Отечественные системы класса MRP/ERP 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественные системы класса MRP/ERP



На российском рынке представлен целый ряд иностранных и отечественных систем класса MRP/ERP. Наиболее известные из крупных зарубежных систем масштаба предприятия можно назвать R/3 компании SAP, Scala одноименной фирмы Scala, Oracle Applications фирмы Oracle и другие. Стоимость лицензий и внедрения такой системы оценивается в диапазоне от 300 тысяч до нескольких миллионов $. Так, стоимость лицензии для одного рабочего места в системе R/3 (SAP) обойдется покупателю в 7 тыс. $ и более[91]. Позволить себе приобретение и развертывание такой системы могут немногие предприятия.

Использование зарубежных систем в России представляет и другие сложности, связанные с различием в технологиях ведения бизнеса и бухгалтерского учета. "Национальные особенности" законодательства и бизнеса наряду с высокой стоимостью зарубежных систем оказываются главными элементами, определяющими предпочтения российских предприятий в выборе отечественных комплексов.

Среди российских фирм, предлагающих системные решения класса MRP/ERP, можно выделить компании: "Галактика" с системой "Галактика", "Инфософт" с системой "Флагман", "Парус" с комплексом "Парус-корпорация", "1С" с системой "1С:Предприятие", "Интеллект-Сервис" - "Бэст-Про", "Ай-Ти" - "Босс-Корпорация".

5.5.1. Информационная система управления предприятием
"Галактика" [92]

Эта система является одной из известных российских систем автоматизации управления бизнесом крупного и среднего сектора. Функциональная схема системы "Галактика" включает четыре подсистемы, обеспечивающие решение всей совокупности задач управления (рис. 21): административного управления; оперативного управления; управления производством; бухгалтерского учета.

Контур административного управления включает модули:

· управление маркетингом;

· финансовое планирование;

· хозяйственное планирование;

· управление проектами;

· финансовый анализ;

· учет и управление кадрами;

· управление документооборотом.

Контур оперативного управления включает модули:

· управление снабжением;

· управление сбытом;

· складской учет;

· управление консигнационным товаром;

· давальческое сырье;

· управление автотранспортом;

· расчет с поставщиками и покупателями;

· розничная торговля через торговый зал.

Контур управления производством включает модули:

· технико-экономическое планирование;

· учет затрат на производство;

· техническая подготовка производства;

· оперативное управление производством.

Контур бухгалтерского учета включает модули:

· учет банковских и кассовых операций;

· учет материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов;

· расчет заработной платы;

· главная книга, баланс;

· консолидация;

· векселя и кредиты.

Модульный принцип построения системы допускает изолированное использование как отдельных модулей, так и произвольной их комбинации в зависимости от экономической целесообразности. В системе "Галактика" реализованы основные функциональные модули, поддерживающие стандарт MRP II. На сегодняшний день на основе этой системы автоматизировано управление около 5000 предприятий различных отраслей промышленности. Цена продукта зависит от масштабов предприятия и функционального наполнения системы и колеблется от 400$ до 2500$ за одно рабочее место, а стоимость внедрения - до 100 тысяч $. Сроки внедрения составляют от полугода до полутора лет[93].

5.5.2. Информационная система управления предприятием
"Флагман" [94]

ИС "Флагман" является разработкой компании "Инфософт" и также относится к классу MRP/ERP-систем. Она представляет собой типовой тиражируемый программный продукт, предназначенный для комплексной автоматизации управления производственно-коммерчес­кими предприятиями различных отраслей и видов деятельности и бюджетными организациями. По своей стоимости система "Флагман" является доступной для большинства отечественных предприятий.

В системе реализованы типовые бизнес-процессы, связанные с важнейшими участками финансово-хозяйственной деятельности предприятия:

· стратегическое, текущее и оперативное планирование деятельности предприятия;

· бюджетирование ресурсов, управление финансовыми потоками и экономическим состоянием предприятия;

· функции маркетингового, логистического и операционного менеджмента;

· управление трудовыми ресурсами;

· управленческий и бухгалтерский учет;

· управление себестоимостью продукции;

· мониторинг ресурсов и результатов деятельности предприятия.

Архитектура системы представлена на рис. 22.

В основу разработки информационной системы положен модульный принцип построения. В структуре выделяются контуры как структурные единицы, объединяющие близкие по функциональным задачам подсистемы и модули. Все подсистемы работают с общей базой данных, едиными справочниками, единой системой документооборота, используют общие функции администрирования и разграничения прав доступа. Каждая подсистема обладает определенным набором базовых функций, может поставляться и работать как в комплексе, так и автономно.

