развития информационных технологий являются: • усложнение информационных продуктов (услуг); • обеспечение совместимости; • ликвидация промежуточных звеньев; • глобализация; • конвергенция. Главная информационная тенденция - услоэюненые и интеграция всех видов информационных продуктов. Переход к цифровым методам передачи, обработки и хранения информации обеспечивает, например, слияние информации и средств развлечений. Возникло даже новое понятие "инфоразвлечение" (infortainment, от английских слов information - информация и entertainment - развлечение). Традиционно пассивные формы восприятия информации уступают место интерактивным формам, развивающим возможности человека. Осуществляются концепции "работать, играя", "учиться, играя", "плавать в информационном киберпространстве виртуальной реальности". Одна из важнейших технологических задач для поставщиков информационно- технологических продуктов - обеспечение совместимости. Для потребителей совместимость означает возможность использования в одном комплексе различных устройств и программных продуктов и свободного обмена различной информацией. Усилия по стандартизации программных, аппаратных и информационных компонентов обеспечивают унификацию внешних форм, но не их содержания. Благодаря этому можно изменять конфигурации программно-технических средств и обеспечивать передачу и хранение разнообразной информации. Именно совместимость обеспечивает возможность межплатформенных переходов при реконструкции информационных систем. На уровне Международной организации по стандартизации (ISO - The International Standards Organization) разработана система стандартов "Взаимодействие открытых систем" (OSI - Open Systems Interconnection). Она позволяет координировать разработку протоколов взаимодействия и стандартных интерфейсов аппаратных средств. 38 Глава 1 Решение задачи аппаратной совместимости требует полного соответствия и взаимной сопряженности компонентов телефонии, обработки данных, средств ввода-вывода информации, передачи данных, хранения и преобразования, аудио- и видеоинформации. Разработка новых методов, которые обеспечивают преобразование информации в формы, удобные и доступные для немедленного использования потребителем, обусловливает тенденцию ликвидации промеэюуточных звеньев. Например, ранее из телефонных систем были исключены телефонисты ("соединители"), затем за счет пользователя кредитных телефонных карт - те, кто собирает деньги. В банковской деятельности часть денег выдается через банкоматы, а не через кассиров, что также отражает эту тенденцию. В более широком плане следует отметить изменение отношений на предприятии (производство - обеспечение), между предприятиями (продавец - посредник - покупатель), между предприятием и потребителем. Нет необходимости поручать что-то посреднику, если производитель и конечный потребитель легко связываются друг с другом и их информационная осведомленность выравнивается. Посредник не может добавить стоимости своим услугам за счет информации, поскольку потребитель получает ее прямо от первоисточника и без искажения и хлопот. При этом можно ожидать относительное снижение цен, ибо стоимость товаров или услуг, получаемых напрямую от производителя, существенно ниже. Действительно, если с электронного терминала может быть обеспечен прямой доступ к "полной" информации о туристических маршрутах, отелях и транспорте, то бюро путешествий и их система агентов нужны только для того, чтобы принимать деньги и помочь в оформлении виз. Исключение не только лиц-посредников, но и специализированных посреднических предприятий, оптовых и розничных складов, штатов амбулаторных регистраторов и многого другого упростит экономическую структуру. На предприятиях изменяются технология и число работающих: исчезают чертежи на бумаге и все связанное с бумажной технологией. После окончания разработки проекта электронная документация передается по проводам (или по иным линиям связи) на производство и в идеале может прямо поступить на автоматические производственные линии, управляемые роботами. В этом случае производство начинается без длительной его подготовки. Модели продукции изменяются по мере поступления новых заказов и их "отработки" в элек- Информация и информационные системы в экономике 39 тронной системе проектирования. При этом происходят "испытания" моделей продукции в виртуальном киберпространстве и уточняются индивидуальные пожелания потребителя. Глобализация позволяет человеку в любой точке мира пользоваться такими же возможностями, как в своем офисе. По мере развития средств информатики рабочим местом (офисом) делового человека становится и борт самолета, и палуба теплохода, и салон автомашины. Он носит с собой мобильный телефон, пейджер, карманный программируемый цифровой помощник, персональный компьютер. С помощью встроенных в эти и другие устройства средств связи предприниматель может легко включиться в планетарную