Контур "Финансово-экономическое управление" включает подсистемы, предназначенные для верхнего уровня управления предприятием: маркетинговую и договорную деятельность; перспективное и текущее планирование выпуска продукции; управление финансовыми потоками.

Подсистема "Маркетинг" включает функции сегментации рынка, мониторинга внешней среды, формирования каналов сбыта, ценообразование, прогнозирование и анализ сбыта, продвижение товара. Подсистема "Маркетинг" предназначена для автоматизации работы высшего управленческого звена предприятия, в ней закладывается основа последующей управленческой деятельности.

Подсистема "Маркетинг" обеспечивает разработку и учет реализации маркетингового комплекса товар/цена/каналы распространения. Подсистема решает задачи анализа сбыта; обработки информации о состоянии рынка; подготовки данных для прогнозирования развития рынка; учета и планирования работ с потенциальными клиентами; поддержки каналов сбыта и дилерской сети; планирования и анализа результатов рекламных кампаний. В подсистеме ведется накопление и обработка данных по производимым и конкурирующим товарам, поддерживается возможность сегментации рынка по различным критериям. Анализ сбыта осуществляется на основании данных по реализации готовой продукции, полученных из подсистем "Сбыт и торговля", "Бухгалтерский учет".

Отдельные функции подсистемы "Маркетинг" входят в другие подсистемы, относящиеся к контурам "Финансово-экономическое управление", "Логистика", "Управление производством" и "Контроллинг".

Подсистема "Технико-экономическое планирование" предназначена для автоматизации работы планово-экономических служб предприятия.

Основными задачами подсистемы являются формирование производственного плана предприятия; расчет технико-экономических показателей производственного плана и оценка его рентабельности; выбор оптимального варианта производственного плана; объемный расчет потребностей в ресурсах, связанных с выполнением производственного плана.

Разработка производственного плана выполняется с использованием портфеля заказов, формируемого в подсистеме "Сбыт и торговля", и собственных прогнозных расчетов, выполняемых в данной подсистеме. На основании производственного плана предприятия и норм расхода производственных ресурсов на единицу изделия, определяемых в подсистеме "Техническая подготовка производства", рассчитываются потребности в материальных, трудовых ресурсах и оборудовании, производится расчет плановой себестоимости производственного плана в целом и дифференцированно по статьям и элементам затрат.

Подсистема "Договоры и взаиморасчеты" предназначена для автоматизации работы планово-договорных и финансовых служб предприятия и обеспечивает ведение договоров и управление финансовыми потоками. В перечень основных задач подсистемы входят оформление, регистрация, учет и оценка выполнения договоров; контроль взаиморасчетов по договорам и по этапам договоров (включая авансовые платежи, взаимозачеты и штрафные санкции); анализ дебиторской и кредиторской задолженности; связь документов на отгрузку с документами на оплату; классификация договоров; ведение истории договоров. Подсистема может работать как автономно, так и совместно с любой из подсистем, в которых реализована обработка договоров (подсистемы, входящие в контур "Логистика", подсистема "Бухгалтерский учет").

Подсистема "Финансовый менеджмент" предназначена для финансового анализа и расчета финансово-экономических показателей, отражающих степень платежеспособности и финансовую устойчивость предприятия, разработки и учета исполнения финансовых бюджетов; составления и исполнения платежных обязательств. Важнейшей задачей подсистемы является бюджетирование предприятия, отдельных его подразделений и проектов. В подсистеме поддерживается большое разнообразие бюджетов, произвольный период их действия, группировка данных по аналитике, возможность иерархического включения бюджетов нижнего уровня в бюджеты верхнего уровня.

Контур "Логистика" обеспечивает функции планирования и учета движения материальных потоков предприятия, начиная от закупки сырья и комплектующих, необходимых для нужд производства, и заканчивая поставкой продукции и товаров потребителям в соответствии с их заказами. Важным элементом данного контура является функция заключения договоров с покупателями продукции и поставщиками материальных ценностей.

Подсистема "Сбыт и торговля" в контуре "Логистика" предназначена для автоматизации работы сбытовых служб производственных предприятий и предприятий сферы торговли. Основными функциями подсистемы является формирование портфеля заказов на поставку продукции и услуг, учет отгрузки и реализации продукции и услуг, резервирование товаров.

В системе учитываются допустимые сроки хранения и реализации продукции. Поддерживаются операции с наличными запасами, с оптимальными объемами запасов, осуществляется расчет дефицитных и сверхнормативных позиций. В рамках подсистемы поддерживаются операции резервирования товаров, осуществляются текущие операции по сбыту и реализации продукции.

В состав подсистемы частично включены функции подсистем "Договоры и взаиморасчеты" и "Складской учет".

Подсистема "Складской учет" предназначена для автоматизации учета и хранения товарно-материальных ценностей. Основной задачей подсистемы является учет остатков и движения товарно-материальных ценностей.

В рамках подсистемы "Складской учет" обеспечивается аналитический учет материалов, товаров, готовой продукции. При этом поддерживаются различные варианты списания товарно-материальных ценностей: средние цены, FIFO, LIFO, партии поставок, учитываются сроки хранения, сроки реализации.

Подсистема "Снабжение и закупки" предназначена для автоматизации планирования материально-технического снабжения предприятия и учета движения материальных ценностей. Основные задачи подсистемы: планирование и учет выполнения снабженческо-закупочных операций; учет остатков и движения материальных ценностей; контроль графиков поступления товарно-материальных ценностей и графиков оплаты договоров и контрактов.

Контур "Управление производством" включает подсистемы операционного менеджмента - оперативное управление материальным производством и услугами. В данный контур входят также подсистемы, обеспечивающие ведение необходимой для производственного планирования нормативной базы - состава изделий и технологии их изготовления.

Подсистема "Техническая подготовка производства" предназначена для автоматизации работы служб, обеспечивающих производственные подразделения нормативно-справочной и конструкторско-технологической документацией. В системе формируются и поддерживаются классификаторы (справочники) изделий, материалов, покупных комплектующих, деталей/сборочных единиц, эксплуатационные нормативы расходов на оборудование. В рамках конструкторско-технологической подготовки производства ведутся конструкторские спецификации (состав изделий и сборочных единиц) и пооперационные технологии.

Подсистема "Управление проектами" предназначена для планирования выполнения заказов на производство единичной продукции и оказание разовых услуг. Подсистема обеспечивает создание информационной модели проекта, составление календарного плана (графика работ) его выполнения, расчет ресурсоемкости и стоимости проекта, расчет потребности в производственных ресурсах на выполнение проекта, пересчет и модификацию календарных планов при изменении внешних условий, контроль исполнения работ, генерацию отчетов и графических диаграмм.

Подсистема "Календарное планирование" предназначена для автоматизации межцехового оперативно-производственного планирования и учета движения изделий в процессе производства на основе определения межцехового технологического маршрута и межцеховой комплектации изготовления сборочных единиц, расчета межцеховых календарных планов производства и учета их выполнения. В подсистеме осуществляется управление процессом запуска-выпуска деталей в соответствии с производственной программой верхнего уровня и технологией производства, оперативный контроль выполнения межцеховых календарных планов, анализ отклонений фактического движения изделий в процессе производства от плановых заданий, оперативная корректировка календарных планов.

Подсистема "Управление цехом" предназначена для автоматизации внутрицехового планирования и диспетчирования производства на уровне операций и рабочих мест. В подсистему включены задачи планирования и оценки технико-экономических показателей работы цехов.

Набор подсистем, объединенных общим названием "Услуги и сервис", предназначен для автоматизации управления вспомогательными службами предприятия, оказывающими услуги собственным подразделениям предприятия и сторонним организациям. В перечень базовых задач включается управление планово-предупредительным ремонтом основных средств; управление обслуживающими подразделениями предприятия (электроэнергия, газ, тепло, пар, вода); сервисное послепродажное обслуживание.

Набор подсистем, объединенных общим названием "Отраслевые решения", предназначен для автоматизации управленческих функций, реализующих следующие решения: расчеты с клиентами электросвязи; расчеты по коммунальным услугам; управление автотранспортом (обработка путевых листов) и др.

Контур "Управление персоналом" включает подсистемы, обеспечивающие управление трудовыми ресурсами.

Подсистема "Персонал" предназначена для автоматизации работы отделов кадров и смежных служб предприятия. В ее задачи входит ведение штатного расписания, учет личного состава, ведение табельного учета. Каждая из этих задач решается в разрезе организационной структуры предприятия.

При настройке организационной структуры предприятия поддерживается создание иерархической структуры любой сложности, работа с несколькими бизнес-единицами (юридическими лицами, обладающими собственной организационной структурой).

Подсистема "Зарплата" предназначена для автоматизации трудоемкой функции расчета заработной платы. Можно выделить следующие основные задачи, решаемые этой подсистемой: ведение оперативно-справочной информации о субъектах учета, расчет начислений и удержаний, оформление выплат и работа с документами. Подсистема поддерживает расчет повременной и сдельной оплаты труда, коэффициентов и надбавок за работу в условиях Крайнего Севера, больничных листов и отпусков, доплат и надбавок, пособий, премий, налогов, перечислений заработной платы в банк, любых других начислений и удержаний, настроенных на специфику предприятия. Выполняется расчет единого социального налога.