информационную систему в любом месте Земли, связаться с любым человеком, получить доступ к базе данных, находящейся в его офисе. Круглосуточное подключение к информации о состоянии интересующих рынков коренным образом меняет условия проведения деловых операций. Информация легко передается через границы регионов и государств. Информационная изоляция государств и протекционизм в деле свободы передачи информации ведут к их экономическому отставанию. Конвергенция (лат. convergere - схождение, сближение) - последняя из рассматриваемых тенденций развития информационных технологий. Сам термин, означающий сходимость информационных признаков, заимствован из биологии и указывает на возникновение сходства в строении и функциях у относительно далеких по происхождению групп организмов в процессе эволюции. В области аппаратного обеспечения конвергенция ведет к увеличению диапазона возможностей оборудования и к добавлению ему ранее несвойственных функций. Действительно, как определить свойства (признаки) компьютера, который постепенно из программируемого калькулятора превратился в программно-управляемое устройство, затем приобрел свойства музыкального центра, начал принимать телевизионные программы и использоваться для просмотра фильмов и запуска сложных игр, требующих высокой производительности, большого объема памяти и хорошей графики? С другой стороны, в своей эволюции телевизор становится программируемым устройством, постепенно превращается в сложный домашний информационный центр обработки информации, включая в себя такие функции, как ведение счетов платежей, контроль отопления, освещения, оповещение о несанкционированном доступе на контролируемую территорию и т.д. 40 Глава 1 В офисе или дома гораздо удобнее иметь не отдельно стоящие приборы: факс, принтер, ксерокс, сканер, а одно интегрированное устройство со всеми информационными функциями; первые версии таких устройств (medley - "смесь") уже несколько лет имеются в продаже. Фактически элементы конвергенции в информационных системах рационализируют номенклатуру средств информатики и добавляют им потребительскую стоимость. Взаимоусиление информационных функций в одном устройстве снижает стоимость изделий, стимулирует их спрос, ведет к расширению использования информационных технологий. Конвергенция программных продуктов также ведет к появлению новых, ранее присущих другим продуктам свойств и возможностей. Программные технологии не только обеспечивают совместимость различных продуктов, позволяющую использовать их в едином информационном пространстве, но и расширяют возможности существующих и новых прикладных продуктов, размывая границы между различными типами информационных систем. Например, пользователи бухгалтерских систем получают возможность вести управленческий учет, а корпоративные информационные системы "открываются" для доступа к ним клиентов через Интернет. Объединение людей в коллектив при решении сложных задач часто приводит к возникновению синергического эффекта, когда получаемый результат превосходит простую арифметическую сумму усилий каждого отдельного человека. В связи с этим для облегчения общения людей и активизации творческой деятельности разрабатываются все новые и новые средства, создающие эффеьсг "присутствия" участников в одной комнате. В частности, этим целям служат видеоконференции и обеспечивающие возможность их проведения телекоммуникационные средства, более подробно рассмотренные в главе 3.__ Вопрос №9
Современное общество часто называют информационным. Бурлящий океан информации окружает человека 24 часа в сутки. Информация поступает по радио, телевидению, компьютерным сетям и по другим каналам. Индустрия информатизации - это в действительности несколько отраслей, включающих производство информации как таковой, производство средств обработки информации (программного обеспечения) и производство оборудования, на котором будет работать это программное обеспечение. Вопрос №10
Развитие индустрии информатизации началось в середине XX в., когда были изобретены компьютеры, транзисторы, электронные интегральные схемы и микропроцессоры. Первые компьютеры использовались главным образом в военных целях. Например, без компьютера UNIVAC США едва ли смогли разработать и изготовить первые атомные бомбы. В начале 1960-х гг. началось расширение использования компьютеров для невоенных применений - в промышленности, в бизнесе, в науке и других сферах деятельности. Но подлинный компьютерный бум начался в конце 1970-х гг. после изобретения микропроцессоров и появления персональных компьютеров. Компьютерная (а несколько позднее и средств информатизации) индустрия превратилась в один из ведущих секторов экономики, с головокружительной динамикой развития и огромными оборотами. В индустрии информатизации наблюдаются интересные и важные закономерности: Микросхемы и микропроцессоры.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.248 (0.016 с.) |