Подсистема "Налог" обеспечивает подготовку отчетных данных для Пенсионного фонда РФ и налоговых инспекций. В модуле используются персональные учетные данные сотрудников предприятия, а также сведения о начисленном заработке и исчисленном налоге. Формируется отчетность: по налогу на доходы физических лиц; по единому социальному налогу; отчетность для программы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Отчетность может быть сформирована как на бумажных, так и на электронных носителях.

Контур "Бухгалтерский учет и анализ" обеспечивает ведение бухгалтерского учета, получение финансовой, статистической и налоговой отчетности; а также анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Подсистема "Бухгалтерский учет" предназначена для комплексной автоматизации бухгалтерского учета предприятий, формирования финансовой и статистической отчетности. Основными задачами подсистемы являются формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов, обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В подсистеме поддерживается многомерный аналитический учет денежных средств, имущественных ценностей, в том числе финансовых вложений, основных средств и нематериальных активов, производственных затрат, реализации, взаиморасчетов, прибыли, налогов и капитала, финансовых результатов.

Модуль "Финансовый анализ" предназначен для оценки динамики и структуры экономических и финансовых показателей деятельности предприятия. В модуле обеспечивается получение сводной информации в разрезе любого бухгалтерского счета, группы счетов; получение данных по движению и остаткам товарно-материальных ценностей. Поддерживается извлечение информации в разрезе любого структурного подразделения, входящего в состав автоматизированного предприятия.

Контур "Контроллинг" включает подсистемы, обеспечивающие функции управления себестоимостью продукции, работ и услуг, а также сбор и обобщение информации для управленческого учета.

В подсистеме "Управление затратами" решаются следующие задачи:

· ведение плановой калькуляции;

· учет прямых и косвенных производственных затрат, коммерческих расходов и услуг вспомогательных производств;

· учет затрат по капитальным вложениям;

· отнесение (распределение) накладных расходов на себестоимость продукции;

· учет незавершенного производства в разрезе заказов и статей затрат;

· расчет фактической себестоимости продукции в разрезе калькуляционных единиц (заказов) и специфицированной номенклатуры вы­пускаемой продукции;

· анализ отклонений фактической себестоимости продукции от плановой себестоимости;

· контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов;

· контроль за выполнением плана по себестоимости продукции, определение результатов деятельности структурных подразделений по снижению себестоимости продукции.

Подсистема "Мониторинг бизнеса" позволяет организовывать автоматизированные рабочие места информационных аналитиков, руководителей подразделений и менеджеров высшего управленческого звена предприятия. Она предоставляет оперативный доступ к данным ИС "Флагман" по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивая возможность анализа производственно-коммерческой деятельности на основе данных управленческого учета.

Контур "Управление информационными ресурсами" включает подсистемы, обеспечивающие администрирование и сопровождение программно-технического комплекса специалистами служб информационных технологий, организацию корпоративного документооборота и делопроизводства, контроля исполнения распорядительных документов.

Программный модуль “Администрирование” обеспечивает функции настройки и администрирования системы на конкретное предприятие. Он включает задание организационной структуры предприятия, сложившуюся технологию ведения документооборота и делопроизводства, централизованного ведения нормативно-справочной информации, разграничения прав доступа, организации пользовательского интерфейса.

Подсистема "Документооборот" предназначена для автоматизации документооборота и делопроизводства и реализует следующие базовые функции:

· классификацию и регистрацию документов;

· настройку форм ввода данных и макетов печати документов;

· настройку формул расчета и контроля показателей;

· задание маршрутов движения документов, списков рассылки, возможных состояний и финансово-хозяйственных операций по документам;

· контроль выполнения операций по документам;

· универсальный поиск по произвольным реквизитам документов;

· связь документов.

Подсистема "Инструментальные средства" содержит совокупность программных модулей, предназначенных для автоматизации процессов сопровождения и сопровождающих программистов и администраторов системы.

В состав инструментальных средств системы входит средство интерактивного доступа к серверу базы данных (БД) - программный модуль "SQL Консоль". Возможности "SQL Консоль" не зависят от используемого сервера БД: допускается выполнение и просмотр результатов выполнения любых SQL-команд, поддерживаемых сервером БД. Система содержит встроенный язык программирования и генератор выходных форм (отчетов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.105 с.)